После переговоров в Вашингтоне Украина стала чуть ближе к прекращению боевых действий.
Как и условия замораживания вооруженного противостояния, контуры будущих гарантий безопасности пока еще в тумане. По словам Владимира Зеленского, они будут оформлены в течение семи-десяти дней, при этом США готовы предоставить нашей стране «очень хорошие» гарантии безопасности.
Дональд Трамп представляет дело так, будто Россия готова к компромиссам. При этом после переговоров в Анкоридже непонятно, на что именно готов пойти Путин. Ожидается, что ценой сделки могут стать территориальные уступки Украины, закрепляющие российскую оккупацию Донбасса и Крыма.
Если все будет идти по весной сложенному плану Трампа и Путина, который, по информации ZN.UA, должен закончиться прекращением огня, заморозкой конфликта по линии разграничения и трехсторонним подписанием рамочного соглашения, то торопиться стоит.
Но если Трамп пойдет на поводу у Путина и захочет именно мирного договора, а не рамочного соглашения о прекращении огня и обмене пленными, — тогда все задержится и поставит под сомнение возможность быстрого завершения боевых действий, потому что договор — это не меморандум. Договор требует решения вопроса территорий, компенсаций и множества других вопросов по окончании войны.
Вряд ли это можно сделать а) быстро, б) уложиться до срока, когда прекращают принимать документы на Нобелевскую премию мира и, наконец, в) маловероятно, что Зеленский возьмет на себя политически самоубийственную ответственность подписать этот договор. А судя по всему, пока что Трамп действует по сценарию Путина и Украину хотят загнать в цейтнот, чтобы мы совершили все возможные ошибки — при уровне и качестве наших переговорщиков.
По словам спецпредставителя президента США Стива Уиткоффа, в Анкоридже «действительно добились прогресса в том, как мы могли бы прийти к мирному соглашению». Да и сам Трамп уже несколько раз повторил, что речь теперь идет не о соглашении о прекращении огня, а о всеобъемлющем мирном договоре.
Понятно, что в нынешних очень сложных условиях, прежде всего, на фронте, Зеленскому придется идти на определенные уступки России и Америке, в том числе, территориальные. Чтобы эти уступки не воспринимались как предательство, единственный выход — получить надежные и эффективные гарантии нашей безопасности на будущее, в таком пакете украинское общество мягче воспримет горечь мирных соглашений.
Какие же именно гарантии можно считать надежными и эффективными? И готовы ли союзники предоставить нам таковые?
В идеале это должны быть гарантии, как их изложил американцам в эфире телеканала CBS News экс-министр обороны Анатолий Гриценко: «В случае угрозы агрессии — четкое заявление Америки: в течение 48 часов на территории Украины, например под Харьковом и Херсоном (или под Вильнюсом, если Путин или следующий «путин» посягнет на Литву), Америка разворачивает две свои наиболее боеспособные, мобильные и закаленные в боях воздушно-десантные дивизии — 82-ю и 101-ю. Кроме того, с американского авианосца, который обычно курсирует в Средиземном море или поблизости, Америка берет под контроль воздушное пространство над Украиной боевыми самолетами». Но развертывать американские дивизии на самом деле, может, и не придется, считает Гриценко: твердое заявление Америки об этом быстро охладит Кремль и предотвратит новое вторжение.
А что будет в реальности? Трамп уже заявил, что пока он остается на посту президента США, американских войск в Украине не будет. И тут очень хочется привести два примера из недавней истории. В 2003-м, во время кризиса вокруг украинского острова Тузла, к которому россияне вдруг начали строить дамбу, американский посол в Москве заявил: если Россия продолжит агрессивные действия, то Америка будет стоять рядом с Украиной. После этого бульдозеры убрали и строительство дамбы свернули моментально. И противоположный пример: в октябре 2021-го Байден заявил, что в случае (уже очевидной для Америки) агрессии, на территории Украины американских солдат не будет — и это развязало руки Путину. Это важно напоминать и понимать, ведь Трамп сказал, по сути, то же самое.
В США вполне осознают все сложности с предоставлением и выполнением гарантий безопасности Украине.
