Вскоре после полномасштабного вторжения РФ в Украину малоизвестная российская компания, расположенная за тысячи километров от границы, разработала план сотрудничества с китайскими фирмами для решения одной из самых насущных проблем, с которыми столкнулась армия-захватчик, - потребности в боевых дронах, которые кардинально меняли лицо войны.
Как пишет Bloomberg со ссылкой на документы, в том числе меморандумы компании Aero-HIT, а также переписку с российскими чиновниками - Москва воспользовалась своими дружескими связями с Пекином, чтобы обойти западные санкции и приобрести ноу-хау и возможности для создания дронов для атаки на Украину. Документы подробно освещают ранее не обнародованное российско-китайское корпоративное сотрудничество в области оборонных технологий.
Издание подчеркивает, что эти документы доказывают передачу России от Китая технологии, даже если правительство Си Цзиньпина заявляет, что не поставляет их ни одной из сторон.
Компания Aero-HIT, которая получила государственное финансирование России, утверждает, что ее завод вблизи аэропорта в дальневосточном городе Хабаровск сможет производить до 10 000 дронов в месяц в этом году и планирует расширить производство более совершенных моделей.
Среди ее продуктов — дрон Veles (FPV), который позволяет пилотам следить за полем боя в режиме реального времени через экран или очки виртуальной реальности, подключенные к камере квадрокоптера. Данные свидетельствуют, что Россия использует FPV для атак на гражданских в Херсоне.
FPV-дроны могут стоить от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, в зависимости от их конфигурации. Согласно документам, один заказ на 100 моделей Veles для армии РФ стоил 8 миллионов рублей, или около 1000 долларов за дрон.
В июне прошлого года Министерство финансов США наложило санкции на компанию Aero-HIT, заявив, что дроны Veles, которые она производит, "использовались российскими войсками, дислоцированными в Херсоне, против украинских целей".
В то же время документы, датированные концом 2022 года до июня 2025 года, показывают, насколько далеко Москва идет, чтобы скрыть своих поставщиков и продолжить поставки своим военным, часто используя посредников, работающих в других секторах.
В частности, в письме от 16 июня этого года компания Aero-HIT обратилась к руководителю департамента междисциплинарных исследований и специальных проектов Министерства обороны России с просьбой о финансовой поддержке для расширения производства путем локализации производства дрона Autel EVO Max 4T.
Autel Robotics является одним из крупнейших китайских производителей дронов и комплектующих к ним. Компания отрицает поставки продукции или наличие каких-либо деловых отношений с российскими фирмами по состоянию на февраль 2022 года.
В письме, содержащем финансовые планы по инвестициям в размере 7,1 млрд рублей (90 млн долларов) и график предполагаемых поставок в течение 28 месяцев, отмечается, что российская компания сотрудничает с инженерами Autel с начала 2023 года. Отношения между двумя компаниями были кратковременно прерваны из-за санкций, но контакты с персоналом Autel были восстановлены примерно в конце 2024 года, и с мая 2025 года стороны ведут переговоры о локализации производства дронов.
В предложении указано, что Autel EVO Max 4T изначально был разработан для гражданского использования, но оказался очень эффективным в боевых условиях благодаря нескольким ключевым преимуществам, таким как радиомодуль, устойчивый к РЭБ. Цена продажи будет составлять 650 000 рублей (примерно 8301 долларов) за штуку и планируется выпускать до 30 000 единиц в год.
Aero-HIT заявляет, что благодаря локализации производства сможет продолжить производство высокотехнологичных дронов в России и получить передачу технологий и ноу-хау, включая прошивку, отладку, производство и ремонт. Важно, что проект интегрирует дроны с российскими ИТ-системами и адаптирует их к потребностям передовой.
В то же время в комментарии Bloomberg китайская Autel Robotics заявила, что никогда не сотрудничала с российской компанией Aero-HIT и не знает о каких-либо договоренностях по местному производству, в которых участвовали Aero-HIT или дрон Autel EVO Max 4T. Компания утверждает, что с февраля 2022 года полностью прекратила все деловые отношения и операции с Россией и все прямые и косвенные продажи российским субъектам хозяйствования.
