В сентябре 2025 года Индия снова выходит на траекторию роста импорта российской нефти, несмотря на усиление американского тарифного давления и все более жесткие санкционные механизмы Запада.
По оценкам трейдеров, поставки вырастут на 10–20% по сравнению с августом, что составляет дополнительные 150–300 тыс. барр. в сутки.
Фактически речь идет о том, что Индия закрепляет за собой статус главного покупателя российской нефти в мире — 1,5 млн барр. ежедневно, или около 1,5% от глобального рынка, что покрывает примерно 40% ее внутренних потребностей. По состоянию на август 2025 года главными покупателями российской морской нефти остаются:
- Индия — около 1,5 млн барр./день;
- Китай — ориентировочно 1,3 млн барр./день;
- Турция — около 0,3–0,4 млн барр./день;
- страны Африки и Ближнего Востока — вместе до 0,2 млн барр./день.
Вместе Индия и Китай потребляют свыше 2/3 всего российского морского экспорта, фактически выступая «страховщиками» для бюджета Кремля.
Причины этого процесса многослойны и лежат на пересечении экономики и геополитики. Прежде всего для индийских НПЗ сотрудничество с Москвой является вопросом экономической рациональности. До 2022 года Индия традиционно импортировала российской нефти очень мало — всего лишь около 1–2% общего объема. Основными поставщиками были страны ОПЕК — Саудовская Аравия, Ирак и ОАЭ. Ситуация изменилась после полномасштабного вторжения РФ в Украину и санкций ЕС. Уже в 2023–2024 годах российская сырая нефть покрывала более 35–40% индийских потребностей.
Параллельно индийские НПЗ резко увеличили экспорт готовых нефтепродуктов: в 2021 году объемы экспорта дизеля и бензина составляли примерно 1 млн барр. в сутки, тогда как в 2024–2025 годах — уже 1,3–1,4 млн барр./день. Конечно, значительная часть индийских нефтепродуктов производится из российского сырья. Особенно заметным стал рост поставок в ЕС, где часть российской нефти фактически возвращается на рынок «в новой упаковке».
По статистике, в течение 2023–2024 годов экспорт индийских нефтепродуктов в ЕС достигал около 19,2 млрд долл. И хотя в 2024–2025 годах из-за санкций снизился до 15 млрд долл., Евросоюз все равно является значительным импортером индийской нефти и нефтепродуктов наряду со странами Ближнего Востока, Западной Африки и теми же США.
При наличии спроса и очевидных экономических выгод санкции США вполне можно проигнорировать.
Российская Urals в сентябре продается с разницей в 2–3 долл. за баррель к Brent, тогда как еще в августе разница сократилась до 1,5 долл. Другими словами, несмотря на санкционные риски, российская нефть остается более выгодной, чем альтернативные поставки из стран ОПЕК. Для таких гигантов, как Reliance или Nayara Energy (к тому же частично российской собственности), эта логика очевидна: чем больше разница в цене, тем сильнее желание покупать.
Второй аспект — энергетическая безопасность. Условный дешевый ресурс из России позволяет Индии удерживать стабильные цены на топливо в условиях внутреннего роста потребления. На протяжении последних лет Индия стала самым динамичным рынком нефтепродуктов в мире, а политическая чувствительность правительства Нарендры Моди к стоимости бензина и дизеля делает вопрос импорта главным. Отказ от российской нефти означал бы переход к более дорогим контрактам, что угрожало бы как инфляционным взрывом, так и потерями для экспортоориентированной переработки.
Геополитика лишь усиливает этот тренд. Вашингтон рассчитывал, что 50-процентные тарифы на индийский экспорт станут для Дели сигналом изменить курс. Вместо этого Индия пошла другим путем: вместо уступок США Моди делает демонстративные шаги навстречу Москве и Пекину, используя ШОС и БРИКС как политические площадки. Такая стратегия позволяет Индии показать, что она в состоянии противостоять давлению, а не подстраиваться под требования. Тем более что в самом Дели усиливается ощущение двойных стандартов: США и ЕС продолжают покупать российские товары на миллиарды долларов, а Индию публично обвиняют в зарабатывании на войне.
Ситуация выглядит еще более интересной с учетом последних событий в РФ. Из-за серии атак Украины на российские НПЗ Россия потеряла до 21% собственных мощностей по переработке, а это означает, что Москве выгоднее продавать сырую нефть за границу, чем перерабатывать ее внутри страны. Индия в этом контексте становится ключевым партнером, без которого Кремль не сможет сохранить уровень экспортных доходов. То есть для России соглашение с Дели — вопрос выживания бюджета, а для Индии — доступ к дешевому ресурсу. Обе стороны получают прямые выгоды и готовы игнорировать геополитическое давление.
Для России нефтегазовые доходы составляют около 30–35% федерального бюджета. По подсчетам российского Минфина, в 2024 году ежедневный экспорт в среднем приносил около 670 млн долл. выручки. Индия как крупнейший покупатель обеспечивает России 15–20% валютных поступлений от нефти, то есть фактически каждый пятый рубль в нефтяной кассе Кремля формируется благодаря индийскому спросу.
Проблемные аспекты этого курса тоже очевидны.
Во-первых, он подрывает отношения Индии с Западом. Трамповская администрация может сделать ставку на долгосрочное тарифное давление, и это усложнит выход индийских товаров на американский рынок.
Во-вторых, сохраняется риск санкционного удара по индийским перевозчикам и страховщикам, что может повысить стоимость логистики.
В-третьих, все более жесткая политика ЕС, снижающего ценовой потолок до 47,60 долл. за баррель, создает дополнительные сложности для трейдеров, которые вынуждены комбинировать схемы серой логистики. Но в Дели убеждены, что экономическая выгода превышает риски, — пока Запад не может предложить альтернативный ресурс, Москва остается нужным поставщиком.
В глобальном измерении такая стратегия Индии приводит к системным последствиям. Она снижает эффективность санкционной политики против России, поддерживает бюджет Кремля и тем самым косвенно продолжает войну против Украины. Вместе с тем она смещает акценты на мировом нефтяном рынке: если бы Индия отказалась от российских поставок, это бы забрало с глобального рынка около миллиона баррелей в сутки и толкнуло цены стремительно вверх. То есть, с точки зрения Дели, его импорт не только выгоден, но и создает инструмент влияния на всю архитектуру мировых энергорынков.
Поэтому наращивание закупок в сентябре — это не временная тенденция, а часть более широкой стратегии. Индию не интересует роль «союзника Запада». У Индии есть амбиции самостоятельного игрока, который использует себе на пользу дисконты Москвы, слабости мировой санкционной архитектуры и потребность Кремля в деньгах.
Это решение прагматичное и циничное: за энергетическую безопасность собственной экономики Дели готово платить геополитическим удалением от Вашингтона. И именно это делает Индию не просто потребителем российской нефти, а соавтором новой энергетической геополитики, где Запад больше не является безальтернативным центром силы.
По оценкам западных аналитических центров, содержание российской армии на фронте обходится примерно в 250–300 млн долл. в день (боеприпасы, зарплаты, логистика, ремонт техники). Нефтегазовые доходы от Индии в 2025 году приносят Кремлю около 100–120 млн долл. ежедневно. Это означает, что только индийский импорт нефти финансирует треть военного бюджета РФ, то есть фактически «закрывает» каждый третий день войны в Украине.