Молодежь уезжает. Почему Украине нужна стратегия занятости для подростков уже сейчас
Молодежь уезжает. Почему Украине нужна стратегия занятости для подростков уже сейчас

Молодежь уезжает. Почему Украине нужна стратегия занятости для подростков уже сейчас

"Андрей уже не вернется", – признается мама девятиклассника из Киевской области. В Польше он получает современное образование: курсы Python, разговорный английский, поддержку. А здесь? Здесь "все закрыто".

Это не выдуманная история. Это реальность, в которой украинские подростки не видят пути – поэтому уходят. И не всегда возвращаются. Потому что государство пока не предложило им будущего.

В чем корень проблемы?

Профориентация в Украине в основном формальна. По данным исследования Минобразования, вовлеченность профессиональных карьерных консультантов – всего 0,4%. В основном эти функции выполняют классные руководители или заместители директоров.

Между тем 74% подростков заявляют, что им не хватает помощи в выборе профессии (U-Report). И только 19% говорят, что получили такую поддержку в школе (USAID, 2024). 30% учеников не имеют базовой информации об образовательных возможностях, а уязвимыми остаются ВПЛ и сельская молодежь.

Данные всеукраинского исследования "Индекс будущего" Фонда Елены Зеленской подтверждают этот разрыв: значительная часть украинских подростков не может назвать желаемую будущую профессию, а на их образовательные и карьерные ориентиры существенно влияют война, отсутствие доступа к качественным внеурочным программам и ограниченное информирование о современных профессиях.

Несмотря на это, 82% опрошенных сохраняют оптимистичное видение своего будущего, но нуждаются в поддержке, чтобы реализовать эти ожидания в Украине, а не за ее пределами.

Это не только про демографию. Это – про потерю человеческого капитала. И если ничего не менять, это будет не волна, а цунами.

Что можем изменить?

Решение не в том, чтобы всем поступать в вузы. Сегодня профтехи могут стать основой восстановления страны – местом, где рождаются реальные профессии: от электромонтеров до техников дронов.

Но для этого нужно обновить содержание. 82% преподавателей считают действующие программы неэффективными, а часть востребованных профессий вообще отсутствует в перечне специальностей.

Еще одно узкое место – английский язык. По нашему опросу (GoGlobal, FCA, 2025), 82,6% учеников имеют уровень Pre-A1 или A1, тогда как 69% работодателей считают английский критически важным, а 81% компаний используют англоязычное оборудование. Эти два мира не пересекаются.

Один из примеров решений – программа "Карьерный GPS", которая объединяет лагеря, менторство, тестирование, индивидуальные образовательные траектории и проектную работу. Профориентация – это не отдельный урок. Это экосистема выбора. И она должна стать нормой, а не исключением.

Что нужно менять системно?

Сегодня профориентация – это поле, где каждый играет сам за себя. Минобразования занимается школами, Минмолодежи – мероприятиями, Минэкономики – рынком труда. Но подросток не делится на "образовательную" и "молодежную" части. Он – один человек с кучей вопросов и с потребностью в ответе.

И нам нужно немедленно:

  • принять единую межведомственную стратегию молодежной занятости;

  • создать региональные хабы на базе профтехов и школ с менторством, английским языком и проектным обучением;

  • инвестировать в карьерное консультирование как услугу, а не как "функцию классного руководителя".

Пока мы отказываемся от ставки карьерного консультанта, Польша получает нашего будущего инженера.

Пока мы откладываем финансирование профтехов, бизнес импортирует кадры из-за границы.

Пока мы молчим – молодежь говорит: "Здесь мне ничего не светит".

Поэтому у нас есть только два варианта. Либо мы создаем маршруты. Либо теряем поколение.

Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.

Статьи, публикуемые в разделе "Мнения", отражают точку зрения автора и могут не совпадать с позицией редакции LIGA.net
Источник материала
loader
loader