Как пишет Axios, гарантии безопасности стали главной темой переговоров в Вашингтоне. По данным источника ZN.UA, во время переговоров в Белом доме с участием лидеров европейских государств и Зеленским вице-президент Джей Ди Вэнс пытался систематизировать подходы к основным вариантам предоставления гарантий. Им озвучивались два варианта действий.
Первый: США и европейские страны предоставляют Украине нечто похожее на статью 5 Вашингтонского договора. Но тогда каждая страна должна провести через свои парламенты ратификацию договора о предоставлении Украине военной помощи. Кроме того, должны быть утверждены сценарии, в которых будет расписано кто, что и когда предоставляет Украине. Это означает, что все, кто берет на себя такую ответственность, берет на себя обязательство поставлять не только оружие, но и военную силу.
По словам источника ZN.UA, после этих слов все сразу загрустили, потому как союзники сейчас к такому явно не готовы.
Второй вариант: укрепление украинской армии, которая должна быть слаженной и мощной: речь идет о том, чтобы численность ВСУ составляла 350–400 тысяч человек. Но Вэнс сразу же предупредил, что США не будут участвовать в финансировании украинской армии, однако Соединенные Штаты могут продавать оружие европейским государствам, если Европа готова содержать ВСУ. Информированный собеседник ZN.UA сказал, что и эти слова Вэнса вызвали грусть у присутствующих на встрече, представивших сумму затрат.
Кроме того, Вэнс сообщил, что необходимо продумать всевозможные сценарии, расписать, как реагировать и искать компромиссы в различных кризисных ситуациях в рамках вышеуказанных двух вариантов гарантий. Например, при реализации гибридного сценария: Россия напрямую не нападает, но в Украине появляется условная «Харьковская народная республика», которая объявляет о желании воссоединиться с РФ. Что в этой ситуации должны делать страны-гаранты? Вмешиваться или нет в украинский «внутриполитический гражданский конфликт»?
Сейчас участники переговоров публично заявляют, что обсуждаются гарантии безопасности наподобие статьи 5 Вашингтонского договора. Эта идея была впервые озвучена итальянским премьером Джорджей Мелони. Но в чем именно будут эти гарантии? И почему украинцы должны быть уверены, что западные правительства, которые не готовы были отправлять войска в Украину тогда, когда в их странах существовала огромная поддержка жертвы агрессии, сделают это через год или десять лет, когда Россия снова нападет на нашу страну?
При этом вопреки расхожему мнению, статья 5 не предусматривает автоматическое вступление в войну союзников. Хотя все члены НАТО обязаны оказать помощь жертве агрессии, помощь не обязана быть военной: содействие союзнику остается на усмотрение каждого члена Альянса.
Слова об аналоге статьи 5 больше похожи на манипуляции фокусника, отвлекающие внимание зрителей. Наше с вами внимание: подобными убаюкивающими обещаниями Запад не руки Путину связывает, а нам глаза закрывает. Но Украина сыта по горло гарантиями наподобие Будапештского меморандума. Иногда для того, чтобы сторона «подписалась», достаточно и простого рукопожатия, а проигнорировать обязательства не помешает и ратифицированный всеми парламентами мира документ.
По словам генсека НАТО Марка Рютте, гарантии безопасности для Украины уже несколько месяцев разрабатывают 30 стран. Интересно: а что случилось с рекомендациями по гарантиям безопасности, которые осенью 2022 года совместно подготовили и презентовали сопредседатели рабочей группы по вопросам международных гарантий безопасности для Украины экс-генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен (чьи услуги обошлись весьма недешево) и глава ОП Андрей Ермак? Где эти предложения? Но, главное, какова судьба публично и громко разрекламированных и уже подписанных на высшем уровне «гарантий безопасности» (да-да, именно так их нам подавали через «марафон») с почти тремя десятками стран? Те соглашения — все еще гарантии? Или уже не гарантии и сейчас валяются в архиве МИДа вместе с такими же громкими презентациями саммита мира и Стратегии незламности?
