Трибунал над Путиным может начаться уже в 2026 году. Удастся ли наказать руководство РФ?
Трибунал над Путиным может начаться уже в 2026 году. Удастся ли наказать руководство РФ?

Трибунал над Путиным может начаться уже в 2026 году. Удастся ли наказать руководство РФ?

Потенциально спецтрибунал сможет нацеливаться не только на российское руководство.

Представим, что война закончилась. Среди множества сложных вопросов, на которые нужно будет искать ответы, особым стоит вопрос справедливости. Предстанут ли перед трибуналом Путин, Шойгу, Лавров и другие в Москве, кто развязал войну против Украины? Приговорят ли их к пожизненному заключению, как высшей степени наказания за совершенное?

Это о памяти. О том, что зло имеет имя, и оно не может остаться безнаказанным. Весомый шаг к восстановлению справедливости в этом вопросе – Специальный трибунал по преступлению агрессии против Украины, о создании которого украинская сторона договорилась с Советом Европы 25 июня в Страсбурге.

Эксклюзивные детали относительно того, когда заработает спецтрибунал, и на кого из верхушки российской власти он будет нацеливаться в первую очередь — дальше в материале "Телеграфа".

У кого в Москве нет иммунитета

Во-первых, что такое "преступление агрессии"? Это преступление, совершаемое политическим и военным руководством государства. То есть непосредственно теми лицами, которые принимают решения о подготовке и развязывании агрессии. Специальный трибунал будет нацелен не на российских командиров или солдат, отдающих и выполняющих приказы на поле боя, а именно на руководство Российской Федерации.

Почему этим не занимается Международный уголовный суд в Гааге? Он может расследовать военные преступления, преступления против человечности и геноцид в Украине. Однако ему не хватает юридических полномочий для привлечения лидеров к ответственности за преступление агрессии. Специальный трибунал восполнит этот пробел.

Осведомленный источник "Телеграфа" обращает внимание: после ряда сложных обсуждений соглашение о создании спецтрибунала включает функциональный иммунитет для так называемых "членов тройки" в Кремле: Путина, министра иностранных дел Лаврова и премьер-министра Мишустина.

Иммунитет действует только до тех пор, пока они занимают свои должности. Если, скажем, Лаврова убирают из МИДа или отправляют на пенсию, его иммунитет аннулируется. После этого министра, который называл выполнение целей путинской "специальной военной операции" священной обязанностью, смогут привлечь к ответственности.

При этом иммунитет отдельных лиц не мешает проведению следственных действий — собранные специальным прокурором доказательства не отправятся в архив, а будут храниться, ожидая своего часа.

Кроме того, преступление агрессии не ограничивается действиями упомянутой "тройки". Речь может идти и о заместителе председателя Совбеза Медведеве, и о бывшем министре обороны Шойгу, и о начальнике Генштаба Герасимове. А также, скажем, о членах Госдумы, голосовавших за законы, связанные с развязыванием военной агрессии. Всех причастных установит следствие.

Максимальное наказание, которое может назначить спецтрибунал, — пожизненное лишение свободы или лишение свободы сроком до 30 лет.

Судить российских деятелей, чья вина будет доказана, могут и заочно. Иногда это единственный выход. Если, к примеру, тот же Лавров теряет свою должность и не выезжает за пределы России, "никто не будет ждать 20 лет, пока он умрёт", — говорит один из собеседников издания. В таких условиях судебный процесс проходит в отсутствие обвиняемого. Повестка в суд публикуется в СМИ, у россиянина есть право на адвоката. Если такого нет — защитника предоставляет суд.

На основании обвинительного акта суд может выдать приказы и ордера на арест, заключение под стражу или передачу лица Специальному трибуналу. После этого все государства, на территории которых это лицо может когда-либо появиться, будут обязаны арестовать его и передать Специальному трибуналу для отбывания наказания.

Если обвиняемый добровольно является в суд, возможен повторный судебный процесс уже с его участием.

Источник "Телеграфа" добавляет, что такой вариант не является идеальным, но гораздо лучше, чем ничего. Если оставить преступление агрессии со стороны российского руководства безнаказанным, это может открыть "ящик Пандоры" и стать опасным прецедентом для других авторитарных режимов в мире. Ведь безнаказанность порождает новую агрессию как в региональном, так и в глобальном масштабе.

В теории спецтрибунал сможет привлечь к ответственности и военно-политическое руководство Беларуси или Северной Кореи. В документах нигде не отмечено, что субъектом расследования является только руководство России. По оценкам одного из осведомленных собеседников, на данном этапе рано прогнозировать, какие доказательства есть, и будет ли их достаточно, чтобы предъявить обвинения беларусским, северокорейским или другим должностным лицам. Но потенциально это может случиться.

