Энергетические сообщества — путь повышения энергетической стойкости громад
Энергетические сообщества — путь повышения энергетической стойкости громад

Энергетические сообщества — путь повышения энергетической стойкости громад

Энергетические сообщества — путь повышения энергетической стойкости громад

Энергокризисы, вызванные полномасштабной войной в Украине, коснулись каждого жилья и бизнеса. Электроэнергия стала не просто услугой, а вопросом выживания. И даже в случае прекращения обстрелов энергосистему быстро восстановить невозможно.

В таких условиях коренная трансформация энергосистемы становится не просто стратегически важной, а критически необходимой. Украина уже задекларировала курс на развитие распределенной генерации — по крайней мере на уровне государственных политик и стратегий. Но на практике громады, бизнесы и домохозяйства до сих пор не имеют действенных механизмов поддержки для активного внедрения локальных энергетических проектов.

С учетом прогнозируемых рисков, потребители вынуждены искать альтернативы централизованной поставке. Одним из самых перспективных решений в этом направлении является создание энергетических сообществ.

Что такое энергетическое сообщество?

Энергетическое сообщество — это объединение граждан, бизнеса или муниципалитетов с целью совместного производства, хранения, потребления и продажи энергии, преимущественно из возобновляемых источников (ВИЭ). Такие объединения могут действовать в рамках централизованной энергосистемы или функционировать как автономные микросети, например, обеспечивать электричеством или одновременно и теплом школу, больницу или целое село даже во время полного блэкаута.

Эта модель — пример практического воплощения европейских подходов в сфере энергетики. Создание энергетических сообществ предусмотрено нормативной базой Европейского Союза, в частности Директивой 2018/2001 (RED II) о содействии использованию ВИЭ и Директивой 2019/944 о правилах внутреннего рынка электроэнергии. В Украине правовой статус энергетических сообществ до сих пор не определен. Но спрос на такой инструмент уже существует.

По результату социологического опроса, более 80% украинцев поддержали бы создание энергетического сообщества в своем регионе, даже несмотря на то, что почти половина опрошенных впервые узнали о такой возможности. Вместе с тем Украине недостаточно просто копировать европейские решения. Часть моделей, которые эффективны в мирных странах, не работает в условиях войны или нуждается в значительном упрощении. Поэтому для Украины эффективность заключается не в точном копировании европейских моделей, а в их гибкой адаптации к местным условиям с учетом военных рисков, институционных особенностей и локального контекста.

Что тормозит развитие новых инициатив?

На сегодняшний день механизм «зеленого» тарифа (фиксированная выкупная цена, которую государство гарантирует производителям электроэнергии из ВИЭ) себя исчерпал и не является экономически привлекательным для разработчиков новых проектов ВИЭ. Поэтому особый приоритет получает разработка альтернатив, таких как возможность локального самопотребления, энергообмена в рамках микросети, льготные условия подключения к сетям, доступ к финансированию кооперативов, объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и громад. Также важно внедрять пилотные аукционы для распределенной генерации, создавать институционные условия для обучения, технической поддержки и запуска проектов.

Но выгоды от внедрения таких моделей значительно шире экономии на счетах. Энергетические сообщества повышают энергонезависимость, способствуют стабильности поставок и обеспечивают большую предсказуемость затрат на энергоресурсы. Вместе с тем они способствуют усилению энергостойкости общенациональной энергосистемы, потому что уменьшают потери в сетях, разгружают центральную генерацию, повышают гибкость системы и стимулируют ее цифровую трансформацию. Кроме того, это новые рабочие места, развитие местной экономики и рост роли громад в формировании энергетической политики на местном уровне.

Создание энергетического сообщества нуждается в значительных ресурсах, инвестициях, технической и юридической экспертизе, инженерном сопровождении и координации с операторами системы распределения. Поэтому критически важно, чтобы государство не только не препятствовало развитию таких инициатив, но и активно формировало регуляторную и финансовую среду, которая поощряет создание новых энергетических моделей на местах.

Какие изменения нужны законодательству?

Чтобы энергетические сообщества вышли за рамки единичных примеров и стали массовым явлением, необходимо решить ряд системных вопросов на уровне законодательства и государственной политики.

Прежде всего необходимо разработать национальную концепцию энергетических сообществ, которая будет включать адаптированные определения и модели, в частности для энергокооперативов, сообществ возобновляемой энергии и общественных объединений. Концепция должна закреплять права, обязанности, финансовые и организационные возможности участников.

Не менее важно обеспечить гибкость в организационно-правовых формах таких инициатив. Энергетические сообщества должны иметь возможность действовать как кооперативы, ОСМД, ассоциации, общества с ограниченной ответственностью или другие юридические лица. При этом внутренние документы должны гарантировать демократическое управление, открытое участие, социальную ориентацию деятельности и обязательное реинвестирование прибыли в развитие инфраструктуры или удовлетворения потребностей громады.

Энергетические сообщества должны иметь право на льготное участие в государственных механизмах поддержки, в частности в конкурсах или программах по упрощенным процедурам. Согласно рекомендациям Европейской комиссии (CEEAG) и Энергетического сообщества, государство может проводить отдельные аукционы только для таких сообществ или даже оказывать поддержку без конкурсов для малых проектов. Целесообразно также использовать социальные критерии отбора, в частности наличие общественного участия, создание новых рабочих мест или локальное влияние.

В перспективе следует создать отдельную государственную программу поддержки энергетических сообществ, которая будет включать:

  • доступ к льготному кредитованию;
  • гранты на обучение, техническое сопровождение и развитие проектов;
  • повышение способности громад к самостоятельному запуску проектов.

Также нужно интегрировать существующие инструменты децентрализации энергетики, например механизмы активного потребителя, агрегации, малые системы распределения в общую политику поддержки энергетических сообществ.

Внимание нужно уделить и вопросу энергетического управления. Если энергетическое сообщество планирует продавать излишки электроэнергии в общую сеть, оно должно владеть инструментами балансирования, планирования и рыночной торговли. Нужна внутренняя система энергетического планирования, способная обеспечить прогнозирование объемов энергопотребления, пиковых нагрузок, изменения погоды. Необходимы специалисты, знающие толк в работе энергорынков и взаимодействия с их участниками. Иначе эта модель не будет жизнеспособной в долгосрочной перспективе.

Основа функционирования энергетического сообщества — взаимодоверие и стратегическое планирование. Это новая форма социальной инфраструктуры, которая характеризуется адаптивностью и стойкостью. Она представляет собой локализованную энергосистему, оперирующую на принципах устойчивости, справедливости и энергетической безопасности. Такая система интегрирует передовые технологии с экологическими подходами, способствуя обеспечению стабильного и прогнозируемого энергетического будущего.

Имплементация этой концепции на общенациональном уровне, а не только в пределах отдельных громад, нуждается в субъекте, способном создать благоприятную регуляторную и финансовую основу. Сейчас для государства актуален вопрос его готовности к выполнению этой функции или же дальнейшего избегания ответственности за решение соответствующих вызовов гражданами самостоятельно. В этом контексте критически важен подход законодателей к принятию текущих законопроектов об энергосообществе: формально выполнить законодательную функцию, интегрируя определение этих сообществ в украинское законодательство во исполнение требований адаптации к нормам ЕС, или же заложить фундамент на уровне закона для действенной поддержки их создания и развития.

В условиях военных действий и в период послевоенного восстановления энергетические сообщества могут стать не только источником электрической энергии, но и залогом энергетической независимости, экономической стабильности и национальной безопасности.

Источник материала
loader
loader