Сейчас стороны пытаются договориться об условиях гарантий и четкой роли каждой страны. По информации The Wall Street Journal и Axios, госсекретарь США Марко Рубио возглавил группу советников по национальной безопасности из Украины и других европейских стран по разработке гарантий безопасности для нашей страны. Судя по всему, из нашей страны будут делать «дикобраза», который своими «иголками» нанесет серьезный ущерб будущему агрессору, высоко подняв для него цену вторжения.
По данным The Wall Street Journal, гарантии будут состоять из четырех компонентов.
Первый — размещение союзных войск в Украине.
Второй — обеспечение противоздушной обороны, которое будет включать системы ПВО для защиты критической инфраструктуры и гражданских объектов.
Третий — поставки современного вооружения, включая высокоточные ракеты.
Четвертый — механизмы контроля над соблюдением режима прекращения огня.
Описывая украинское видение гарантий, президент Зеленский разделил его на две составляющие — финансово-материальную и обязательства по безопасности. По информации The Financial Times, украинский план в частности предполагает закупку американского вооружения на 100 млрд долл. за счет финансирования со стороны Европы в рамках сделки о гарантиях безопасности США. А Штаты в свою очередь заключат соглашение с украинскими компаниями на 50 млрд долл. по производству дронов.
По словам Зеленского, в Киеве не ждут, что все участники «коалиции решительных» пришлют в Украину контингент в рамках гарантий безопасности. Но кто же тогда войдет в этот контингент «сил сдерживания»? Напомним: Трамп уже заявил, что американских солдат в Украину не пошлет. Германия? Но министр иностранных дел Йоганн Вадефуль заявил на днях, что Германия не будет размещать военный контингент в Украине. Пока ясно, что помимо Британии и Франции своих солдат готова отправить Литва. Но и позиции этих наших верных партнеров постоянно меняются. Так, например, британский премьер Стармер говорил пару дней назад, что от темы развертывания войск перешли к «более реалистичному варианту» тренировки наших солдат, усиления логистики. Президент Макрон от 60 и 30 тысяч общей численности французского контингента публично «съехал» до нескольких батальонов, и то размещенных либо под Львовом, либо вообще в Польше… Литва говорит о возможной отправке лишь пары сотен солдат, но у них действительно малочисленная армия…
А кто еще? Впрочем, по информации Bloomberg, около 10 стран готовы отправить войска в Украину.
The Guardian пишет, что Великобритания готова направить свои вооруженные силы для защиты воздушного и морского пространства Украины, однако исключает присутствие своих военных вблизи линии разграничения с Россией. (Неделю назад The Times писала, что Лондон отменил план ввода 30 тысяч военных в Украину для охраны городов и портов.) А пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт сообщила, что хотя США не отправят солдат в Украину, тем не менее Штаты не исключают другие военные варианты гарантий, в том числе поддержку с воздуха и «координацию» действий украинских сил.
В свою очередь Bloomberg сообщает, что план отправки иностранных войск в Украину предусматривает поддержку со стороны США, которая будет включать обмен разведданными, наблюдение за границами и поставку вооружений, в том числе средств противовоздушной обороны. Но хотя европейские страны и готовятся к развертыванию «сил сдерживания», пока все идет к тому, что гарантии безопасности Киева могут быть сосредоточены на укреплении украинских вооруженных сил.
…В преддверии переговоров в Вашингтоне россияне обстреляли Харьков. Погиб двухлетний ребенок, родившийся во время войны и не доживший до ее конца…
Украинцам, да и европейцам, необходимы такие гарантии, которые могли бы обеспечить безопасность Украины и Европы на долгие годы вперед. Но после переговорного марафона эти гарантии могут оказаться совсем не тем, чем сегодня пытаются представить наши западные партнеры.
Поэтому если украинская власть не хочет социального взрыва, стремится избежать нового разочарования украинцев и появления новых протестов с картонками или уже чем-то другим, ей уже сегодня необходимо начать честно говорить с украинским обществом, предупреждая о вероятных рисках и угрозах для нашей страны и доходчиво поясняя, что защита Украины — это дело каждого украинца.