На этой неделе в Белом доме во время встречи с украинским коллегой, президент США Дональд Трамп объяснил, почему отказался от идеи давления на Россию для заключения перемирия: "Она желательна, но не обязательна", — сказал он, подчеркивая шесть войн, которые он уже закончил, ни одна из которых не предусматривала предварительного перемирия.
Впрочем, здесь есть несколько моментов, которые стоит разобрать. Хотя не все мирные соглашения сопровождаются перемириями, многие из них таки имеют такое предпосылочное прекращение огня: одно исследование зафиксировало 2202 прекращения огня, которые временно остановили конфликты в мире между 1989 и 2020 годами.
Трамп также был прав относительно того, что перемирия используются не только для того, чтобы помочь положить конец боевым действиям, но и для того, чтобы фактически продвинуть военные стратегии.
Однако перемирие, безусловно, не является просто "приятным бонусом". И шесть конфликтов, которым, по утверждению Трампа, он положил конец, не является никаким доказательством в пользу этого тезиса, считает обозреватель Bloomberg Марк Чемпион.
Трамп утверждает, что положил конец войнам между Арменией и Азербайджаном, Камбоджей и Таиландом, Индией и Пакистаном, Эфиопией и Египтом, Ираном и Израилем, а также Руандой и Демократической Республикой Конго.
Эфиопию и Египет можно не принимать во внимание. Эти две страны не воевали, а спор о дамбе на Ниле, о которой упоминает Трамп, остается нерешенным.
Между тем Индия утверждает, что США не участвовали в прекращении очередного из многочисленных конфликтов с Пакистаном, продолжающихся со времени их раздела в 1947 году. Если США и были вовлечены, то соглашение, которое было достигнуто, касалось именно перемирия — согласованного во время телефонного звонка между военными руководителями двух стран, а не мирного договора.
Белый дом может по праву гордиться тем, что использовал угрозу торговой войны, чтобы заставить Таиланд и Камбоджу сесть за стол переговоров после того, как в июле длительный пограничный конфликт перерос в вооруженное противостояние. Но опять же, это было перемирие. И оно привело к тому, что в следующем месяце Малайзия выступила посредником в достижении 13-пунктного соглашения. Так что это опровержение аргумента Трампа.
Соглашение между Арменией и Азербайджаном интересно, но опять же, это плохое доказательство. Соглашение стало возможным, и США были приглашены к участию, поскольку обе страны сейчас находятся в конфликте с Москвой. Как отмечает эксперт по Кавказу Томас де Ваал в Фонде Карнеги за международный мир, Баку и Ереван особенно хотели освободиться от пункта в их соглашении о прекращении огня 2020 года, которое все еще действует. Это соглашение было заключено при посредничестве Москвы и предоставляло Федеральной службе безопасности России (бывшему КГБ) контроль над коридором, проходящим через территорию Армении и соединяющим Азербайджан с его эксклавом Нахичевань.
"Совместное заявление, которое обе страны подписали в Вашингтоне в начале этого месяца, заменило предыдущее прекращение огня окончательным урегулированием и назначило США гарантом коридора вместо России. Однако, если говорить об утверждении Трампа о "завершении войн", боевые действия уже прекратились в 2023 году, и на момент его вмешательства активного конфликта не было", — добавляет Чемпион.
Что касается Ирана и Израиля, решение Трампа от 22 июня о бомбардировке иранских ядерных объектов явно помогло отговорить Тегеран от продолжения обмена ракетами с Израилем, но, как заявил 17 августа иранским СМИ генерал Корпуса исламской революционной гвардии и советник верховного лидера Али Хаменеи Яхья Рахим Сафави, о мире нельзя говорить.
Соглашение, которому Трамп поспособствовал между Руандой и Демократической Республикой Конго в июне, ближайшее к его модели "завершения войн". Однако даже оно не подтверждает его тезис о "необязательности" прекращения огня: бои, в значительной степени веденные ополчениями и прокси-группами, продолжаются без изменений, а в июле группировка M23 при поддержке Руанды убила 140 гражданских в ДРК, что стало самым кровавым месяцем для этой группировки с 2021 года, как сообщает Human Rights Watch.
"Перемирия могут быть важными по многим причинам, среди которых главными являются возможность остановить убийства и облегчить поступление гуманитарной помощи. Это особенно актуально для таких конфликтов, как в Газе, ДРК и Украине, где потери среди гражданского населения неприемлемо высоки. Второй по важности причиной является то, что соглашение о перемирии может указать, заинтересованы ли одна или обе стороны в прекращении войны, или причина, по которой они начали воевать, остается для них такой же важной, как и раньше", — утверждает колумнист.
Вот почему двусторонний саммит Трампа на Аляске стал стратегической катастрофой для Украины и ее союзников. Ведь в результате США отказались от угрозы санкций и других форм давления, чтобы заставить Путина согласиться на перемирие. Это не оставило ему никаких причин останавливать, не говоря уже о прекращении, своего вторжения, разве что в рамках стратегии дипломатического обеспечения территорий и других военных целей, которых он не смог достичь на поле боя.
"Поэтому, да, прекращение огня в Украине было бы чрезвычайно важным. В настоящее время достичь этого почти невозможно, учитывая постоянную жажду Путина к войне. Но Трамп, как никто другой, имеет рычаги влияния и инструменты, чтобы это осуществить, если он когда-нибудь решит согласиться на это", — подытожил Чемпион.
О том, что обсудили Трамп и Путин на Аляске, какие риски появились и чего ждать дальше — читайте в статье "Встреча на Аляске: бесписдильный биг дил" Михаила Гончара.