"Червона рута лунає — опір триває!" — организатор фестиваля о развале СССР, культурной борьбе и будущем Украины
"Червона рута лунає — опір триває!" — организатор фестиваля о развале СССР, культурной борьбе и будущем Украины

"Червона рута лунає — опір триває!" — организатор фестиваля о развале СССР, культурной борьбе и будущем Украины

Всеукраинский фестиваль "Червона рута" в этом году пройдет во Львове 17—21 сентября

В этом году Львов будет принимать XVII Всеукраинский фестиваль современной песни и популярной музыки "Червона рута". Фестиваль, ставший символом культурной революции в конце 1980-х и воспитавший поколение украинских звезд, сейчас приобретает новое звучание. Впервые в своей истории он состоится в стратегическом партнерстве с Движением сопротивления Сил специальных операций ВСУ. О непрерывности традиции, силе песни во время войны и новых вызовах украинской культуры сегодня пообщаемся с генеральным директором фестиваля Мирославом Мельником.

Мирослав, рады поговорить с вами о таком знаковом событии, которое уже более трех десятилетий остается феноменом украинской культуры. В 1989-м фестиваль стал настоящим взрывом, выведя на поверхность то, что годами скрывалось под прессом советской цензуры. Сегодня, в 2025-м, фестиваль снова звучит по-особому, ведь впервые проходит в стратегическом партнерстве с Движением сопротивления ССО ВСУ. Очевидно, что такое сотрудничество не случайно. Расскажите, пожалуйста, читателям подробнее об истоках фестиваля "Червона рута" — что побудило его создать еще в 1989 году, почему он остается таким резонансным до сих пор и какую роль играет в системе украинского сопротивления?

Если вспомнить 1989 год, то атмосфера вокруг была особенной. Украинская культура фактически жила в андеграунде — вечеринки, квартирники, песни диссидентов и бардовских групп, которые распространяли "из рук в руки". Тогда существовал значительный запрос на что-то настоящее, на музыку, которая несет не только эстетику, но и смысл. Но и вы понимаете, что большая часть такой музыки существовала в "подполье". Советская цензура жестко отсекала все, что выходило за пределы "разрешенного канона" — украинский язык, национальная тематика, даже сама интонация протеста трактовалась как радикальное сопротивление системе (сначала это называли "буржуазным национализмом", чуть позже "антисоветской агитацией и пропагандой"). Поэтому актуальная музыка, отражающая реальную действительность, могла звучать только вне официальных сцен.

По сути, "Червона рута" и стала ответом на этот общественный запрос. Фестиваль вывел настоящую украинскую песню из тени на большую сцену. Высвободил ее из сетей хуторянства, придворного, прикладного и развлекательного назначения. Помню, как в Черновцах люди пели "Ще не вмерла України…" под давлением, под пристальным наблюдением КГБ и милиции. Это был не просто какой-то конкурс талантов, куда приехали участники и гости со всей Украины (и мира), а настоящий акт культурного сопротивления советам.

"Червона рута", 1989 год

Почему фестиваль резонансный и сегодня? Потому что он всегда был больше, чем просто музыка. Это была и остается трибуна для нового поколения художников, формирующих нравственный компас общества. От "Братів Гадюкіних", Сестрички Віки, "Кому Вниз", "Плачу Єремії" в 90-х до молодых групп "ПоліКарп", "Кораллі", "Ґенеза", "Анґажемент на вівторок", "Пиріг і Батіг" теперь. И всюду видим излучение патриотической энергии, стремление воплотить в каждой детали своего выступления украинскую идентичность, способность эффективно влиять на слушателя разных возрастов и социальных слоев общества.

Сегодня, во время войны, эта миссия становится еще острее. Мы понимаем, что борьба вышла за пределы военных действий на поле боя, но и активно прогрессирует в культурной, художественной плоскости. Российские нарративы охватили украинское информпространство настолько, что нам придется годами очищать сознание людей от этого искусственно созданного лабораторного хлама. У нашего общества впереди "большая стирка". Культура является основой национального сопротивления, поэтому достаточно логично, что в этом году мы впервые объединились с Движением сопротивления ССО ВСУ и впервые проводим фестиваль во время полномасштабного вторжения под общими лозунгами. Это символическое слияние культурного, вооруженного и всенародного сопротивления.

