В КГГА уверены, что зачистка Киева от МАФов идет по плану: кто покупает новые участки и почему после сноса остаются горы мусора
В КГГА уверены, что зачистка Киева от МАФов идет по плану: кто покупает новые участки и почему после сноса остаются горы мусора

В КГГА уверены, что зачистка Киева от МАФов идет по плану: кто покупает новые участки и почему после сноса остаются горы мусора

Власти подчеркивают: киоскам и павильонам старого формата не место на улицах столицы

В Киеве продолжаются работы по уменьшению количества МАФов и временных сооружений. Объекты, установленные по старым правилам, сносят, частично их заменяют новые однотипные "точки". Процесс проходит не без проблем и сопротивления. Предприниматели обвиняют чиновников в избирательности при "зачистках" и невозможности из-за высоких арендных ставок и сопутствующих расходов конкурировать на торгах за высвобождаемые места. Рядовые граждане удивляются значительным затратам на демонтаж и сообщают: обустроенные магазинчики и киоски быстро заменяют стихийные палатки.

Вопросы, возникающие при реализации реформы, "Телеграф" адресовал Михаилу Будилову – директору Департамента территориального контроля Киевской городской госадминистрации.

Новые места для киосков точно не на сетях

- Киевляне соглашаются с необходимостью наводить порядок с МАФами в столице, но спорят по поводу методов. Почему для реформы был выбран именно такой подход – не продлевать договоры долевого участия на содержание объектов благоустройства, на основании этого сносить сооружения и проводить аукционы на освободившиеся места? А не, например, пересмотреть аренду плату для владельцев и обязать изменить внешний вид объектов?

– Другого варианта мы не видели. Все старые договоры на размещение временных сооружений и малых архитектурных форм (МАФов) заключались без конкурсов. Разрешения направо и налево предоставлялись "своим" людям, приближенным к власти. Они устанавливали киоски, павильоны на выгодных локациях для себя, через которые проходит большой поток людей – возле остановок общественного транспорта, станций метрополитена. Но это был абсолютный ужас с другой стороны для пешеходов, потому что наличик таких "точек" усложняло движение. Помню на проспекте Богдана Хмельницкого на участке от улицы Олеся Гончара до Крещатика стояло МАФов 30. Это просто абсурд! Понимаете? Поэтому, конечно, было принято решение действие всех разрешительных документов, которые выдавались по старым правилам, не продлевать и демонтировать эти объекты. И депутаты Киевского городского совета 82-ю голосами поддержали это предложение.

Под руководством Михаила Будилова департамент реализует реформу в сфере МАФов

- Это решение является предметом судебного спора. Как раз пункты по договорам судом первой инстанции были признаны незаконными. Сейчас дело в апелляции?

- Если вы прочтете решение суда, то в нем указано, что вопросы возникли только относительно сроков окончания действия разрешительных документов. В целом же, как указано в тексте, к решению Киевского городского совета № 915/8881 от 13 июня 2024 года претензий нет. Ведь при его принятии была пройдена регуляторная процедура: обнародование проекта, общественное обсуждение, рассмотрение профильной комиссии и далее голосование в сессионном зале. То есть законна и процедура передачи отдельных элементов благоустройства в аренду для размещения временных сооружений, и процедура проведения аукционов. Незаконны, по мнению некоторых предпринимателей, вот только эти графики демонтажей, которые мы проводим по истечении сроков действия паспортов привязки и договоров долевого участия.

Но мы предложили такой вариант, чтобы дать бизнесу самому провести демонтаж и рассмотреть другие возможности для размещения, например, в коммерческих помещениях. Мы сказали: не хотим создавать резонанс и понимаем, нужно время для решения таких вопросов. Поэтому решили начать с Печерского района, где находились только 170 МАФов. А теперь нам говорят, что мы поступали неправильно. А если бы одномоментно аннулировали действие всех разрешительных документов в Киеве, предприниматели сами были бы недовольны. Поэтому, поскольку решение действует, мы продолжаем проведение реформы. Уверяю: все временные сооружения, установленные по старым правилам, будут демонтированы, а на их месте – разместим современные конструкции, становящиеся популярными вендинговые устройства, почтоматы, а также обустроим зеленые зоны.

Среди примеров обновления чиновники демонстрируют "точку" на Вышгородской улице

- По какому принципу определяете, где вместо демонтированных МАФов устанавливать новые объекты и в каком количестве, а где, например, сажать деревья?

