Встреча на Аляске: преференции для Путина и риски для Украины - NYT
Встреча на Аляске: преференции для Путина и риски для Украины - NYT

Встреча на Аляске: преференции для Путина и риски для Украины - NYT

Встреча на Аляске: преференции для Путина и риски для Украины - NYT

Сам факт встречи с Путиным — в известном роде победа для российского президента.

Западные СМИ активно обсуждают предстоящую встречу Дональда Трампа и Владимира Путина на Аляске, где , как считается, будет обсуждаться судьба Украины в контексте российско-украинской войны. Аналитики понимают, что эта встреча несет значительные риски для Украины, поскольку глава Белого дома в который раз дает возможность российскому диктатору не только "сохранить лицо", но и выторговать для себя множество преференций.

Ситуацию накануне  и возможные последующие итоги 10 августа анализирует The New York Times.

На протяжении почти трех лет войны в Украине главным лозунгом Вашингтона в поддержке борьбы против российского вторжения было: «Никаких переговоров об Украине без Украины».

Но когда в пятницу президент Трамп встретится с президентом России Владимиром Путиным на Аляске, украинцев там не будет — если только их не пригласят в последний момент. А стремительный отказ Киева от заявления господина Трампа о том, что он уже ведет переговоры с Россией о так называемых «обменах территориями», без упоминания гарантий безопасности или поставок оружия Украине, подчеркивает риски для украинцев, считает издание.

Это также несет политические опасности и для самого Трампа.

Страх Украины в течение последних шести месяцев состоит в том, что «мирное соглашение» в представлении господина Трампа — это сделка, заключенная напрямую между ним и господином Путиным, подобно тому, как Франклин Рузвельт, Иосиф Сталин и Уинстон Черчилль разделили Европу на Ялтинской конференции в 1945 году. Эта встреча стала символом исторических споров о том, к чему может привести ситуация, когда великие державы делят мир, а малые страны несут последствия, и свободные народы оказываются под авторитарным правлением.

Президент Владимир Зеленский Украины употребил такие сравнения в своей речи к народу спустя несколько часов после того, как Трамп допустил возможность решения судьбы Украины на личной встрече в Аляске — территории, которая когда-то входила в состав Российской империи.

Странно то, что США не учитывает иронию ситуации: хотя Путин не раз давал понять, что считает Украину исконно российской территорией, но не призывал пересматривать продажу Аляски США в 1867 году за 7,2 млн долларов, в период финансового кризиса империи, Кремль все  же не удержался и заявил об "общих интересах" России и США на Аляске.

Идея «обмена территориями», которую Трамп уже давно обсуждает с Россией, не говоря о гарантиях безопасности или поставках оружия Украине, опасна для Украины, и Киев решительно отверг этот подход.

«Украинцы не отдадут свою землю оккупантам», — сказал Зеленский, подчеркнув, что Конституция Украины запрещает подобную сделку.

Затем, в словах, которые прозвучали как прямое предупреждение Трампу, он добавил: «Любые решения против нас, любые решения без Украины — это одновременно решения против мира. Они ничего не принесут. Это мертвые решения».

Больше всех в предстоящем саммите рискует Зеленский. После напряженной встречи с Трампом в Овальном кабинете в феврале, закончившейся словами Трампа: «Сейчас карты не в ваших руках», у него есть все основания опасаться, что Трамп в лучшем случае — ненадежный партнер, а в худшем — человек, которого легко купить лестью и перехитрить Путину, тем более, что Трамп всегда им восхищался.

Но значительные политические риски есть и для самого Трампа, отмечает издание. Особенно если его будут воспринимать как человека, вынуждающего миллионы украинцев к территориальным уступкам без серьезных гарантий того, что Путин не захватит всю страну спустя несколько лет передышки.

«Президент Трамп по-прежнему, похоже, идет на этот разговор, считая Путина партнером или другом», — сказала Тресса Гуэнов, директор по программам и операциям Центра стратегии и безопасности имени Скоукрофта при Атлантическом совете. — «Это и дальше будет усложнять дискуссии, если Украина не будет вовлечена».

Личный посланник Трампа Стив Уиткофф ранее поднимал возможность встречи Трампа, Зеленского и Путина, и на прошлой неделе казалось, что это может стать условием для проведения саммита на Аляске. Но Трамп отверг эту идею.

Высокопоставленный представитель администрации сообщил в субботу, что президент остается открытым к трехсторонней встрече с Путиным и Зеленским, но встреча Трампа и Путина состоится по плану. То есть, сначала переговорят Трамп и Путин, а потом, возможно, присоединится президент Украины. Но всем понятно, что такой формат разговора несет большие риски для Украины.

Разница в подходах Трампа к переговорам и подходах союзников США в Европе стала особенно очевидной в субботу, 9 августа.