"Червона рута" остается живым организмом, отражающим вызовы украинского общества и ответы на них. Так же "Червона рута" всегда была голосом украинской свободы. Поэтому, когда наша песня звучит на фестивальной сцене во Львове или Лондоне, а на передовой ведется активная борьба против захватчика, мы чувствуем единство в сопротивлении — тыл и фронт неразрывны в этом, в борьбе против одного и того же врага. Лозунг этого года сразу врезается в память: "Червона рута лунає — опір триває!"

Вы удачно вспомнили про "Братів Гадюкіних", Сестричку Вику, "Кому Вниз", "Плач Єремії", а я еще добавлю Василия Жданкина, Виктора Морозова, Эдуарда Драча, Марийку Бурмаку, Андрея Панчишина, Андрея Миколайчука и многих других, которые в свое время стали символами новой украинской музыки, авторитетами и народными любимцами. Сегодня на сцене "Червоної рути" выступает уже другое поколение артистов, рожденное после обретения независимости. Однако они также чувствуют потребность в собственном украинском голосе и возможности высказаться. Как вам удается осуществлять непрерывную эстафету поколений и можно ли говорить, что "Червона рута" — это такой мост между культурными эпохами сопротивления?

— Да, это очень точное определение о мостике. Потому что для меня всегда было важно, чтобы фестиваль не застыл во времени, не превратился в музей и не остался на архивных видео где-то в медиатеке. "Червона рута" — это площадка, где каждое поколение говорит своим голосом, но в единой традиции украинского сопротивления.

Мирослав Мельник: "Червона рута" - это фестиваль, где музыка сама формирует образ Украины в мире"

В 90-х это были группы, которые впервые начали звучать на украинском в рок- и поп-культуре, потом появились рэп-исполнители, которые открыли уличную культуру на украинском языке. Сегодня мы видим целую волну молодых бардов, фольк- и инди-групп, органично вплетающих в современное звучание кобзарские и народные мотивы. Для меня особенно ценно то, что нынешние участники фестиваля — это уже дети независимой Украины, но они берегут и продолжают эту традицию, даже если сами не были свидетелями событий 1989-го. Это значит, что "Червона рута" сформировала украинскую национальную школу массовой музыки: мы уже второе-третье поколение музыкантов, для которых украинская идентичность — не исключение, а норма. И именно благодаря такой традиции мы можем говорить, что культурное сопротивление не прерывается, а приобретает новые формы и смыслы.

Кстати, посмотреть выступления всех лет, когда проводился фестиваль, можно в свободном доступе на ресурсах Суспільне Медіатека, а также на сайте нашего оргкомитета rutafest.art.

Продолжая тему культурной борьбы: в 1990-х и 2000-х отборочные туры проходили во всех 24 областях Украины и АР Крым, финальные мероприятия фестиваля проходили в обрусевших городах – Запорожье, Донецке, Харькове, Севастополе и Симферополе АР Крым, Днепре, Мариуполе, где звучание украинской песни было своеобразным актом сопротивления. А сейчас мы видим новый масштаб: отборочные конкурсы состоялись не только в Украине, но и в Варшаве (Польша), в этом году успели провести даже в Лондоне (Великобритания). Насколько важно это международное измерение и можно ли говорить, что "Червона рута" становится инструментом культурной дипломатии?

— Абсолютно. Международное измерение для нас критически важно. Мы понимаем, что миллионы украинцев сейчас живут за границей — и не только из-за войны. Важно, чтобы они имели не только связь с Родиной, но возможность самим чувствовать себя частью общей культурной традиции. Поэтому мы начали организовывать отборочные конкурсы в Варшаве, в Лондоне — и это было очень трогательно: видеть, как украинская молодежь, выросшая уже в Великобритании или Польше, поет на украинском. Часто с акцентом, но с большим сердцем.

Отборочный конкурс фестиваля «Червона рута» в Варшаве. 2024 год

Это и есть культурная дипломатия. Когда мы выходим на международную арену, мы говорим не только украинцам, но и всему миру. Показываем, что украинская культура – не провинциальная и "сладкостерилизованная", а живая и остросовременная, и что она может конкурировать на любой сцене. И здесь важно отметить, что "Червона рута" формирует настоящих культурных амбассадоров: молодых артистов, которые будут потом представлять Украину в мире. Поэтому да, мы сознательно расширяем географию и хотим, чтобы "Рута" звучала повсюду, где есть украинцы.

