Коллаборанты на службе у Гитлера во время Второй мировой войны: мифы и правда
Коллаборанты на службе у Гитлера во время Второй мировой войны: мифы и правда

Коллаборанты на службе у Гитлера во время Второй мировой войны: мифы и правда

Исторические параллели, причины и последствия сотрудничества с оккупантами

Тема коллаборационизма, сотрудничества граждан государства, подвергшегося нападению, с оккупационными армией и администрацией является актуальной для Украины, которая продолжает кровопролитную борьбу с путинской Россией. В любом военном конфликте сотрудничество с оккупантами – добровольное, умышленное, осознанное и вызванное идеологическими и социальными причинами – имеет немало причин исторических. И очень часто окутано мифами.

"Победителей не судят"

Сотрудничество с нацистскими оккупантами во время Второй мировой войны и по сей день в значительной степени остается именно в этой парадигме. Тем временем и нацизм, и фашизм (между ними немало не только общих черт) признаны виновниками мирового конфликта 1939—1945 годов. Нюрнбергский процесс над военными преступниками-нацистами продолжался почти год, в 1945—1946 годах. Преступная роль советского большевизма в разжигании Второй мировой войны после подписания 23 августа 1939 года Пакта Молотова — Риббентропа с его Секретным протоколом и до самого начала войны между двумя тоталитарными державами по настоянию Кремля осталась на маргинесе в зале суда. "Победителей не судят!" Так, в силу вынужденной позиции союзников по Антигитлеровской коалиции Советский Союз оказался в роли главного обвинителя на судебных заседаниях во Дворце правосудия.

Никто не отрицает важность осуждения преступлений нацистов, но хорошо известно о роли сталинской империи до 22 июня 1941 года. Это и совместная оккупация Польши, и Зимняя война с Финляндией, и ползучая оккупация трех государств Балтии, следствием которой стали массовые репрессии и депортации населения в Сибирь. Такая же ситуация была и на восточных территориях бывшей Второй Речи Посполитой, и в Северной Буковине и Бессарабии. В значительной степени эти события являлись предвестниками будущего коллаборационизма среди населения крупных регионов, аннексированных Советским Союзом в 1939—1940 годах. Именно поэтому в Нюрнберге бывший генпрокурор Андрей Вышинский потребовал от советской делегации "не допускать передачи и оглашения на суде нежелательных документов".

"На огромных просторах Европы, которые были успешно оккупированы как советами, так и нацистами, элемента выбора в большинстве своем просто не было. Оба тоталитарных режима пытались обеспечить повиновение откровенным террором. Большинство обычных гражданских людей перспектива служить советам ставила перед той же нравственной дилеммой, что и служение нацистам. Единственным принципиальным курсом для патриотов и демократов могло быть только самоубийственное стремление бороться одновременно против Гитлера и Сталина", – писал британский историк Норман Дэвис в фундаментальном труде "Европа. История" (Издательство Соломии Павлычко "Основи", К., 2001).

Акт государственной измены — капитуляция Франции перед нацистской Германией

Обратимся к типологии коллаборационизма на примере сотрудничества с оккупантами во Франции в 1940—1944 годах и попытаемся сделать сравнительный анализ масштабов российского и украинского коллаборационизма во время советско-германской войны.

Само понятие коллаборационизм (из французского языка – сотрудничество) имеет давнюю истории, однако особые черты оно приобрело во время самой трагической и мощной войны на планете – Второй мировой (1939—1945). Ярким примером коллаборационизма как политического на государственном уровне, так и в военной сфере является позорное поражение Франции в быстротечной войне с нацистской Германией.

С 10 мая по 22 июня 1940 года продолжалось слабое сопротивление французов, и в Компьенском лесу, как и 11 ноября 1918 года после завершения Первой мировой войны, было подписано перемирие. Только теперь проигравшей стороной стало парижское правительство, которое эвакуировалось в городок Виши. Именно там, на бальнеологическом курорте 10 июля 1940 года состоялся акт государственной измены: из 846 сенаторов и депутатов 669 проголосовали за смену режима и капитуляцию перед нацистской Германией.

Город Виши стал столицей Франции, которая уменьшилась более чем в два раза, куда даже до ноября 1942 года не заходили немецкие оккупанты. Пронацистское правительство при фактическом верховенстве "главы Французского государства", 84-летнего героя Первой мировой войны, маршала Филиппа Петена, формировалось из политиков из разных лагерей: и бывших крайне левых (коммунистов, социалистов), и крайне правых (местных фашистов, националистов, консерваторов и католиков).

