Перспектива встречи президента США Дональда Трампа с российским диктатором Владимиром Путиным на Аляске, как и следовало ожидать, вызывает беспокойство у Украины и ее европейских союзников, пишет Politico.
Это мнение поддержал в начале недели премьер-министр Польши Дональд Туск, который заявил об "опасениях" по поводу саммита, хотя и добавил, что имеет "много надежды", — вероятно, чтобы не обидеть Вашингтон.
Это колебание между надеждой и страхом вполне понятно, учитывая последнюю встречу Путина с Трампом в 2018 году. Тогда Трамп, во время своего первого срока в Белом доме, заявлял, что встреча была скорее для того, чтобы "растопить лед", чем для чего-то другого. Но переговоры не просто растопили лед — они пробили его насквозь, когда Трамп охотно поверил в отрицание Путиным того, что Россия никоим образом не пыталась вмешаться в президентские выборы в США 2016 года. Трамп поставил под сомнение оценки разведывательных служб своей страны.
Семь лет спустя, до сих пор существует опасение, что Путин снова ловко будет манипулировать Трампом, на этот раз втянув его в спор с Украиной и европейскими союзниками Америки, которые с нетерпением ждут дальнейшего развития событий. Европейские лидеры надеются убедить Трампа не решать судьбу Украины без участия самой Украины. Но действительно ли есть шанс, что Трамп сможет преодолеть то, что его бывшая советница по вопросам России Фиона Хилл называет "уважительным" отношением к Путину? Или же бывший офицер КГБ "протянет" свою программу контроля над Украиной, вернет Киев к статусу российского вассала и тем самым разорвет и без того хрупкий западный альянс?
Учитывая, что все предпосылки для саммита на Аляске устанавливает Россия, а не Вашингтон, последний вариант может выглядеть вероятным.
Путин видел, как менялись президенты США, и очень часто он умело истощал их выносливость и внимание. Это значительно легче для автократа, чем для демократического лидера, который должен отвечать перед избирателями. Путин может "переждать" сопротивление со стороны своих противников, запутывая их в бесконечных усложнениях, накапливая отклонения и отступления. Секрет заключается в том, чтобы запутывать, задерживать, быть льстивым, одновременно используя "приманку" — в этом случае перспективы соглашения, которое улучшит репутацию президента США как переговорщика.
Путин уже продемонстрировал, что понимает психологию Трампа: хвалить, одновременно отвлекая внимание — то, чего не смог сделать президент Украины Владимир Зеленский во время спора в Овальном кабинете в начале этого года. Российский диктатор достаточно умен, чтобы не разжигать гнев Трампа прямым отказом от мирного соглашения, а вместо этого выражать уважение к усилиям Вашингтона, одновременно "с грустью" намекая, что впереди еще много работы.
Правда в том, что Путин не спешит заканчивать войну — действительно, это может поставить под угрозу его режим, поскольку отход от военной экономики повысит вероятность опасных социально-политических конфликтов в России. И, конечно, продолжение войны создает дополнительную нагрузку на европейские страны и НАТО — что, несомненно, нравится Пекину.
Более того, стратегия российского диктатора уже принесла ему большую победу, просто обеспечив встречу с Трампом без необходимости соглашаться на какие-либо значительные публичные уступки. Возможно, он частно предложил одну или две уступки спецпредставителю президента США Стиву Уиткоффу во время встречи в Москве на прошлой неделе, но есть опасения, что друг Трампа, который не имел дипломатического опыта до того, как стал ключевым переговорщиком, имеет неприятную привычку пренебрегать деталями и уже были случаи, когда он намеренно неправильно толковал то, что на самом деле сказали его собеседники.
Тревожно, что Уиткофф высказал противоречивые тезисы о намерениях Путина во время нескольких телефонных разговоров с обеспокоенными европейскими лидерами, что еще больше усилило тревогу Украины и ее союзников. На самом деле, совершенно непонятно, что именно Путин сказал Уиткоффу относительно того, на какую сделку "земля в обмен на мир" он готов согласиться.
