Стратегический инвестиционный совет, состоящий из членов правительства, одобрил разработанный правительством же портфель публичных инвестиций (ППИ) на 2026 год, который правительство точно не выполнит и на который у правительства точно нет денег. Ведь его общая ориентировочная стоимость — 11,4 трлн грн — это почти три годовых бюджета страны, которая вообще-то ведет полномасштабную войну.
Надо постараться, чтобы настолько оторваться от реальности.
Конечно, чиновники уточнили, что речь идет о «сметной стоимости инициатив, а не о плане финансирования только на 2026 год», здесь вопросов нет. Тем не менее попадание проекта или программы в ППИ — это возможность получить полное или частичное финансирование из государственного бюджета как в следующем, так и в дальнейших годах, а значит, было бы неплохо разобраться, на что же такое срочное правительство напланировало.
Планов громадье
В портфель включены 149 инициатив (60 программ и 89 проектов). Надо отдать должное — раньше перечень переваливал за восемь сотен и за год реализовывался в результате где-то процентов на пять от запланированного. Сокращение портфеля до полутораста инициатив давало слабую надежду на хотя бы 50-процентную их реализацию, если бы не абсолютно непостижимая конечная сумма расходов, в несколько раз больше любых предыдущих мечтаний.
Понятно, что в воюющей четвертый год стране есть сферы, которые очень нуждаются в финансировании, такие как энергетика или жилищное строительство.
Понятно, что есть в этой стране сферы, финансирование которых в последний раз обсуждалось на заседании пленума. Там и до войны, и без войны все разваливалось.
Но, во-первых, когда как не во время войны четко определять приоритеты. Во-вторых, когда это мы развернулись от «сокращения государства в экономике» и «децентрализации» до «давайте поблагодарим правительство за скамейку в сквере»?
Казалось бы, на приоритетах даже останавливаться не стоит, но нет — до сих пор далеко не все в правительстве понимают, что нам тут не до жиру.
Все заработанное государство должно тратить на фронт, а все остальное финансировать из средств партнеров: в первую очередь защищенные статьи, другие — по остаточному принципу. Держать фронт надо будет неизвестно сколько, и даже окончание горячей фазы войны (если среди нас есть такие оптимисты) не уменьшит эти расходы. География — это приговор, и армию надо будет поддерживать в боеспособности и достаточной численности, и вооружение накапливать, и внутреннюю безопасность обеспечивать годами.
Текущая политика экономического развития точно не приближает нас к долгожданному моменту, когда на все это Украине хватало бы собственных средств. К сожалению, надеяться на то, что партнеры будут годами донатить Украине «сколько надо», тоже не получается. У нас финансирование уже на следующий год с дырой в 20 млрд долл., или 820,5 млрд грн. Да и этот год пока не закончился.
По данным источника ZN.UA, первый вопрос, поднятый новым министром обороны Денисом Шмыгалем на Ставке, был о том, что для покрытия расходных статей до конца этого года Минобороны не хватает ориентировочно 650 млрд грн. А первое решение проблемы, которое пришло в голову уважаемым государственникам, — попросить НБУ напечатать столько, сколько не хватает. Потому что нам же мало текущей инфляции и двузначной учетной ставки — давай еще!
Мы отправили официальные запросы в Минобороны, Нацбанк и Минфин, чтобы выяснить, что же у нас не так с планированием, если возможны дыры подобного размера. На диалог пошло только Министерство финансов, сухо заметив, что 400 млрд грн уже наскребли по сусекам и, если понадобиться, будут искать остальное. Во-первых, это означает, что какие-то другие расходные статьи, на секундочку, похудели на 400 млрд и уже не будут в этом году профинансированы. Во-вторых, около 230 млрд грн финансирования еще предстоит найти. В-третьих, все как-то спустили на тормозах, что предыдущее руководство Минобороны допустило дыру такого размера, да еще и молчало об этом. И на довершение — правительство не бросилось что-то исправлять, экономить, перепланировать, разбираться.
Оно нарисовало инвестиционных планов на 11 триллионов. Все — необходимые.
Например, «Модернизация инфраструктуры заведений высшего образования путем внедрения мер по энергосбережению, и повышение уровня энергоэффективности», на секундочку — 12,5 млрд грн. Не то чтобы без этого не прожить. Не то чтобы заведения высшего образования не имели контрактных форм обучения, а значит, коммерческой составляющей в своей деятельности. Да и судя по сроку реализации в годы, проект несрочный и не является ответом на энергетические вызовы дня сегодняшнего. Тогда зачем он в перечне вот прямо сейчас? А вместе с ним строительство урбан-парков в громадах, как будто в громадах своих денег нет, а обществу очень требуются именно урбан-парки.
Не менее странно выглядит модернизация водопровода в Черновцах «с внедрением альтернативных источников энергии». Черновцы — областной центр с собственным бюджетом, из которого бизнес не бежит, скорее, наоборот, и в котором за всю полномасштабную зафиксирован всего один прилет. Если черновчанам так уж нужна альтернативная энергетика в водоснабжении, почему этим должно заниматься правительство, а платить за это должен госбюджет?