После встречи европейских советников по нацбезопасности и украинских чиновников с вице-президентом Дж. Д. Вэнсом, который находится с визитом в Великобритании, лидеры Евросоюза и стран, включая Францию, Великобританию, Италию и Германию, выступили с заявлением о необходимости «активной дипломатии, поддержки Украины и давления на Российскую Федерацию для прекращения ее незаконной войны».

Они добавили, что любое соглашение должно включать «надежные и убедительные гарантии безопасности, которые позволят Украине эффективно защищать свой суверенитет и территориальную целостность» — формулировки, которых Трамп избегает. «Путь к миру в Украине не может решаться без Украины», — заявили лидеры.

Известно, что Трамп давно стремился к прямой встрече с Путиным, публично заявляя, что такие проблемы, как Украина, можно решить только при встрече двух лидеров. Он также сказал на прошлой неделе, что хочет увидеться с председателем КНР Си Цзиньпином до конца года. При этом он, похоже, не спешит вводить новые тарифы или санкции до этих встреч. Фактически, его крайний срок для Путина объявить прекращение огня или столкнуться с жесткими «вторичными санкциями» прошел в пятницу без упоминания об этом — кроме призыва дождаться встречи с Путиным. То есть, "дедлайн 8 августа" оказался невыполненным.

Сам факт встречи с Путиным — небольшая победа для российского президента, поскольку Трамп продолжает давать Путину кредит доверия, который тот, конечно же, попытается использовать.

Уже сейчас президент дал понять, куда могут двигаться переговоры. В пятницу Трамп заявил, что мирное соглашение между двумя странами может включать «некоторый обмен территориями», намекнув, что США могут присоединиться к России в попытке заставить Украину навсегда уступить часть своей земли — предложение, которое Зеленский решительно отверг.

«Мы кое-что вернем, кое-что поменяем местами», — сказал Трамп, не уточнив, кого он имел в виду под «мы». — «Будет некоторый обмен территориями к выгоде обеих сторон, но об этом мы поговорим либо позже, либо завтра».

Российские чиновники потребовали, чтобы Украина уступила четыре региона, которые Москва заявила об «аннексии» в конце 2022 года, хотя часть этой территории контролируется Украиной. Россия также добивается официального признания Крымского полуострова своей территорией. 

До конца прошлой недели казалось, что встреча Трампа и Путина пройдет на традиционно нейтральной холодновоенной территории — возможно, в Женеве или Вене. Президент Байден встречался с Путиным в Женеве в июне 2021 года, за восемь месяцев до вторжения в Украину, и это была их единственная личная встреча. Однако, хотя издание этого не упоминает, понятно, что ступить на европейскую землю Путин не посмеет, поскольку есть решение МКС о его аресте как военного преступника. Поэтому ему проще встречаться на территории стран, которые не подписывали Римский статут.

Готовность Путина отправиться на американскую территорию примечательна еще и потому, что его прибытие в США станет сигналом конца его политической и юридической изоляции от этой страны. За последние месяцы Трамп прекратил усилия Минюста и Госдепартамента по сбору доказательств военных преступлений России во время вторжения в Украину. Приглашение Путина в США, по сути, сняло угрозу передачи этих доказательств в суд.

«Трудно понять, как мы можем принимать человека, которого Международный уголовный суд классифицировал как военного преступника», — сказал Джеффри Сонненфельд, президент Института лидерства главных исполнительных директоров Йельского университета, который отслеживает нарушения, совершаемые Россией.

Однако он подчеркнул, что Путин вступает в переговоры с Трампом в крайне слабой экономической позиции, и это выгодно учитывать американским переговорщикам.

«Мистическая иллюзия силы, которую создает Путин, столь же реальна, как Волшебник из страны Оз», — сказал Сонненфельд. — «Российская экономика рушится. Трамп, похоже, этого не осознает».

Сонненфельд также предупредил Трампа об опасности сделки, по которой Украина откажется от прав на Донбасс, особенно учитывая соглашение, которое администрация Трампа заключила о совместном инвестиционном фонде для участия США в будущих доходах от украинских месторождений полезных ископаемых.

Напомним, накануне запланированной встречи президента США Дональда Трампа с президентом России Владимиром Путиным лидеры ведущих европейских государств и институтов обнародовали совместное заявление, в котором подчеркнули необходимость достижения справедливого и длительного мира для Украины.

Документ подписали президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, канцлер Германии Фридрих Мерц, премьер-министр Польши Дональд Туск, премьер-министр Великобритании Кир Стармер, президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент Европейского совета Александер Стубб.

В заявлении лидеры ЕС приветствовали усилия Трампа по прекращению войны в Украине и подчеркнули, что успех возможен только благодаря сочетанию активной дипломатии, военной и финансовой поддержки Киева, а также давления на Россию.

Источник материала
loader
loader