Фото с фестиваля в Мариуполе. 2017 год

После финальных конкурсов во Львове мы намерены активно работать с нашей диаспорой за рубежом — готовимся к подписанию меморандума о сотрудничестве с украинским консульством в Великобритании в свете 100-летнего договора между двумя странами. При поддержке Министерства внешних дел Украины в следующем году планируем охватить более 20 стран Европы и Америки, провести более масштабные отборочные конкурсы и сопутствующие мероприятия.

Отборочный конкурс фестиваля «Червона рута» в Лондоне. 2025 год

Как, по вашему мнению, победители "Червоної рути" влияют на имидж Украины в мире?

— Они становятся настоящими культурными амбассадорами Украины. Важно то, что наши победители: Руслана, Иллария, "Океан Эльзы", "The Вйо", Катя Сhilly, "Танок на Майдані Конго" (ТНМК), "Тартак", "DakhaBrakha", "ШоколаД", "Фолькнеры", "Kozak System", "Dakh Daughters" и другие представители нашей страны на международном уровне иногда выполняют свою дипломатическую миссию в культурной плоскости в основном гораздо быстрее и эффективнее, чем официальные дипломатические представительства.

Их знают в Европе, в США и не просто знают, а слушают, обсуждают, делятся впечатлениями. В том числе и наша диаспора: здесь не имеет значения, будь то концерт в Варшаве, Нью-Йорке или где-то в Торонто в Канаде. Их музыка работает сама по себе, сразу доходит до сердца, показывает, что Украина — это не только про политические вопросы и войну, отождествление с бывшим СССР, борщ и вареники, а большой живой народ с собственной культурой, историей и душевной энергией.

"Червона рута" дает им площадку, чтобы это происходило органично. Это не коммерческий проект и не государственная акция с пафосом и стабильным бюджетным финансированием; это фестиваль, где музыка сама формирует образ Украины в мире. Здесь и есть наша культурная дипломатия, потому что она идет не через официальные документы или бюрократические протоколы, а через слова (обращения) и музыкальные выступления, которые люди запомнят надолго.

Мирослав, как мы уже упоминали в разговоре — кроме международного измерения, в этом году "Червона рута" приобретает новое значение и в контексте внутреннего сопротивления. Вы уже говорили о стратегическом партнерстве с Движением сопротивления ССО ВСУ. Можно ли сказать, что фестиваль становится не только музыкальной, но и своеобразной платформой историко-патриотического воспитания?

— Конечно, мы сознательно делаем "Червону руту" в таком формате. Важно сказать, что в общем-то у нас смешалось сейчас много культур: культура военная, культура гражданская. Культура помогает составить этот пазл украинскости среди всех остальных культур вместе. Задача культуры: "сформировать единство государства", "достучаться до сердец украинцев", "создать толчок к сопротивляемости".

Сейчас у нас есть договоренность о партнерстве со Львовской политехникой, где учится более 30 тысяч студентов и многими ведущими вузами города Льва, их студенческим самоуправлением. Это значит, что большое количество студентов приобщится к организации фестиваля как волонтеры, а также как активные слушатели.

Львовская политехника - партнер XVII Всеукраинского фестиваля "Червона рута"- 2025

Кроме того, представители Движения сопротивления проведут для них отдельные встречи, где поговорят об истории украинского движения сопротивления, о моральных принципах сопротивления и о том, как культура всегда шла бок о бок с борьбой. Одновременно с конкурсной программой мы организовываем дискуссионно-образовательную платформу на другой локации, исторически знаковой, в центре Львова. Здесь будут спикеры разного профиля — депутаты, военные и ветераны, бизнесмены, активисты, лидеры общественного мнения. Будем активно поднимать и тему ветеранской политики, интеграции ветеранов в культурно-общественную жизнь страны. Это позволяет сочетать культурное, образовательное и патриотическое измерение в одном фестивале и дать молодежи полную картину того, что значит быть частью национального сопротивления.

Программа всех мероприятий во время фестиваля еще обновляется, следите за всеми деталями и новостями на сайте rutaoporu.com. Также мы можем публично объявить даты события: "Червона рута" пройдет 1721 сентября 2025 года во Львове!

