Есть ли у Европы решимость сдерживать Россию? — Politico
Есть ли у Европы решимость сдерживать Россию? — Politico

Есть ли у Европы решимость сдерживать Россию? — Politico

Есть ли у Европы решимость сдерживать Россию? — Politico

Без стратегии, политической решимости, национальной устойчивости и структурных реформ инвестиции не превратятся в реальную обороноспособность.

Министры обороны, высокопоставленные военные и представители оборонной промышленности на этой неделе собираются в Лондоне на выставку Defence and Security Equipment International (DSEI), которую называют крупнейшей военной выставкой в мире. Однако, хотя DSEI демонстрирует будущее войны и новейшие технологии, настоящее испытание для Европы заключается не в теоретических инновациях, а в том, способна ли она быстро мобилизоваться на практике.

Как недавно отметил Atlantic Council, главной проблемой Европы до сих пор была политическая и военная неспособность ответить на вызовы. Но в условиях неуверенности в Вашингтоне и угроз со стороны Москвы, континент оказался на стратегическом перепутье — между выбором взять на себя ответственность за собственную оборону и безопасность или остаться опасно зависимым от сил, которые не подконтрольны ему, отмечает генерал Ник Картер, бывший начальник штаба вооруженных сил Великобритании и стратегический советник в Институте глобальных изменений имени Тони Блэра.

Под вопросом остается, смогут ли растущее единство европейских лидеров и значительное увеличение оборонных расходов в Европе развернуться достаточно быстро, чтобы спасти Украину без существенной помощи США. Также неизвестно, способны ли эти шаги восстановить сдерживание в евроатлантическом пространстве и предотвратить российскую угрозу до 2030 года.

Сегодня концепция сдерживания должна учитывать и так называемую "серую зону". Россия уже подрывает действие статьи 5 НАТО о коллективной обороне с помощью атак гибридного характера, направленных на ослабление решимости без провоцирования прямого военного ответа.

Вероятно, Москва будет усиливать подобные целенаправленные провокации, например, диверсии на подводных кабелях, кибератаки на энергосистемы или "случайные" ракетные удары вблизи территории НАТО. Все это является частью продуманной стратегии расширения влияния Кремля.

"Между тем на поле боя в Украине мы наблюдаем сочетание элементов Первой и Третьей мировых войн — своеобразное исследование в реальном времени, которое показывает черты будущих конфликтов. За последние годы стало очевидно, как быстро меняется характер войны и как стираются границы между сушей, морем, воздухом, космосом и киберпространством в стремлении интегрировать эти сферы для достижения преимущества", — добавляет Картер.

В этом контексте многие справедливо отмечают изобретательность Украины, которая адаптируется под огнем, однако Россия демонстрирует инновации не меньшего масштаба и темпа: применяет дешевые дроны, системы радиоэлектронных помех, целеуказания с использованием ИИ и перестраивает свою экономику на военные рельсы. Только в этом году страна изготовит 1500 танков, три тысячи бронемашин и двести баллистических ракет — что соответствует годовому объему производства НАТО за несколько месяцев.

Учитывая такой темп технологических изменений, чрезвычайно важно постоянно следить за инновациями, и именно на этом принципе должно базироваться оборонное планирование Европы. В войне всегда побеждает тот, кто быстрее адаптируется.

Но Европе нужно кардинально переосмыслить не только необходимые сейчас и в будущем возможности, но и то, как должны измениться ее системы и институты, чтобы обеспечить их реализацию.

Это означает увеличение объемов оборонного производства, модернизацию вооруженных сил, переосмысление закупок и инвестирование в правильное сочетание возможностей для противодействия современным угрозам, а также тем, что появятся в будущем.

Для решения этого вопроса Институт Тони Блэра начнет программу для стимулирования дискуссии о европейской обороне, анализируя среду безопасности и возможные сценарии ее развития. Будут обсуждаться вопросы распределения бремени — в частности ролей, регионов, возможностей и оборонно-промышленной базы, а также ожидается начало дебатов по национальной и общественной устойчивости.

"К счастью, Европа сейчас работает на более прочном фундаменте, поскольку члены НАТО, кроме США, пообещали поднять базовые оборонные расходы до 3,5% ВВП, а ЕС запустил фонд SAFE объемом €150 миллиардов для усиления оборонного потенциала. Однако эти шаги не принесут желаемого результата, если средства не будут потрачены оперативно", — утверждает Картер.

Учитывая все это, негласная правда заключается в том, что одних только денег недостаточно: без стратегии, политической решимости, национальной устойчивости и структурных реформ инвестиции не превратятся в реальные возможности.

Слишком часто расходы на оборону рассматриваются как программа создания рабочих мест в промышленности, а не как необходимость для обеспечения безопасности. Но правительства должны быть честными со своими гражданами: увеличение расходов на оборону будет означать тяжелые компромиссы.

"Наши экономики в 10 раз превышают экономику России, наша технологическая база намного сильнее, а наши союзы не имеют себе равных. Если мы решим действовать немедленно, то любую угрозу со стороны России можно будет преодолеть. Вопрос заключается в том, сделаем ли мы это", — подытожил генерал.

Напомним, в ночь на 10 сентября во время массированной атаки России на Украину ряд ударных беспилотников пересекли границу и залетели на территорию Польши. Часть из них польские военные смогли сбить. По словам президента Украины Владимира Зеленского, границу с Польшей пересекли по меньшей мере восемь российских дронов, а по словам премьера Польши Дональда Туска, их было "огромное количество".

Источник материала
loader
loader