/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2Fd9d173eef896c9f1419c32507b7e0105.jpg)
Оборонное партнерство Франции и Германии: сближение на фоне структурных разногласий
Германия становится все более "французской" в вопросах обороны, а Франция — более "немецкой", однако значительные различия в состоянии государственных финансов и стратегическом мышлении означают, что франко-немецкий "двигатель" вряд ли сможет привести к серьезным изменениям в том, как ЕС в целом занимается обороной.
"С исторической точки зрения степень конвергенции между двумя странами, вероятно, выше, чем это было на протяжении десятилетий", — заявил Euronews Якоб Ф. Киркегаард, старший научный сотрудник брюссельского аналитического центра "Брейгель".
Берлин и Париж считают, что их главная долгосрочная угроза исходит из Москвы, и обязались влить сотни миллиардов евро в свою военную и оборонную промышленную базу. В Германии это назвали "Zeitenwende" (исторический поворотный пункт), а Франция заявила, что ее последний закон о военной программе является "окончательным стратегическим шагом".
Этому сближению способствовали: полномасштабное вторжение России в Украину, которое вернуло войну на европейскую землю; возвращение Дональда Трампа в Белый дом, что поставило под сомнение долгосрочные обязательства США по обеспечению безопасности Европы; смена руководства в Германии.
"Новый канцлер ФРГ Фридрих Мерц в основном занял позицию, которую я могу охарактеризовать только как голлистскую", — сказал Киркегаард, добавив, что Европа должна готовиться к будущему без гарантий безопасности со стороны США.
Примером того, что сближение в сфере обороны остается сложным процессом, стал случай прошлой недели, когда Макрон и Мерц пытались снять напряженность относительно совместного проекта стоимостью 100 миллиардов евро по разработке истребителя шестого поколения.
В основе спора лежит требование Франции получить 80% доли в проекте по созданию новой боевой авиационной системы будущего (FCAS), что противоречит предыдущим договоренностям о том, что она будет поделена поровну между двумя странами и Испанией.
"Однако требование Парижа не такое странное, как кажется", — отметил Рафаэль Лосс, научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (ECFR).
Главное различие между Францией и Германией заключается в том, как они относятся к своим вооруженным силам. Вооруженные силы Франции являются частью национальной внешней политики, а заморские территории страны и обладание ядерным оружием добавляют ей глобальной перспективы.
"Все, что связано с французскими силами ядерного сдерживания, должно работать, когда Франция остается одна. И это касается также FCAS, который должен заменить истребители-бомбардировщики Rafale в будущем для переноса французского ядерного оружия", — объяснил Лосс.
Французская промышленность должна быть способна самостоятельно производить этот самолет, если дело дойдет до конфликта. Они готовы сотрудничать, когда стратегические ориентиры совпадают, но в конечном итоге они должны производить все независимо от других.
Другим серьезным препятствием для двух стран в продвижении совместной оборонной программы на уровне ЕС является очевидная разница в их финансовом пространстве.
Соотношение долга Германии к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляло 62,3% в первом квартале этого года. Во Франции этот показатель составлял 114,1%, что намного выше, чем предусматривают правила блока (60%).
Это структурное расхождение означает, что Германия может позволить себе вкладывать значительные средства в оборону, а Франция — нет. Например, Германия попросила воспользоваться предложением Брюсселя о смягчении фискальных правил относительно оборонных расходов, чего не может сделать Франция.
Европейская комиссия предложила план перевооружения Европы, который, как она надеется, побудит страны-члены ЕС инвестировать до 800 миллиардов евро до 2030 года. Но большая часть этих денег, как ожидается, поступит из казны государств-членов.
Макрон призвал к совместным заимствованиям ЕС как одному из вариантов финансирования, что Германия категорически отвергла.
Для Киркегаарда это означает, что кризис, вызванный войной России в Украине, — "большая упущенная возможность" для блока.
"Этот кризис, война в Украине, не приведет к существенному усилению институциональной или фискальной интеграции ЕС. Она приведет к расширению ЕС за счет Украины и, возможно, других стран, но это другой тип изменений в ЕС", — отметил он.