Спецтрибунал могут запустить уже в следующем году

Немного предыстории. Идея о создании специального трибунала зародилась в первые месяцы полномасштабного вторжения, и толчком для нее стала статья светила в области международного права — франко-британского профессора Филиппа Сэндса, который предложил привлечь к ответственности прежде всего Владимира Путина и его соратников, стоявших за подготовкой вторжения.

Он утверждал: в конечном итоге именно идеи советского юриста Арона Трейнина когда-то убедили американцев и британцев включить термин "преступления против мира" в Нюрнбергский устав и обвинительные акты против нацистов.

Предложение Сэндса, которое поначалу казалось сугубо теоретическим, постепенно приобрело реальные очертания: была создана неформальная группа старших юридических экспертов из примерно 40 государств, включая Канаду, Японию и США. За несколько лет она проанализировала все возможные варианты, которые могли бы быть применены к украинскому кейсу.

В конечном счёте специалисты пришли к выводу, что оптимальным выходом является создание специального трибунала на базе Совета Европы. В конце концов, в его структуру входит Европейский суд по правам человека, и в целом он обладает опытом международной судебной практики.

Кроме того, Совет Европы, объединяющий 46 государств-членов, является наиболее представительным на европейском континенте. Все предусмотренные механизмы обеспечивают международную легитимность трибунала, поскольку основаны на практических прецедентах последних десятилетий.

На данном этапе цель украинской стороны и всех ее партнеров — обеспечить максимальное географическое разнообразие государств, которые присоединятся к расширенному частичному соглашению по созданию Специального трибунала. Некоторые страны, поддерживающие эту идею, всё ещё ведут деликатные дипломатические переговоры. В частности, маловероятно, что к соглашению присоединится хотя бы одна африканская страна. В МИД РФ открыто угрожали государствам, которые решат присоединиться к инициативе, заявляя, что это будет недружественным шагом по отношению к России, который повлечёт за собой последствия.

Также под вопросом активное участие США, учитывая критическое отношение администрации Дональда Трампа к международным институтам и договорам.

В то же время, одним из первых присоединиться к договоренности может Европейский Союз. Это уже весомый сигнал. Участие ЕС при этом не мешает индивидуальному участию государств-членов.

После подписания расширенного соглашения — организационная работа: поиск помещения, набор персонала, проведение выборов прокурора и судей. Прокурором должен стать кто-то с большим практическим опытом и безупречной репутацией. Судей будут предлагать государства-партнеры Украины. При этом несколько стран могут сгруппироваться и выдвинуть одного кандидата.

Трибунал будет финансироваться за счёт взносов стран, которые присоединятся к инициативе. В настоящее время в Страсбурге специалисты подсчитывают, каким может быть общий бюджет.

Ведутся переговоры с Нидерландами, чтобы страна приняла спецтрибунал у себя. Ведь у нидерландцев есть опыт, и ряд международных правовых структур уже базируется в Гааге. К слову, послом Украины в Нидерландах недавно является бывший генеральный прокурор Андрей Костин, который до отставки из прокуратуры занимался среди прочего вопросом фиксации доказательств международных преступлений, которые руководство РФ совершает против Украины.

Источник "Телеграфа" высказывает "осторожный" прогноз, что по факту трибунал может начать свою работу уже в 2026 году.

Доказательства уже есть

При этом расследование и сбор доказательств прокурором спецтрибунала может занять не десятилетия, а значительно меньше времени, считает источник. Ведь работа начнется не с нуля. Прокурор сможет использовать обширную доказательную базу, собранную государствами, например, в рамках совместных следственных групп, работавших как в Украине, так и за ее пределами. Среди прочего, они опрашивали украинских беженцев — жертв или свидетелей совершенных преступлений.

Все, что документировалось в соответствии с уголовно-процессуальным правом, будет считаться доказательством и для спецтрибунала. То же самое касается и доказательств, собранных Офисом Генерального прокурора Украины с первого дня войны.

Первым делом специальный прокурор должен обратиться в Международный центр по преследованию за преступление агрессии против Украины (ICPA) в Гааге. Это судебный центр, запущенный в 2023 году, в котором независимые прокуроры из разных стран уже сотрудничают, чтобы быстро и эффективно обмениваться доказательствами и координировать общую стратегию расследования и обвинения.

Да, достижение справедливости может казаться медленным процессом. Но этот процесс — неизбежен. Сам факт создания такого трибунала свидетельствует об изменении правил игры в международном праве: больше не существует "особых" лидеров, на которых не распространяются законы. Если сегодня открываются юридические двери для преследования агрессора, то завтра эти двери могут закрыться за теми, кто считал себя неприкосновенным.

Теги по теме
Владимир Путин Суд
Источник материала
loader
loader