- Мы берем все имеющиеся МАФы в конкретном районе и накладываем их на пятисотку (топографический план в масштабе 1:500). Этот детальный план местности дает нам возможность увидеть расположение инженерных сетей, непосредственно на которых и в их охранной зоне законодательно запрещено размещать киоски, павильоны и т.д. Открою тайну, что в столице 80% МАФов как раз размещались на водо- или газопроводах проводе, канализации, теплотрассах, под электросетями. Как мы можем заключать с победителем аукциона договор аренды на пять лет, когда в случае аварии потребуется проводить разрытие?! А значит, и убирать его МАФ. Следовательно, все эти локации априори не будут использованы для установки новых объектов. Для понимания на Печерске из 170 "точек" только 22 отвечают этому требованию – отсутствие коммуникаций.

У станции метро "Героев Днепра" пространство после сноса МАФов выглядит иначе

Что касается зеленых зон и общественных пространств. Мы изучаем позицию и планы работ по озеленению "Киевзеленстроя" и ориентируемся на нужды горожан. Например, если к моменту массовой установки МАФов в каком-то месте находился сквер, конечно, его надо оставить и обновить. Или если киевляне обращаются с просьбой сделать зеленую зону там, где она отсутствовала, рассматриваем предложение. При этом передвижная торговля может стать дополнением к этой локации, чтобы люди отдыхали и могли купить воду, лимонад или кофе. К примеру, Оболонский остров заранее строился с местами под торговлю, их было выделено три. И недавно по последней локации КП "Киев.Прозоро" провело аукцион, победитель будет платить 80 тыс. грн ежемесячно.

Грязь, обломки и стихийная торговля

– Киевляне при этом говорят об определенной избирательности демонтажных работ. К примеру, отмечают, что не трогают киоски "Киевхлеб". Плюс у станции метро "Академгородок" часть киосков снесли, часть оставили. Или на Южной Борщаговке (на пересечении улицы Симиренко и Александра Махова) тоже частичный демонтаж провели, при этом невзрачные МАФы как стояли, так и стоят, как и большой игровой зал.

- ПАО "Киевхлеб", если не ошибаюсь с 2015 года, имеет инвестиционное соглашение с городской администрацией, которое предусматривало размещение 200 "точек" по всему городу. Разорвать его до истечения сроков действия – октября 2026 года – невозможно. Только после этой даты эти МАФы, равно как и другие, могут быть демонтированы.

Относительно большого павильона с игровым залом на улице Александра Махова – он расположен на земельном участке, который находится в частной собственности уже 15 лет. Это первое, а второе – сооружение капитальное. Соответственно, на нее не распространяется действие положения, согласно которому работает Департамент терконтроля. И вообще работой такого рода заведений, если она происходит, должна заниматься полиция, Служба безопасности Украины и БЭБ.

Такую картину пока наблюдают жители Южной Борщаговки

По Академгородку и улице Симиренко – ситуация похожая. Там есть участки в частной собственности или предоставленные в пользование. На последней локации, в частности, расположен рынок – его деятельность регулируется по-другому. Владельцы сами планируют деятельность, решают, сколько МАФов и какие могут быть расположены на их территории. Непосредственно Департамент влиять в этом случае не может. Мы занимаемся временными сооружениями, которые расположены на землях коммунальной собственности. Которые, повторюсь, получали разрешения на временное размещение 10-15 лет назад без аукционов, затем неоднократно продлевали действие договоров. При этом в бюджет платили аренду за размещение одной конструкции по тысяче гривен в месяц, а сдавали в субаренду по 40 тысяч.

- Киевлян также возмущены с тем, что после проведения демонтажа МАФов освобожденные участки долгое время остаются не убранными. Цитирую сообщения из соцсетей о Виноградаре, где месяц назад провели "зачистку", там до сих пор "срач, грязь и обломки". Установлены сроки на наведение порядка?

- На Виноградаре демонтаж продолжается и продлится еще примерно месяц, потому что там всего 240 построек. Этот процесс сложен и как быстро он двигается, зависит от многих факторов. От количества МАФов, от их габаритов. В частности, можно ли конструкцию перевезти в целом виде, или для перемещения на штрафплощадку нужно их разобрать. И, конечно, зависит от того, привлечены ли к работе коммунальные бригады. Если бы владельцы сами убирали киоски и павильоны, это бы ускорило процесс. Но в большинстве случаев, когда сроки действия разрешений истекли, предприниматели забирают оборудование, товар, какие-то личные вещи. Самой "коробкой" мало кто хочет заниматься. Кстати, там такие ужасы под ними находятся – и останки животных, и шприцы, и мусор – все, что годами не убиралось.

