Президент США Дональд Трамп при любом сценарии развития геополитических событий не теряет свои фирменные инструменты: торговые пошлины, дипломатическое давление и громкие заявления в соцсетях. В центре его новой кампании — Индия. Формально — за покупку «слишком большого количества» российской нефти и оружия и высокие пошлины. Реально — за двойные стандарты и нежелание присоединиться к американскому фронту давления на Кремль.
Торговля США—Индия: 129 миллиардов долларов на кону
Товарооборот между США и Индией в 2024 году достиг более 129 млрд долл. Из этой суммы 87,4 млрд долл. — индийский экспорт в США, из которых свыше 5 млрд приходится на переработанные нефтепродукты, сырье для производства которых вполне может быть российского происхождения. В США об этом предпочитают не вспоминать и основной акцент делают на неоправданном перекосе торгового баланса с Индией, дефицит которого достигает 45,8 млрд долл. Он и стал аргументом для введения 25% пошлин, вступивших в силу с 1 августа 2025 года. Следующим шагом президента США будет введение дополнительных 25% пошлин. Собственно, решение уже принято, но вступит в действие оно с 27 августа, через 21 день с даты принятия. Временной промежуток заложен не случайно — это возможность маневра, в том числе политического. Многое может произойти за три недели в современной изменчивой геополитике, вдруг дополнительное давление на Индию и не понадобится. А если нет, то суммарная тарифная ставка для нее вырастет до 50%.
Но обычными пошлинами Трамп не ограничился: «дополнительное наказание» объявлено за закупку российской нефти и вооружений. Хотя точная ставка «штрафа» не озвучена, известно, что речь идет о механизмах ограничения доступа на американский рынок — через тарифную и нетарифную политику.
Индия — один из крупнейших покупателей российской нефти
Согласно данным EIA и Bloomberg, Индия с начала полномасштабной войны в Украине нарастила импорт российской нефти более чем в десять раз. Если в 2021 году объем составлял менее 100 тыс. баррелей в сутки, то в 2023-м — уже 1,8 млн баррелей ежедневно. В 2024 году более 70% индийского морского импорта нефти направлялось из РФ, в среднем — 1,6 млн баррелей в день. Это сделало ее главным потребителем после Китая. Цена при этом ниже 60 долл. за баррель, что вписывается в рамки западного ценового ограничения, но скидки в июле 2025-го сократились до около 3 долл. за баррель к Brent, что сделало закупку менее привлекательной.
Этот фактор, а также прямая угроза Трампа ввести 100% пошлины на покупателей российской нефти уже заставили государственные нефтеперерабатывающие заводы Индии (IOC, BPCL, HPCL, MRPL) временно остановить закупки. Стоит отметить, что премьер-министр Индии Нарендра Моди не давал указания об остановке закупок, а оставил это на усмотрение компаний. В то же время 4 августа было объявлено, что Indian Oil приобрела 7 млн баррелей нефти из США, Канады и ОАЭ — рекордный объем для одной закупки. Но этот тренд не распространился на частные корпорации, продолжающие покупать российские энергоносители.
Факты говорят лучше всех публичных заявлений, товарооборот между Индией и Россией значительно вырос: если в 2021-м он составлял около 13,5 млрд долл., то уже в 2024 году достиг почти 68 млрд. Таким образом, за четыре года общий объем торговли увеличился приблизительно в пять-шесть раз. При этом на долю российского экспорта в Индию приходится около 70% от всего объема, и в основном это энергоносители: нефть, газ, минеральные удобрения и топливо. Такой дисбаланс торговых потоков, с одной стороны, говорит о стратегическом значении российских энергопоставок для Индии, а с другой — является ключевым фактором, который привлек внимание США и стал движущим для тарифного давления Трампа.
Индия не сдается
Министерство иностранных дел Индии сразу же охарактеризовало давление со стороны США как несправедливое и необоснованное. Представитель МИД Рандхир Джайсвал заявил: «Индия обеспечивает свои энергетические потребности, исходя из условий рынка и национальных интересов». Другие официальные лица подчеркнули: закупки в России — это долгосрочные контракты, которые нельзя отменить за один день. А поддержка отношений с Кремлем — это не жест против США, а часть многовекторной политики. На дополнительные тарифы реакция со стороны Индии была аналогичной.
Фактически Индия использует нефтяной вопрос как разменную монету в переговорах. Не исключено, что Дели попытается за отведенные три недели добиться более выгодных условий в торговле со США или скидок на американские энергоносители в обмен на сокращение российского импорта.
Российское контрдавление через Казахстан
Другой элемент геополитической шахматной доски — контроль Кремля над экспортом казахстанской нефти через порт Новороссийск. Указ Путина от 21 июля 2025 года обязал все иностранные суда, заходящие в российские порты, проходить дополнительное разрешение ФСБ. Формально — ради безопасности. Неформально — это рычаг давления на Chevron и ExxonMobil, контролирующих большую часть добычи в Казахстане.
30 марта Трамп выступил с заявлением о введении санкций на покупателей российской нефти. 31 марта «Транснефть» закрыла два из трех причалов в Новороссийске. Уже 2 апреля представитель Российского фонда прямых инвестиций К.Дмитриев провел встречу в Вашингтоне. 3 апреля — риторика Трампа смягчилась. Такой темп изменений свидетельствует: Россия использует нефть как элемент политического торга. Но на сколько этого хватит?
Дожмет ли Трамп Индию?
Ключевой вопрос не только в том, остановит ли Индия закупки российской нефти, а в том, сможет ли Вашингтон навязать ей свою энергетическую логику. На первый взгляд, нет. Индия уже заявила, что не признает односторонние санкции и продолжит покупать российскую нефть, если это будет выгодно с рыночной точки зрения.
Но на практике давление может сработать. Доля российской нефти снизилась, остановились новые закупки госкомпаниями, суда перенаправляются, продолжается закупка WTI и Murban, США в свою очередь демонстрируют готовность пожертвовать импортом нефтепродуктов из Индии ради большей цели. Несмотря на официальную риторику, Индия планирует сценарии на случай прекращения поставок из РФ. Это уже политическая, а не рыночная уступка, хотя в обертке суверенного выбора. Трамп, безусловно, это понимает.
Администрация Трампа демонстрирует, что она готова к торговой войне даже со странами-партнерами. Но за пошлинами и нефтью скрывается более глубокая стратегия: изолировать Россию и усилить влияние США на рынки Южной Азии. Эта цель значительно шире текущих тактических целей, поэтому не исключено, что если Индия не будет искать компромиссы со Штатами, ее будут ждать новые пошлины, ограничения на американские инвестиции или даже давление на союзников, чтобы те пересмотрели сотрудничество с Дели. Следующие три недели покажут, насколько действенна избранная Трампом стратегия и будет ли обостряться противостояние между Вашингтоном и Дели.