Что оставил после себя глава областной прокуратуры Днепра Сергей Бижко?
В схемах отжима денег и бизнесов, крышевание криминалитета и коррупционеров были задействованы все сотрудники областной прокуратуры, других правоохранительных органов, процессуальным руководством дел которых занималась прокуратура, даже судьи. Этот спрут за 5 лет руководства Бижка охватил просто нереальное количество соучастников, количество пострадавших от их рук наверняка не удастся сосчитать никогда, как и количество денег, накопленных бандами прокуроров.
Сначала Бижко и компания взялись обелечивать криминальные элементы области. Причем делали это показательно. К примеру, все мы помним историю с колл-центрами, когда Днепр начали открыто называть столицей незаконных колл-центров Украины, даже народные депутаты начали вмешиваться. Но на все вопросы Бижко разводил руками : "привлечь к ответственности мошенников не удалось, потому что потерпевшие находились за пределами Украины. Кроме того, часть изъятой техники вернули через суд". А еще правоохранители сталкивались с такой ситуацией: когда успевали выключить компьютеры, они были запаролены и ни одна техническая экспертиза не могла этот пароль снять. В результате осмотреть технику возможности не было», - оправдывался подчиненный Бежко Антон Чернов.
Прокуроры расписываются в полном несоответствии занимаемым должностям, а их не увольняют, даже не ругают, как это произошло? На самом деле претензии к работе Бежко у Киева были и ему регулярно угрожали увольнением. Тогда он срочно ехал в Киев и возвращался с хорошими новостями – дали доработать до Нового года, весны, пенсии и тд. После этого цены на услуги в прокуратуре росли, как и количество тех, кому приходилось платить. После криминалитета на системную оплату безбедной прокурорской жизни поставили коррупционеров. Стоимость услуги «взять под крышу» была разной, кое-что решали бартером. Когда коррупционеров облетели, а аппетит не прошел, начали кошмарить бизнес. Действовали по давно проверенным схемам – в старые уголовные дела новыми решениями вбрасывали бизнесменов, у которых можно было заподозрить наличие хоть каких-то финансов. В судах за определенную сумму судьям прокуроры принимали решения на обыски и изъятие всей техники, денег, документации как в офисах, так и дома у совершенно случайных людей. Обыски проводились с особой жестокостью, запугиванием стариков, детей, соседей. Из квартир выносили все до детских школьных ноутбуков. А потом в бизнес приходил так называемый бегунок и называл сумму за которую прокуроры будто бы обещали оставить в покое бизнес и семью, возвращать изъятое не обещали. Суммы были разные, чем дальше, тем более дикие. В конце концов, дошло до миллионов долларов.
С новым Генпророкурором Бижко тоже пытался договориться, но на счастье Кравченко на это не согласился и из последней командировки в Офис Генпрокурора Бижко вернулся злой как черт. Откатанная схема не сработала. Он потребовал от подчиненных срочно ускорить все дела. И нарисовать хоть какой-нибудь результат. Видимо, количество непонятных дел и действий прокуратуры Днепропетровской области поразило нового Генпрокурора. И Бижко планировал быстро замылить глаза. Но не успел. Буквально из Киева в Днепр принесся эскадрон проверяющих из 35 человек. Представьте себе! 35 человек из Генеральной прокуратуры однажды посетили гости Бижка и его подчиненных. И то, что они увидели поразило их еще больше, потому что вся верхушка прокуратуры области была освобождена одним днем. Никакой передачи дел, ввода в курс нового руководства, ничего, все – и прокурор и заместители немедленно на выход. То есть ни одного заместителя какой бы ни был замешан в преступных сделках Бижка не нашлось. Более того, там вообще ни одного прокурора не вовлеченного в этот спрут не найдется, потому что у каждого была своя роль и свои «дивиденды» до последней секретарши.