Маршал, "глава Французского государства" Филипп Петен на пропагандистском плакате, 1942 год

Сотрудничество с оккупантами приобрело разнообразные формы. Промышленные круги развитой индустриальной страны были заинтересованы в военных заказах, поступавших из нацистской Германии. Экономическое взаимодействие с Берлином сочеталось с сотрудничеством на политическом уровне. На территории "Французского государства" были приняты законы, существенно ограничивающие права евреев. Уже с 1942 года коллаборационистские правительства активно сотрудничали с нацистами во время Холокоста – в "решении еврейского вопроса", депортируя десятки тысяч евреев-эмигрантов из стран Европы и отправляя французских евреев (в меньшей степени) в концлагеря в Третьем рейхе.

Активно сотрудничали с нацистами военные "Свободной зоны" и местная милиция, которые боролись с партизанами и теми, кто был заподозрен в сотрудничестве с движением Сопротивления. Его возглавляли как представители "Свободной Франции" генерала Шарля де Голля, так и отряды партизан-"маки", состоявшие из людей разных политических взглядов – от консерваторов, республиканцев до коммунистов. Значительная часть партизан были выходцами из стран Европы, и среди них эмигранты-республиканцы из Испании, участники гражданской войны в этой стране, имевшие боевой опыт. После высадки американских, британских и канадских войск в Нормандии ("День "Д") партизаны-"маки" сыграли немаловажную роль в восстаниях в городах Франции (Париже, Марселе) до прихода регулярных войск союзников.

Конечно, сотрудничество с Третьим рейхом на оккупированных территориях Европы имело свои отличия. Так, на западе континента оккупационный режим более лояльно относился к местному населению и политической элите, пытаясь в ее рядах находить младших союзников, и часто небезуспешно…

Сотрудничество с оккупантами в СССР — масштабы поражают

Масштабы военного и частично политического коллаборационизма разных наций и народов СССР во время советско-германской войны (1941–1945) всегда поражали как специалистов, так и свидетелей трагических событий. Государственная пропаганда в СССР больше рассказывала о последнем, победном периоде в войне.

Украинский историк Максим Майоров в книге "Війна і міф. Невідома Друга світова" пишет: "Иная ситуация сложилась на востоке Европы. Здесь нацистский оккупационный режим был более жестоким, но и довоенная ситуация не была приемлема для всех местных жителей. Существовала проблема негосударственных народов, а также неприятие существовавших до немецкой оккупации политических режимов… Нацисты активно использовали в борьбе против Москвы национальный вопрос в СССР и недовольство людей сталинизмом. Однако вместо ожидаемого освобождения они ввели режим террора и еще большего порабощения. Характер и масштабы сотрудничества определяли сами оккупанты, а не порабощенные ими народы".

На самом деле немало граждан воспринимало на первом этапе немецко-советской войны оккупантов как освободителей, помня об ужасах тоталитарного большевистского режима: коллективизации, Голодоморах, сталинских репрессиях и депортациях, особенно в 1930-х годах и до самого начала войны.

Германия оккупировала территорию всей советской Украины (и большая часть ее два года находилась под пятой нацистов и их союзников – румын и венгров), а вот советская Россия максимально потеряла чуть более 15% своей территории со значительно меньшим количеством населения. По разным оценкам, в "русских" формированиях насчитывалось до 800 тысяч человек, в основном это были советские военнопленные.

С декабря 1942 года это:

  • РОА (Русская освободительная армия), которую возглавлял один из самых успешных командиров РККА первого года войны, генерал-лейтенант Андрей Власов, в плену перешедший на сторону противника;
  • дивизия "Руссланд";
  • сформированный из белоэмигрантов в Сербии Русский охранный корпус, который боролся с партизанами-коммунистами;
  • 15-й казачий корпус СС (в феврале 1945 года более 30 тысяч кавалеристов, танкистов и артиллеристов: донские, кубанские казаки и калмыки).
Бывший советский генерал-лейтенант Андрей Власов произносит речь на собрании КОНР. Сидят (слева направо): бывший советский генерал-майор Фёдор Трухин, бывший бригадный комиссар РККА Георгий Жиленков и профессор-медик Сергей Руднев. Конец 1944 года

14 ноября 1944 года в Праге был сформирован Комитет освобождения народов России (КОНР), президиум которого возглавил Власов. Комитет объединил в основном российские антибольшевистские организации, которые своей целью поставили свержение советского строя на территории СССР с помощью нацистской Германии. Вооруженные силы КОНР (от 120 до 130 тысяч человек) присягали фюреру в январе 1945 года.

Командующий ВС КОНР Андрей Власов разговаривает с воинами РОА, ориентировочно 1945 год

Также на оккупированных территориях СССР, Брянщине и Орловщине, нацисты ввели эксперимент по широкому местному самоуправлению. Так называемую Локотскую республику, "квазигосударство", возглавили Константин Воскобойник (убитый в бою с партизанами 8 января 1942 года), а затем Бронислав Каминский. Они создали Национал-социалистическую партию России. Военные подразделения "республики" до августа 1943 года, то есть освобождение РККА данных территорий, проводили карательные операции против советских партизан, диверсионных групп и местных жителей. Позже, уже в ранге генерал-майора войск СС, Каминский активно участвовал в подавлении антинацистского Варшавского восстания; в конце августа 1944 года был расстрелян немцами за… жестокость.

