CNN: Пять возможных сценариев завершения войны России против Украины
CNN: Пять возможных сценариев завершения войны России против Украины

CNN: Пять возможных сценариев завершения войны России против Украины

CNN: Пять возможных сценариев завершения войны России против Украины

Далеко не все они оптимистичны.

Идею встречи между Дональдом Трампом и Владимиром Путиным обсуждали обе стороны уже некоторое время. Так почему же они могут стремиться к ней именно сейчас?

Президент США Дональд Трамп хочет использовать силу личного влияния, чтобы заключить сделку, веря, что шесть месяцев жесткой позиции Москвы можно преодолеть личной встречей с кремлевским лидером, считает CNN. Он, похоже, до сих пор надеется, что Кремль можно уговорить остановить войну, несмотря на то, что его российский визави недавно выразил максималистскую позицию: мол,русский и украинский народы — это одно целое, а любая территория, на которую ступает российский солдат, является Россией.

Президент России Владимир Путин, в свою очередь, хочет выиграть время. В мае он уже отверг совместное предложение безусловного прекращения огня, выдвинутое Европой, США и Украиной, и вместо этого предложил две односторонние, краткосрочные и малозначимые паузы. Его войска сейчас активно наступают в рамках летней кампании, которая может приблизить его к стратегическим целям настолько, что осенью переговоры будут проходить уже при другом статусе-кво.

Если встреча таки состоится, одной из очевидных целей США будеттрехсторонний саммит с участием президента Украины Владимира Зеленского для обсуждения путей прекращения войны — именно тот формат, который Россия отвергла в Стамбуле в мае. Для Москвы же целью, вероятно, станет попытка затянуть Трампа назад в орбиту российского нарратива.

И хотя идею встречи уже неоднократно поднимали и так же неоднократно откладывали, на этот раз она действительно может состояться. Это ставит вопрос — каким образом война может завершиться? Вот пять возможных сценариев:

Путин соглашается на безусловное прекращение огня

Этот вариант — маловероятен. Вероятность того, что Путин согласится на прекращение огня с сохранением действующей линии фронта — крайне низкая. США, Европа и Украина уже требовали такой паузы в мае, угрожая санкциями, но Россия ее отвергла. Трамп отказался от давления санкциями, отдав предпочтение малоэффективным переговорам в Стамбуле. Даже предыдущее 30-дневное перемирие, объявленное для защиты энергетической инфраструктуры, не имело значительного эффекта.

Кремль сейчас превращает постепенные успехи на фронте в стратегическое преимущество, и не видит никакого смысла останавливаться на пике достижений. Даже угроза вторичных санкций против Китая и Индии — которые пока не поддаются давлению США — не изменит его краткосрочных военных расчетов на лето. По крайней мере до октября Путин захочет продолжать боевые действия, потому что сейчас он — в выигрышном положении.

Прагматизм и дальнейшие переговоры

Переговоры могут завершиться договоренностью о новом раунде переговоров осенью, который зафиксирует достижения России, когда фронт буквально и фигурально "заморозится" с наступлением холодов. К тому времени Путин может захватить такие города как Покровск, Константиновка и Купянск, что обеспечит ему выгодные позиции для зимней паузы и перегруппировки. Россия тогда сможет возобновить наступление в 2026 году или прибегнуть к дипломатии для легитимизации новых "присоединений".

Путин также может поднять вопрос выборов в Украине — отложенных из-за войны, которые на короткое время стали частью риторики Трампа — чтобы поставить под сомнение легитимность Зеленского и потенциально поспособствовать появлению более пророссийского кандидата.

Украина выдерживает следующие два года

В этом сценарии американская и европейская военная помощь позволяет Украине уменьшить потери на фронте в ближайшие месяцы, что в конце концов побудит Путина к новым переговорам, если его армия в очередной раз не достигнет результата. Возможно, упадут Покровск или другие восточные укрепления, однако продвижение россиян снова замедлится. Кремль может почувствовать действие санкций, а экономика перегреется.

Европейские государства уже разработали планы по развертыванию "сил заверения" — десятки тысяч военных НАТО могут разместиться вокруг Киева и других городов, предоставляя логистическую и разведывательную поддержку Украине в период восстановления. Это создаст достаточный сдерживающий эффект, чтобы Москва согласилась оставить линию фронта неизменной. Это — лучший сценарий для Украины.

А если Путин не остановится, а дипломатия потерпит крах? Тогда остаются менее оптимистичные варианты.

Катастрофа для Украины и НАТО

После возможной встречи с Трампом, которая улучшит российско-американские отношения, Путин может увидеть трещины в единстве Запада и решить, что пришло время оставить Украину на произвол судьбы. Европа сделает все возможное, чтобы поддержать Киев, но без американского участия этого может не хватить, чтобы изменить ход событий.

Небольшие достижения России на востоке могут превратиться в медленное вытеснение украинских сил с открытых равнин между Донбассом и центральными городами — Днепром, Запорожьем и даже столицей. Украинская оборона может оказаться слишком слабой, а проблема с военным резервом превратится в политический кризис, если Зеленский призовет к широкомасштабной мобилизации.

Киев окажется под угрозой. Путинские войска будут продвигаться дальше. Лидеры Европы посчитают, что лучше остановить Россию в Украине, чем ждать, пока война придет на территорию ЕС. Но на самом деле им не хватит мандата для участия в войне за чужую землю. Путин продвигается. НАТО не демонстрирует единства. Это — кошмар для Европы и конец суверенной Украины.

Катастрофа для Путина: повторение советской войны в Афганистане

Россия может продолжить бессмысленную кампанию, теряя тысячи солдат еженедельно ради незначительных достижений. Санкции будут ослаблять ее союз с Китаем, а доходы из Индии будут уменьшаться. Резервы Фонда национального благосостояния будут исчерпываться, а экономические показатели будут падать. Элиты в Москве все больше будут ставить под сомнение решение Кремля отбрасывать дипломатические возможности ради безостановочной и изнурительной войны с НАТО.

Трамп станет "хромой уткой", а фокус американской политики после выборов снова сместится к традиционному курсу — противодействия Москве и Пекину. Кремль может достичь той черты, где сопротивление простой реальности и экономическим трудностям собственного народа станет токсичным. Аналогичная политическая слепота привела к бесполезной оккупации Афганистана Советским Союзом.

Похожие моменты внезапной кремлевской слабости уже случались в этой войне, например, во время недолгой попытки мятежа,возглавляемого Евгением Пригожиным. Путин выглядит сильным, пока не оказывается уязвимым. И тогда его слабость может стать очевидной. Это уже случалось — как с экспансионистской советской Россией, так и с самим Путиным.

Проблема этого сценария в том, что он — самый оптимистичный для западных стратегов, которые не готовы к полноценному участию НАТО в войне и одновременно не верят в способность Украины самостоятельно отбросить Москву назад.

Ни один из вариантов не является хорошим для Украины. Только один предусматривает реальное поражение России как военной силы и угрозы для европейской безопасности. И ни один из них не может стать реальностью только благодаря встрече Трампа с Путиным — без участия Украины в любых дальнейших договоренностях.

Путин стремится попасть в историю, но рискует довести Россию до экономического коллапса: каждые два из трех рублей российского бюджета летят на войну против Украины. Но станет ли это аргументом для хозяина Кремля, чтобы приостановить боевые действия?

В статье "Во сколько обходится Путину и России день войны против Украины " об этом рассказывает международный обозревательВладимир Ким.

Источник материала
loader
loader