– Чем обосновываются значительные затраты, которые несет город на проведение демонтажа?

- До 2018 года демонтаж проводился частными компаниями, а после – только коммунальным предприятием "Киевблагоустройство". Сейчас в этих работах привлечены четыре бригады (летом одна в отпуске) – это до сорока работников. Соответственно, основные статьи расходов – заработная плата, ремонт техники, амортизационные расходы и топливо. Все! Больше ни на что средства не тратятся. Если владельцы МАФов после выполнения демонтажа силами КП забирают свое имущество со спецплощадок, то они компенсируют потраченные на это средства, уменьшая нагрузку на бюджет. Но, к сожалению, количество желающих это сделать – незначительное. В 2024 году – 24%, а в этом – около 11% предпринимателей. При этом мы должны три года хранить эти конструкции и только потом имеем право что-то с ними делать. Утилизировать, или, например, передать военным, а за последние три года мы отправили на нужды армии тысячу МАФов.

Если позволяет размер временное сооружение переносят целой на площадку для хранения

- Среди наблюдений со стороны горожан: на месте снесенных в рамках реформы временных сооружений быстро появляются палатки с овощами/фруктами. Или торговля ведется прямо с земли. Как с этим явлением сражается Департамент терконтроля?

– Это большая проблема. Все, что мы можем, убрать палатки или столики, на которых ведется торговля. Но это не очень эффективно, потому что они стоят условно 1 000 и 500 гривен, а выезд демонтажной бригады минимум 6 000. И через час-полтора на месте будет новая "точка". В этом году департамент направил в полицию ориентировочно 50 писем с сообщениями о фактах такой стихийной торговли с указанием мест. Потому что в соответствии с Кодексом Украины об административных нарушениях это компетенция правоохранительных органов. Они могут изымать товар, составлять соответствующие протоколы и т.д. И не делают этого.

- Может быть, это говорит о том, что есть спрос и стоило бы оставить там какую-то часть МАФов?

- Если полиция не будет работать с этими незаконными конструкциями, не будет налагать штрафы на пренебрегающих правилами торговцев, ничего не изменится.

МАФы по архетипам недешевое удовольствие

– Перейдем к аукционам. По предоставленной информации КП "Киев.Прозоро" о победителях, создается впечатление: побеждают сетевые компании. Или частные фирмы, имеющие значительные ресурсы, и не факт, что они не будут сдавать потом в аренду "точки".

- Если говорить о временных сооружениях или средствах передвижной торговли, то победителями являются более 15 субъектов с разными видами деятельности. Да, есть действительно 3-4 участника, выигравших право аренды на несколько локаций. Но это точно не сетевики, которые платили в бюджет за точку от 500 до 1500 грн, а сами сдавали их за 30-40 тысяч. Как раз они сейчас недовольны новым порядком. И это очевидно. Например, на проспекте Свободы на Виноградаре есть предприниматель, у которого было 57 МАФов. То есть он платил ориентировочно 57 тыс. гривен в бюджет, а получал в разы больше — это несправедливо. А сейчас у нас такую сумму в месяц по результатам аукциона приносит только одна локация!

– Но очевидно, что с таким ФЛП не сможет конкурировать, например, тот, кто занимался ремонтом обуви или изготовлением ключей и имел небольшой киоск в спальном районе. Они тоже идут под снос.

- Как мы должны определять, что какое-то сооружение будет оставаться, а какое-то нет? Будет ли работать в конкретном месте тот, кто ремонтирует обувь, продает кофе или что-то другое? Для этого мы и ввели рейтинговые условия – кто готов платить в бюджет больше, тот и работает. Да, конечно, есть локации, которые пользуются спросом, а какие нет. На Оболони, например, "точки", где вообще не было заявок на аукцион, при этом были установлены минимальные стартовые суммы аренды — 3-5 тыс. гривен. За места возле Арки Свободы шла борьба и победило предложение в 320 тыс. грн/месяц. То есть есть разные варианты и можно найти какую-нибудь "точку" под собственные нужды. У нас до 300 участников попробовали свои силы – не только из Киева, но и из Днепра, Харькова. То есть уже не получится платить условную тысячу гривен и продолжать работать в старой конструкции, которая стоит на зеленой зоне или на тротуаре и мешает движению пешеходов, портит архитектуру. Мы же живем в столице европейской страны и должны заботиться о соответствующем виде наших улиц.