Бывший советский летчик, герой Советского Союза Семен Бычков, который был расстрелян за коллаборационизм (слева), и командир бригады Бронислав Каминский

Значительную роль в войне играли "добровольные помощники" ("хиви"), которые первоначально служили во вспомогательных частях Вермахта, а начиная с 1943 года участвовали как в борьбе с партизанами, так и в боевых действиях на фронте. Их общее количество колебалось от 500 тысяч до почти миллиона человек; более половины из них составляли русские. Именно "хиви" участвовали в подавлении партизанского движения на оккупированных территориях Европы.

Противопартизанский отряд коллаборационистов, оккупированная часть России, 1942 год

"В общей сложности в "украинских" формированиях Вермахта, СС, полиции и других структурах исследователи насчитывают около 250 тысяч личного состава… Среди формирований на немецкой службе только 14-я Ваффен-СС дивизия "Галичина", сформированная в течение 1943—1944 годов, насчитывала более чем 10000 человек личного состава (за все время через это формирование прошло около 32 тысяч человек). До ноября 1944 года дивизии официально отказывали в праве называться "украинской". Другие крупные украинские формирования – на уровне полков и бригад – начали создаваться только в последний год войны… Украинский национальный комитет во главе с генералом Павлом Шандруком немцы признали 12 марта 1945 года. Под знамена Украинской национальной армии (УНА) Шандрук успел собрать около 38 тысяч человек, в том числе неполные две дивизии" (Максим Майоров).

Майор Евгений Побегущий подходит к трибуне и салютует: парад рекрутов в дивизию СС "Галичина" во Львове. 18 июля 1943 года

Дивизионщики сдались войскам союзников на западе. Их не выдали советской власти потому, что абсолютное большинство личного состава были гражданами Второй Речи Посполитой. Тема участия на первом этапе германо-советской войны батальонов "Нахтигаль" и "Роланд", действовавших в составе Вермахта (никогда не были частью структуры СС) и выполнявших вспомогательные функции, достойна отдельной статьи из-за ее мифологизации на государственном уровне в РФ.

Бойцы дивизии СС "Галичина" вместе с немецким командиром (в центре). У украинских добровольцев отсутствуют руны "СС" и нарукавный орел СС. Ориентировочно 1943-1944 годы

Возвращаясь к решениям Нюрнбергского процесса, отметим, что попытка юристов СССР осудить Организацию украинских националистов (ОУН) и Украинскую повстанческую армию (УПА) как преступные организации и пособников нацистов провалились. Попытки советской, а сейчас путинской власти представить главными коллаборационистами во время Второй мировой войны украинцев, крымских татар, нации стран Балтии, репрессированные и депортированные сталинскими властями народы Северного Кавказа являются обычной пропагандой и фальсификацией.

Колаборационизм в современной Украине

…Колаборационизм в современной Украине во время войны, которую развязала Российская Федерация еще в 2014 году, имеет немало аспектов. Среди главных причин сотрудничества с врагом – банальный материальный интерес, возможность подняться несколькими этажами выше на социальном лифте; нередко срабатывают давление и пытки, принуждение, к которым прибегают оккупанты. Важно не забывать об отсутствии четкой гражданской позиции у многих граждан Украины. В этом зачастую виновато государство с его проблемами: популизмом власти все годы независимости, коррупцией, провальной социальной политикой.

Моральный аспект. И здесь возникает вопрос: выполнило ли родное государство свою главную функцию — защиту гражданина. Можно ли сказать, что люди, оказавшиеся в оккупации, защищены? В этой ситуации часто все решают моральные качества человека. К слову: брошенные на произвол судьбы после стремительного отступления РККА в 1941 году жители Украины оказались в такой же ситуации, как и те, кто утром 24 февраля 2022 увидел на улицах Херсона или в окрестностях Харькова российские танки.

Отметим, что есть на самом деле "идейные коллаборационисты", мировоззрение которых формировалось еще во времена СССР. Это так называемые адепты "русского мира" и приверженцы РПЦ, "счастливой жизни в Советском Союзе"; среди них и те, кто верит в безоблачную жизнь во времена Российской империи, когда украинцы назывались малороссами, то есть "младшими братьями" представителей титульной нации — россиян. И малейшие проявления их свободолюбия, даже самоидентификации находились под пристальным надзором властей. Именно "идейные коллаборационисты" никогда себя не идентифицировали как украинцы в широком смысле — как политической нации, которая должна выбирать свое будущее самостоятельно.

Анализ причин коллаборационизма в современных украинских реалиях заслуживает не только отдельной статьи, но и одновременно профессиональной оценки специалистов: социальных психологов, политических экспертов, историков, философов…

Источник материала
loader
loader