Президент США Дональд Трамп и генеральный секретарь НАТО Марк Рютте дали президенту России Владимиру Путину повод серьезно задуматься. Объявление 14 июля о создании нового коридора поставок вооружений в Украину при поддержке НАТО — через европейских союзников и на основе продажи оружия, а не безвозмездной помощи — пока предотвращает угрозу полного сворачивания американской поддержки Украины.
Даже если новая схема представлена в форме, удобной для политического отрицания Трампом перед его сторонниками из лагеря MAGA, и подчеркивает его позорную склонность к "торговле" политикой, это все равно означает: союз США и Европы в поддержку Украины восстановлен, отмечает Дэн Перри, бывший журналист Associated Press.
Во время встречи в Овальном кабинете Трамп и Рютте неоднократно упоминали впечатляющую цифру: 100 тысяч российских военных погибли с января этого года. Это был редкий случай стратегической ясности со стороны Трампа. Он осознал, что Путин не намерен удовлетвориться только частью восточной Украины, как Трамп, очевидно, ожидал. На самом деле Путин стремится поставить марионеточное правительство в Киеве, чтобы контролировать всю страну.
"Это свидетельствует о том, что российский лидер действительно серьезно настроен на восстановление бывшей советской империи. Этого нельзя допустить. В то же время режим Путина неоднократно демонстрировал готовность к ядерному шантажу — и загнанный в угол Кремль, возможно, не блефует", — добавляет Перри.
Новая структура НАТО по вооружению Украины дает президенту Владимиру Зеленскому время, а также возвращает НАТО — Альянс, который Трамп когда-то называл "устаревшим" — в центр западной коалиции, которая, возможно, все еще имеет реальную силу. Это должно встревожить Путина, который, как и Трамп, ошибочно полагал, что способен безгранично им манипулировать.
"Но чтобы завершить войну без еще трех лет изнурительного противостояния, нужно больше — и парадоксально, но именно Трамп имеет уникальные возможности, чтобы этого достичь", — считает журналист.
По мнению Перри, Трамп может сделать смелое предложение, чтобы проверить серьезность намерений Путина и сдвинуть войну с мертвой точки. Он мог бы заявить о готовности признать российский контроль над нынешними линиями фронта, включая узкий сухопутный коридор в Крым через части Запорожской, Луганской и Донецкой областей.
"Это было бы не моральным одобрением, а трезвым признанием военной реальности. Украина вряд ли сможет вернуть эти регионы без многолетней борьбы", — добавляет журналист.
Кроме того, автор считает, что Украина могла бы формально отказаться от вступления в НАТО — что сняло бы главную (хоть и преувеличенную) претензию России в сфере безопасности и лишило Путина одного из главных оправданий для ведения войны.
Зато Киев получил бы немедленные двусторонние гарантии безопасности от ключевых западных государств (по аналогии с американскими гарантиями для Израиля) и ускоренный путь к вступлению в Европейский Союз — настоящий источник экономического благосостояния и инструмент интеграции с демократическим Западом.
Да, Трамп не может самостоятельно обещать Украине членство в ЕС — но в этом и суть: он умеет давить на системы, заставляя их действовать вопреки привычным механизмам. Если он поддержит европейскую интеграцию Украины, Брюссель и столицы ЕС будут искать способы это реализовать, а Киев — найдет возможности решить вопросы коррупции, финансовой политики и т.д.
Различные варианты такого плана, возможно, уже обсуждались, но не публично и не от имени сторон, вовлеченных в войну. Однако публичные заявления имеют совсем другой вес. Это общая истина в геополитике — даже если сам Трамп иногда озвучивает абсурдные идеи, например его заявление в феврале о превращении Газы в Ривьеру Ближнего Востока.
"История знает примеры, когда территориальные уступки агрессору — какими бы мучительными они ни были — позволяли завершить войны и сохранить суверенитет государства, подвергшегося нападению. Среди удачных примеров — соглашения, которые способствовали завершению Корейской войны, многочисленных конфликтов между Индией и Пакистаном, войны в Боснии в 1995 году и вооруженного противостояния между Эфиопией и Эритреей в 2000-м. Сейчас и Сирия размышляет над возможностью уступить часть или все Голанские высоты для заключения мирного соглашения с Израилем", — добавляет журналист.
Путин может объявить о победе. Но если Украина получит интеграцию в ЕС, гарантии безопасности и западное будущее, то основным результатом войны все равно будет поражение Путина.
"А если Путин откажется даже от такого соглашения? Тогда сторонники Трампа, возможно, наконец поймут, что российский диктатор — это преступник, которому надо оказывать решительное сопротивление", — подытожил Перри.
Чем на самом деле руководствуется Трамп в своей политике в отношении Украины — эго, эмоциями или интересами, анализировал Олег Шамшур в статье "Трамп против себя: кто победит — "доминатор" или "гений сделок"?"