И куда же без вечной классики: Бортническая станция аэрации, СИЗО в селе Мартусовка, третья линия метрополитена в Харькове и масса других «метро на Троещину», которые уже более десяти лет кочуют из программы в программу без какого-либо прогресса.
Примерно пятая часть ППИ — это проекты, которые есть в планах каждого украинского правительства с конца 2010-х годов. Конечно, коньячная выдержка этих проектов — «достижение» предшественников, но благодарные преемники то ли от нехватки собственных идей, то ли сугубо машинально тянут их в рот, не разбираясь, это камешек или кака.
На Бортническую станцию, например, в 2015 году Япония выделила почти 100 млрд иен (по тогдашнему курсу 826 млн долл.), но как-то сотрудничество не сложилось, однако проект до сих пор ежегодно вписывают везде, где могут, и даже периодически рапортуют, что вот-вот и будет прогресс.
Соглашение о софинансировании достройки харьковского метро подписали с ЕБРР в 2017-м, и оно тоже особо не продвинулось. Вот только приоритеты самого Харькова, думаю, сейчас несколько изменились, и, вероятно, харьковчане с радостью перенаправили бы почти 16 млрд грн с метро на более неотложные потребности, но нет, этот трамвай не сойдет с рельсов.
Результатов нет
В общем, если какой-то инвестиционный проект в течение десяти лет никуда не двигается, нельзя автоматом его переносить в каждый следующий перечень. Как минимум надо выяснить, что помешало прогрессу, кто виноват в нулевом результате и остается ли этот проект актуальным, сохранилась ли его приоритетность для громады?
Собственно, очень странные приоритеты правительства — это следствие давно упомянутой нами проблемы: невероятной поверхностности что Кабмина Шмыгаля, что КМУ Свириденко, их упрямого нежелания смотреть в глаза реальности, в которой в этом году нам не хватает четверти триллиона, а в следующем году не хватит трех четвертей. В которой экономика сокращается, люди уезжают, дефициты растут, а перспективы каждый день исчезают. Конечно, именно сейчас нам очень не хватает урбан-парка.
Нет лучшего способа оценить реалистичность планов на будущее, как проанализировать выполнение планов прошлого. Тем более что новым это правительство является только формально и вряд ли прибавит в производительности после перестановки министерских стульев.
Да, предыдущий план был еще более амбициозным, но половина его проектов должна была завершиться в конце в этого года, чего, как вы понимаете, и близко нет. Правительство смогло профинансировать всего 6% из запланированных 2,9 трлн грн расходов. Представьте, какая судьба постигнет 11 триллионов.
Денег не нашлось даже на такие безусловно приоритетные инициативы, как строительство укрытия в областной детской больнице и ремонт жилья для вынужденных переселенцев. Причем в обоих случаях речь идет не о миллиардах, тем более не о триллионах, не хватило несколько сотен миллионов.
Однако правительство, вместо концентрации на первоочередном, продолжает множить сущности.
Вдумайтесь, уже в обновленном и сокращенном плане параллельно существуют и претендуют на отдельное финансирование: Программа по восстановлению Украины, Чрезвычайная программа для восстановления Украины, Программа быстрого восстановления Украины и Программа комплексного восстановления населенных пунктов. И волком на них смотрят конкуренты — Восстановление населенных пунктов и Восстановление многоквартирных домов.
Все они в итоге будут отщипывать крошки от и так скромного финансирования для реализации жалких процентов запланированного и гарантированно не добегут до финиша. Но что же это за проектный портфель без проектов?! Должно быть много!
Успешность одной из этих программ, а именно пилота по комплексному восстановлению, мы подробно анализировали — восстановить удалось всего лишь 8% от запланированного. Да и то благодаря образцовым результатам поселка Ягодное, которые буквально вытащили общую статистику из пропасти. Анализировать ее результативность будут, но не чиновники, а западные эксперты. Нашим некогда — столько программ еще не запланировано.
Собственно, то, что именно сейчас, в разгар приступа правительственной несостоятельности, к нам приковано внимание западных доноров, — самая большая опасность. Ведь в основном это на их деньги банкет, и они точно заметят масштабные проблемы не только с планированием или реализацией, но и с анализом причин, которые к ним приводят. Аппетит в десятки триллионов вообще должен вызвать вопрос об адекватности членов действующего КМУ.
И не спешите списывать происходящее на коллективное бешенство, каждый прожект пани Свириденко, несмотря на экономическую бессмысленность, электорально привлекателен. Она делает заголовки. Удобряет почву, на которой Банковая планирует вырастить предвыборную кампанию. Согласитесь, слова «11 триллионов инвестиций» — звучат, и кто там будет разбираться, о чем именно идет речь. Беда в том, что пока власть занята электоральными мечтами, безжалостная военная реальность никуда не исчезла. Сомневаюсь, что страна, в которой они планируют победить, их в итоге порадует.