В январе Autel опубликовала заявление, в котором также отвергала обвинения США в связях с китайской армией, мол "Autel Robotics не является оборонным подрядчиком, не является поставщиком для военных и не имеет никаких военных квалификаций".
Пекин неоднократно заявлял, что контролирует экспорт так называемых товаров двойного назначения, таких как дроны, которые могут использоваться в военных целях, и что он никогда не поставлял ни одной из сторон летальное оружие. Правда из документов не понятно, знает ли правительство в Китае о сотрудничестве некоторых компаний с российскими фирмами, а Министерство иностранных дел Китая не ответило на запрос о комментарии.
Согласно документам, после ужесточения Пекином торговых ограничений на экспорт дронов, некоторые китайские компании отказались работать над российским проектом и отказались от своих контрактов, но на их место пришли другие.
Документы свидетельствуют, что сотрудничество Aero-HIT с поставщиками в Китае датируется второй половиной 2022 года и имело решающее значение для способности России производить беспилотники Veles в больших масштабах.
Еще осенью 2022 года между российской компанией "Комакс", представителями Харбинской всеобъемлющей свободной экономической зоны в Китае и аэропортом Хабаровска начались переговоры о строительстве склада со специальными налоговыми и таможенными условиями для облегчения импорта, а также о налаживании производства дронов с использованием китайских деталей и технологий неподалеку.
Российский бизнес-реестр показывает, что "Комакс" принадлежит человеку по имени Константин Басюк. По данным российских СМИ, он является бывшим оперативником КГБ, а с 2022 года - "сенатором" от оккупированного Россией Херсона. "Комакс" также руководит аэропортом Хабаровска.
Типы беспилотников, которые стороны намеревались производить, были бы похожи на беспилотники китайских производителей Autel и SZ DJI Technology Co. Ltd.. Министерство обороны России и другие государственные учреждения были определены как потенциальные ключевые заказчики.
Отношения усилились после визита российской делегации в Китай весной 2023 года. Тогда делегаты встречались с представителями Харбинской всеобъемлющей свободной экономической зоны и компаниями, связанными с Харбинским технологическим институтом, который является одним из ведущих инженерных университетов Китая.
Институт имеет давние отношения с китайскими военными и участвует в разработке новейшего оружия для армии Китая. В то же время в мае 2024 года его во время визита в Китай посещал Владимир Путин.
Еще в 2023 году стороны договорились о создании совместного предприятия в Хабаровске и о поставке в Россию образца из 100 комплектов беспилотников.
Вскоре Aero-HIT была зарегистрирована в Хабаровске, и российское правительство попросило еженедельно информировать его о ходе реализации проекта. Согласно документам российской компании, фирма контролируется компанией "Комакс".
Отношения столкнулись с некоторыми трудностями в июне 2023 года, когда харбинские компании вышли из переговоров. Но частная фирма Shenzhen Huasheng Industry Co. Ltd, в следующем месяце подписала контракт, который почти полностью повторял предыдущее соглашение.
Канал закупок столкнулся с очередной неудачей в сентябре 2023 года, когда Министерство торговли Китая ввело новые ограничения на экспорт беспилотников и оборудования, что привело к тому, что некоторые из подписанных контрактов, за которые было уплачено около 65 миллионов рублей авансом, были отменены.
Но хабаровская линия по производству беспилотников Veles уже была запущена и работала, производя около 200-300 дронов в месяц.
В январе 2024 года Aero-HIT презентовал свой бизнес на кремлевском мероприятии для малых и средних предприятий в Хабаровске, организованном в рамках президентской избирательной кампании в России. Накануне компания направила Кремлю обзор своих планов по производству беспилотников военного назначения и обратилась к нему за поддержкой. При этом в презентации не было ни одного упоминания об участии Китая. Однако другие документы указывают на то, что компания имеет деловые связи с российским Министерством обороны и военными, и что ее продукция укомплектована китайскими компонентами.