Нефтяная держава путина столкнулась с камикадзе — нефтяным кризисом — The Economist
Нефтяная держава путина столкнулась с камикадзе — нефтяным кризисом — The Economist

Нефтяная держава путина столкнулась с камикадзе — нефтяным кризисом — The Economist

Нефтяная держава путина столкнулась с камикадзе — нефтяным кризисом — The Economist

России будет трудно справиться с последствиями ударов по НПЗ, если Украина продолжит бить с нынешней интенсивностью и силой.

В течение двух лет Украина успешно наносила удары по нефтеперерабатывающим заводам и хранилищам по всей России. И в последний месяц эта кампания вышла на новый уровень. С начала августа Украина нанесла более десятка ударов по российской системе нефтепереработки и распределения, и темп атак не снижается, пишет The Economist.

30 августа были атакованы НПЗ в Краснодаре и Сызрани. Командующий Сил беспилотных систем Украины Роберт Бровди ("Мадяр") отмечал, что эти заводы, которые не впервые попадают под удар, поставляют топливо российским военным частям.

По информации украинской стороны, 40% целей для дальних ударов в 2025 году составили российские нефтеперерабатывающие заводы. Остальные удары пришлись на инфраструктуру хранения и перекачки. По предварительным оценкам, до 20% нефтеперерабатывающих мощностей России были выведены из строя, по крайней мере временно. Это означает потерю более 1 млн баррелей бензина и дизтоплива в сутки.

Самой тяжелой потерей для НПЗ является уничтожение установок крекинга, которые перерабатывают сырую нефть в бензин, дизельное или авиационное топливо, поскольку их трудно заменить в условиях санкций.

Последствия ударов ощущаются в виде опустошения АЗС и очередей за бензином в разных частях России. Оптовая цена на бензин выросла на 54% по сравнению с началом года и находится на рекордно высоком уровне. Российские власти приостановили экспорт бензина.

Потеря доходов усугубляет финансовые проблемы России: дефицит за первые семь месяцев 2025 года достиг 61,4 млрд долларов. В некоторых частях страны введено нормирование бензина.

Старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Сергей Вакуленко отмечает, что Украина теперь может запускать гораздо больше дронов, они лучше ориентируются в пространстве и могут атаковать группами, подавляющими российскую ПВО. Это стало возможным благодаря масштабированию производства беспилотников-камикадзе в Украине.

Поскольку удары по НПЗ совпали с пиковым спросом на топливо во время отпусков и уборочной поры, Вакуленко считает, что они могут серьезно повлиять на внутренний рынок.

Вакуленко отмечает, что ситуация для России на данный момент "сложная, но управляемая" — полномасштабный топливный кризис, который мог бы нанести серьезный ущерб экономике и армии, пока далек. Однако британский стратег Лоуренс Фридман предупреждает, что России будет трудно справиться с последствиями ударов по НПЗ, если кампания продолжится в нынешнем темпе.

"Само по себе это не будет решающим фактором, но в сочетании с ослаблением экономики и сдерживанием российского наступления украинскими войсками это усилит давление на Путина", — считает Фридман.

В конце августа Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который защищает интересы крупного бизнеса РФ, обратился к Путину с просьбой внедрить механизм компенсации убытков, которые предприятия получили из-за атак украинских дронов.

Речь идет о налоговой компенсации в размере 50% фактических затрат на строительство или приобретение защитных сооружений, систем видеонаблюдения и РЭБ, а также на восстановление производственных мощностей. Также крупный бизнес хочет получить дополнительные акцизные отчисления в случае вынужденной приостановки работы предприятий.

Источник материала
loader
loader