"Самые стойкие люди живут рядом с войной": откровенное интервью с фотокорреспондентом "Телеграфа"
"Самые стойкие люди живут рядом с войной": откровенное интервью с фотокорреспондентом "Телеграфа"

"Самые стойкие люди живут рядом с войной": откровенное интервью с фотокорреспондентом "Телеграфа"

После изнурительной работы Ян Доброносов чувствует себя, словно после сильного похмелья

Фотокорреспондент "Телеграфа" Ян Доброносов недавно поделился своим опытом работы в горячих точках Украины. Он рассказал, как случайные кадры становятся историческими и почему фотография войны — это не только работа, но и эмоциональная нагрузка.

Об этом он рассказал в интервью "Time of Readiness". Наша редакция создала сборник интересных моментов.

Каждое фото несет историю

Порой ты снимаешь, кажется, обычный кадр, но уже на следующий день он становится историческим.

Ян Доброносов

В качестве примера мужчина привел ситуацию, как в Святошинском районе Киева он сфотографировал женщину, которая несла сапоги. На следующий день выяснилось, что у нее погибли двое детей. Подобные кадры мгновенно приобретают глубокий смысл и значение, ведь они фиксируют жизнь людей в критические моменты.

Фото: Ян Доброносов
Фото: Ян Доброносов

На вокзалах в Краматорске Донецкой области и других местах он фиксирует искренние эмоции людей, часто становящихся драматически важными частями истории.

История людей на вокзалах. Фото: Ян Доброносов
История людей на вокзалах. Фото: Ян Доброносов
История людей на вокзалах. Фото: Ян Доброносов
История людей на вокзалах. Фото: Ян Доброносов
История людей на вокзалах. Фото: Ян Доброносов
История людей на вокзалах. Фото: Ян Доброносов

Ощущение после съемок

После изнурительной работы Ян сравнивает состояние с жестким похмельем:

Я не употребляю алкоголь, но у меня — чувство жесткого похмелья. Мне становится плохо, могу шататься. В этот день меня все раздражает.

Ян Доброносов

Изнурение связано с тем, что после интенсивного адреналина приходит убыль энергии — физическое и эмоциональное истощение.

Работа — как точная наука

Фотокорреспондент сравнивает фотографию с математикой:

Все по крупицам – баланс, фокус, композиция.

Ян Доброносов

Это позволяет ему оставаться сконцентрированным даже в хаосе событий.

Эмоции приходят позже, когда фотограф возвращается домой и начинает разбирать кадры. Например, разбитый дом с остатками кухни в Днепре заставляет представлять себе жизнь живших там людей.

Фото: Ян Доброносов

Этика — в фотографии войны

Доброносов отмечает, что иногда фотографы обвиняются в неэтичности. Он подчеркивает: фотография – самый быстрый способ донести правду миру. Ян привел пример с сирийским городом Алеппо. Он сам там никогда не был, как большинство украинцев. Но, несмотря на это, у него в голове прочно запечатлелось представление об ужасах войны в Халебе (Алеппо) — и именно благодаря кадрам, которые видел в медиа.

Если бы не фотографии, я бы никогда не узнал этот уровень циничности и трагедий.

Ян Доброносов

Спикер добавляет, что фотография способна "быстрее всего добраться до каких-то нейро-мозговых конечностей" человека, передать эмоции и реальность войны.

Границы собственной этики он объясняет так: "Не буду снимать воинские части, не буду снимать личное, если попросят… А так, больше нет таких границ. Многие границы есть на уровне "не надо преподавать", потому что со временем будет можно через годы".

Где самые стойкие люди

Ян признается, что не представляет себя где-то в Германии на диване, спокойно глядя новости из Украины — чувствовал бы, что изменяет самому себе. В то же время он отмечает: среди всех сделанных им фотографий трудно выделить одну, олицетворяющую устойчивость. Таких кадров много, они активно обсуждаются в соцсетях, но ни один нельзя назвать "главным символом".

Работая по всей линии фронта, в частности, в Харьковской и Донецкой областях, мужчина также отмечает невероятную стойкость гражданского населения.

Точно не в Курской области… Если говорить о гражданских, я считаю, что наши люди везде одинаковы. Особенно те, кто там и сейчас живет…

Ян Доброносов

Но особое впечатление производят оставшиеся в прифронтовых городах и селах, несмотря на постоянную опасность. Эти люди не только держатся, но и умудряются строить планы на ближайшие годы.

Мечты и победа в кадре

Одной из его нереализованных фантазий было сделать необычный снимок в Бахмуте. Там он увидел двоих военных Силы специальных операций, которые играли в шахматы.

Как военные играли в шахматы в Бахмуте. Фото: Ян Доброносов

Эта сцена напомнила ему известную фотосессию Лео Месси и Криштиану Роналду перед чемпионатом мира, где футболисты тоже сидели за шахматной доской.

Легендарная фотосессия Месси и Роналду

"Было бы невероятно сфотографировать их вчетвером", — добавляет Доброносов. И сделать он хочет это не ради сенсации, а ради символа. Впрочем, как рассказывает фотокорреспондент, вероятно, это будет невозможно.

Кроме того, Яна часто спрашивают, какую фотографию он хотел бы сделать в день победы. Мужчина отвечает честно: он не представляет одного кадра, который мог бы вместить все значение этого события. Победа для него – не одна картинка, а тысячи моментов.

Я хочу окончания войны. И после этого переключиться на бизнес – выключить в голове понятие "война". Я хочу жить. Хочу знать, что я был причастен к истории.

Ян Доброносов

После победы фотограф планирует вернуться к гражданским, коммерческим съемкам, простым и радостным вещам.

Источник материала
loader
loader