Так, за новыми архетипами должны выглядеть средства передвижной торговли

- Предусмотрены ли в процедуре предохранители, чтобы люди не контролировали по несколько "точек" и не пересдавали их?

- Предохранитель очень прост – цена. 90% принимающих сейчас участие в аукционах – это те, кто сами осуществляет предпринимательскую деятельность. Ибо зачем им искать фактически посредника, если можно напрямую у города взять в аренду элементы благоустройства и разместить на них временное сооружение.

– Какие дополнительные расходы несет участник торгов?

– Это гарантийный взнос, который составляет 400% от стартовой арендной платы на лот. В чем суть? Если ты победил в аукционе, но не подписал договор аренды, ты эту сумму теряешь. В этом случае КП "Киев.Прозоро" должно проводить повторно торги. И у нас есть такие примеры, к сожалению.

– Насколько мне известно, предприниматель еще должен компенсировать расходы КП на геодезическую съемку, инвентаризацию и т.п. Плюс дополнительно оплачивается подключение к электросетям. И это немалые суммы.

– Коммунальное предприятие через площадку "Прозорро" заказывает эти услуги, стоимость которых зависит от площади конструкции. Кажется, самая большая сумма была 15-20 тыс. гривен. Компенсация предусмотрена соглашением. Что касается электроэнергии, то КП только выдает технические условия на подключение, а предприниматель напрямую заключает договор с ДТЭК. Какие суммы выставляет компания – вопросы к ним, но она тоже зависит от многих факторов.

- По временным сооружениям, устанавливаемым по результатам конкурсов, разработаны архетипы. Они будут отличаться по районам или будут в одном стиле для всей столицы?

– Архетипы едины для Киева, утверждены распоряжением городского головы. Конструкции простые, но современные (точные параметры и требования к внешнему виду представлены на странице КП "Киев.Прозоро"Авт.), которые будут гармонично вписываться в пространство. Это точно не те будки, которые раньше устанавливались в Киеве. Стоимость одного временного сооружения или МАФ с учетом качественных материалов — примерно 300 тыс. гривен. Сумма значительна, но поскольку предприниматели заключают договор аренды на пять лет, думаю, смогут окупить вложенные денежные средства.

Новые временные сооружения должны быть выдержаны в единой цветовой гамме

– Изготовлением занимается конкретная фирма, определенная КГГА, могут ли предприниматели обращаться к любому исполнителю?

– Мы даем только паспорт привязки на аукционе, и человек с параметрами обращается в фирму по собственному выбору. Главное, чтобы были использованы определенные материалы, выдержаны габариты и соблюдены условия. В частности, предусмотрено место под кондиционер, а также имелся встроенный мусоросборник. Да, это удорожает стоимость, уменьшает внутреннюю площадь МАФа, но мы , что если такая емкость находится внутри, она будет вовремя очищаться и вокруг не будет скапливаться мусор. Если мы решили изменить систему, то все нужно делать качественно и надолго.

Еще один вариант средств передвижной торговли

– Предприниматели, которые уже занимаются изготовлением временных сооружений, говорят, что не предусмотрена возможность модификаций. Например, нельзя перенести окошечко для выдачи или увеличить, если речь идет о стритфуде.

– Это нечастое обращение. Были другие запросы: "Мы выиграли локацию площадью 30 метров, можем ли поставить не одну, а две двери?" – "Зачем?" – "Хотели разделить на два помещения". В этом случае был отказ, потому что снова делать ряды МАФов… нет, этого не будет. Какие-то окошечки… Да, мы рассмотрим процедуру корректировки, но она будет минимально изменять общую концепцию.

Сколько сейчас стал получать бюджет с момента проведения первого аукциона? И где планируются демонтажные работы на осень.

– Мы не так много провели этих аукционов, скажем откровенно. Приблизительно 40. И большинство победителей только подписали договоры. Когда мы выставим на торги право аренды хотя бы на 100-150 локаций, тогда есть смысл говорить. Что касается планов, то сейчас идет работа на проспекте Свободы на Виноградаре, а в перспективе будет выполняться в Соломенском и Шевченковском районах.

Как сообщал "Телеграф", народные депутаты поддержали изъятие из бюджета столицы 8 млрд гривен, которые должны быть использованы на обеспечение обороны столицы и поддержку семей военных.

Теги по теме
Киев
Источник материала
loader
loader