И кто-либо из прокуроров продолжит обелечивать и ссылать бегунков к бизнесменам, угрожая новыми подозрениями. Например, возьмем Оксану Асриян, она прокурор первого отдела процессуального руководства при производстве досудебного расследования территориальными органами полиции и поддержания публичного обвинения управления надзора за соблюдением законов Национальной полицией Украины Днепропетровской областной прокуратуры. Коллеги, работающие в прокуратуре недолго за спинами подсмеиваются над Асрианом, наивно предполагая, что она верна Бежке и готова за ним в огонь и воду, выполняет самые грязные его приказы и никогда не задает лишних вопросов, потому что они любовники. На самом же деле причина не только в этом. Просто не все в курсе, что в 2020 году Бижко помог Асриану избежать увольнения из прокуратуры. Тогда она не прошла конкурс и провалила тест на профессиональную пригодность для работы прокурором. Асриан обратилась за помощью к Бегу. Которого тогда только назначили заместителем областного прокурора. Бежко сжалился на маму двух сыновей, которую пару месяцев назад покинул мужчина. И, конечно, помог. Асриан подала в суд на Офис Генерального Прокурора, с требованием разрешить ей пройти тест во второй раз. Немного сосудилась и, наконец, смогла убедить суд, что не прошла тесты на профпригодность не потому, что не знает законов и процедур. А потому что произошел сбой системы. Офис Генпрокурора просил суд не принимать во внимание заявления прокурора, поскольку они не были ничем подтверждены. Никаких сбоев не было. Но суд не только признал все требования Асриан и обязал Офис Генпрокурора принять тест еще раз, но даже заплатить судебные издержки. Удивительным образом фамилия судьи, разрешившего Асриян выиграть дело Олейник. Это конечно не Святослав Олейник, друг и однокурсник Бежка, но фамилии у них одинаковые, родственные связи этих двух Олейников мы исследовать уже не стали. Хватит и того, что есть. Апелляцию Офис Генпрокурора тоже проиграл.
Итак, представьте себе, как любой из вас судится со своим работодателем, выиграет суд, выставляя его на публичное посмешище, а потом внезапно вам прощают все и не только позволяют спокойно работать дальше, но и дают другую должность, на которой у вас будет больше возможностей. Представили? Сведений о том, что Асриян проходила тест во второй раз нет, но на сайте Офиса Генпрокурора есть информация, что ее собеседование прошло успешно 29 сентября 2021 года. В прокуратуре ее оставили, а затем из простого прокурора отдела она стала прокурором первого отдела процессуального руководства. Нельзя сказать, что ее не наказали потому, что в 2020 и в 2021 году ее заработная плата вдруг упала до 232 тысяч и 239 тысяч гривен в год, то есть около 20 тысяч гривен в месяц. После 372 тысяч в 2019 году. Разведенная женщина сама воспитывает двух сыновей. Конечно, она согласна на любые условия Бежка, чтобы остаться на рабочем месте. Два года она тяжело работает и доказывает свою верность. И вот, наконец, в 2022 году у нее растет заработная плата до 1 миллиона и 37 тысяч грн в год, из которых 143 тысячи - это премия от прокурора области ко Дню прокуратуры. А наличными у Асриян вдруг появляются 350 тысяч грн. В 2024 году Асриан получает от государства уже 1 млн 69 тысяч грн и декларирует еще и 18 тысяч долларов наличности. Поэтому можно сказать, что не всех коснулись трудности во время войны, вот у Оксаны Асриян все стремительно начало налаживаться. Все-таки не всем в Днепре удается заработать 25 тысяч долларов в год и накопить 18 тысяч долларов наличными. На зарплату Оксаны Арамовны ни государство, ни руководитель Сергей Бижко не поскупились.
И вот такое наследие остается новому прокурору – люди, задействованные во всех схемах, приучены зарабатывать незаурядное состояние преступным путем. Отказаться от легких денег они, конечно, не смогут и не захотят. Они с нетерпением ждут, когда проверка уедет, чтобы продолжить кошмарить регион. Так что будет делать новый прокурор в таких интересных условиях и сможет ли он устоять перед искушениями, которые предложат ему ловкие подчиненные предшественников?