Готов ли Путин согласиться на прекращение огня вдоль нынешней линии фронта, а это будет означать, что он не получит все территории четырех регионов — Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей, которые, по его утверждению, принадлежат России? Или российский диктатор готов отказаться от Херсонщины и Запорожья в обмен на отход Украины из Донецкой области, а также фактическое признание Киевом, что Донецкая и Луганская области являются частью РФ?
Проблема заключается в том, что любой отход украинских войск из Донецкой и Луганской областей будет военной катастрофой для Украины. Это будет капитуляцией так называемого восточного "укрепленного пояса", где ВСУ закрепились и сдерживали российские войска в течение более десяти лет, и это поможет России наносить удары дальше по западной части Украины, когда Москва этого пожелает. По сути, это будет момент Мюнхенского соглашения.
Правда такова: обсуждая "обмен территориями" и подчеркивая, что Украина должна уступить некоторые территории, Трамп и Уиткофф поддались манипуляциям Путина, который пытается настроить ситуацию против Киева. "Обмен территориями" является особенно странной формулировкой, поскольку Россию не просят отказаться ни от каких территорий, которые действительно ей принадлежат.
Вместо этого речь идет о том, что Украина соглашается отдать землю за что-то, что совсем не определено четко. Членство в НАТО? Признание суверенитета Украины и ее права проводить внешнюю и оборонную политику так, как считает нужным Киев, включая получение поставок оружия с Запада? Вряд ли.
"Путин борется не просто за землю, а за то, что он считает "дружественной" Украиной, как он ее определяет", — говорит российский политолог Татьяна Становая.
Действительно, мало кто из опытных аналитиков Кремля верит, что Путин серьезно настроен отказаться от своей конечной цели — контролировать Украину — страну, которая, по его мнению, не должна существовать. Например, по оценкам Центра новых евразийских стратегий, "хотя Кремль заинтересован в отмене санкций, он не видит необходимости идти на существенные уступки".
"Москва стремится создать впечатление прогресса в направлении завершения войны в Украине, как того требует Дональд Трамп, чтобы поддержать его интерес к переговорам. Кремль считает, что Трамп является политически уязвимым и что его способность влиять на ход войны ограничена. Он видит, что Трамп оказался между фракцией в Конгрессе, которая настаивает на продолжении поддержки Украины и сдерживании России как вопросе национальной безопасности, и собственной избирательной базой, которая требует быстрого прекращения "ненужных иностранных вмешательств", — объясняет аналитический центр.
Кроме того, попытка Путина делать вид серьезного отношения к перемирию также создает впечатление, будто Киев неуступчив, — а это рискованная позиция.
Поскольку Зеленский сопротивляется соглашению об обмене территориями — что он вынужден делать, чтобы избежать гнева граждан своей страны, на этой неделе Трамп прибегнул к жестким высказываниям, которые использовал и раньше, заявив, что он не согласен с тем, как Зеленский ведет войну, и что "этого никогда не должно было произойти".
Однако президент США сбалансировал это предупреждением: в среду, 13 августа, он заявил, что Путин столкнется с серьезными последствиями, если не согласится на перемирие во время саммита на Аляске — заявление, которое несколько успокоило европейских союзников. Но действительно ли будут эти обещанные серьезные последствия, если российский диктатор не согласится?
Зеленский тщательно выходил из немилости Трампа после их неприятного спора в феврале. Сейчас существует риск снова попасть в немилость — и Путин сделает все возможное, чтобы это произошло, избегая при этом гнева Трампа в свою сторону.
Аналитики уже предупреждали, что Путин снова попытается обмануть Трампа: Украина и европейские лидеры небезосновательно обеспокоены тем, что президент США снова попадет в ловушку, когда встретится с российским диктатором, учитывая то, что встреча готовится поспешно. Как писало WSJ, Россия возлагает большие надежды на встречу Трампа с Путиным, но мир — не одна из них. Российский диктатор стремится положить конец международной изоляции и отделить отношения РФ с США от войны против Украины.
FT предполагает, что у Трампа все еще есть шансы избежать катастрофы на Аляске — главным принципом является то, что президент США не должен обсуждать с Путиным любые вопросы суверенитета или территориальной целостности Украины без участия самой Украины.