Спасибо, Мирослав. Вы подсветили интересный замысел — о дискуссионной платформе и сопутствующих проектах для молодежи в рамках проведения фестиваля и после него. Можем ли говорить, что "Червона рута" становится еще и площадкой для диалога о будущем Украины?

— Мы хотим, чтобы молодежь, которая посетит фестиваль, не только слушала музыку, но и отдавала себе отчет, что культура — это пространство формирования гражданской позиции. Здесь действительно можно будет услышать и ветеранов, и волонтеров, и художников, своим примером показывающих, что сопротивление — это не только о вооруженной борьбе, но и способность оставаться собой в самые трудные времена и сопротивляться там, где это возможно и любыми возможными способами. Для студентов это уникальная возможность пообщаться с носителями опыта, который формирует новую Украину. Каждый может найти свое место в этой борьбе.

Чего бы вы пожелали напоследок украинской культуре и всему нашему обществу? Какой вы видите нашу культуру следующие 10 лет, и что каждый украинец или украинка может для этого сделать?

— Прежде всего — сохранить достоинство и внутреннюю силу. Потому что культура — это то, что закаляет нацию, держит нас в самые тяжелые моменты. Если смотреть на десять лет вперед, я вижу украинскую культуру еще более открытой, узнаваемой в мире, но при этом глубоко укоренившейся в наших традициях. У нас есть шанс показать, что Украина — это самодостаточная цивилизация со своей философией, музыкой, литературой, искусством. С абсолютно всем, что закаляет нашу национальную идентичность и продолжает межпоколенческие традиции.

А что для этого нужно? Очень простые, но важные вещи. Каждый украинец может внести свой вклад: слушать украинскую музыку, читать украинские книги, говорить по-украински, поддерживать своих художников, распространять правду об Украине в мире, донатить на проекты, которые держат нас вместе. Это кажется пустяками, но из таких маленьких шагов складывается большая сила. Как общенациональная идея Движения сопротивления, так и его часть – культурное сопротивление формируется из индивидуальных поступков каждого. Мы все уже являемся частью этого сопротивления, если делаем выбор в пользу помощи украинскому государству и ради его будущего.

Я хочу пожелать нам, чтобы через десять лет мы не только праздновали победу над врагом, но и имели общество, которое ценит свою культуру как величайшее наследие и самый большой ресурс для будущего. Стратегическое партнерство с Движением сопротивления Сил специальных операций тоже подсвечивает это. И, конечно, я очень хочу, чтобы роль "Червоної рути" продолжалась и дальше. Чтобы этот фестиваль и десять лет спустя оставался площадкой для открытия новых имен, а украинская песня звучала на сценах мира от Львова до Лондона, от Торонто до Сиднея. Чтобы голос "Червоної рути" не только вдохновлял молодежь, но и приносил свои плоды — новые поколения сознательных украинцев, которые понимают силу культуры как оружия и наследия. Потому что объединяющая песня всегда дает нам шанс выстоять и победить, а культура — то, что делает нашу независимость действительно необратимой и усиливает нашу повседневность.

Мирослав Мельник: "Стоит сделать простой, но важный шаг: прийти на "Червону руту" во Львове с 17 по 21 сентября, поддержать украинских артистов, которые творят новую историю нашей музыки и культурного сопротивления"

Фестиваль полностью некоммерческий: участие в конкурсах и мероприятиях — бесплатное, вход для зрителей — свободный по предварительной регистрации. В 2024 году отборочные туры уже прошли в 20 областях Украины, а также в Варшаве (Польша) и Лондоне (Великобритания), собрав более 3000 исполнителей. В финале 2025 года во Львове выступят 450 молодых солистов и групп — победителей областных и зарубежных конкурсов.

Цель фестиваля — поддержать патриотический дух украинской молодежи, мотивировать возвращаться из-за границы, вливаться в ряды ВСУ, работать для восстановления страны, распространять украинскую песню в мире средствами культурной дипломатии.

Поэтому стоит сделать простой, но важный шаг: прийти на "Червону руту" во Львове с 17 по 21 сентября, поддержать украинских артистов, которые творят новую историю нашей музыки и культурного сопротивления. Детальнее о расписании мероприятия узнайте на rutaoporu.com.

Источник материала
loader
loader