"Убегают даже те, кто зарабатывает хорошо": почему украинцы не спешат возвращаться и что остановит эту тенденцию
"Убегают даже те, кто зарабатывает хорошо": почему украинцы не спешат возвращаться и что остановит эту тенденцию

"Убегают даже те, кто зарабатывает хорошо": почему украинцы не спешат возвращаться и что остановит эту тенденцию

"Объективных факторов для массового возвращения украинцев после войны нет" — доктор экономических наук

На четвертом году полномасштабной войны с Россией украинцы продолжают выезжать за границу — кто-то на учебу, кто-то в поисках работы или безопасности. "Телеграф " побеседовал с доктором экономических наук Андреем Гайдутким — известным экономистом, финансистом и экспертом по миграционной политике.

Он объяснил, почему даже украинцы, имеющие высокую зарплату и живущие в относительно безопасных регионах, готовы покинуть страну, а также рассказал, как государство может не только сдержать отток молодых специалистов, но и использовать миграционные процессы для экономического роста Украины.

Убегают даже те, кто имеет высокую зарплату и живет в безопасных регионах

— Андрей, исследование DOU показало, что 48% украинских айтишников думают об эмиграции, но столько же планируют остаться. Насколько репрезентативны данные для всего общества?

— Я считаю, что они не репрезентативны для всего общества, ведь айтишники зарабатывают значительно больше. Если среднестатистический украинец в сентябре 2025 года зарабатывает около 26 тыс. грн, то среднестатистический айтивец – около 40 тыс. по данным Jooble. Однако в зависимости от уровня квалификации зарплаты айтовцев очень сильно варьируются. Например "мидлы", которые составляют 30-50% всего персонала ИТ-компаний, зарабатывают в четыре раза больше среднестатистического украинца — 103 тыс. грн по данным DOU. В теории миграции считается, что чем выше доход человека, тем больше он подвержен получению опыта миграции. Поэтому эти данные отражают реальную картину среди айтовцев, но не срез всего общества.

— В Ужгороде 20% готовятся к эмиграции – это один из самых высоких показателей. С чем это связано с учетом относительной безопасности региона?

— Сейчас в Ужгороде средняя цена за 1 м2 жилья на уровне со столицей — около 55-60 тыс. грн, а в 2021 она составляла менее 20 тыс. грн. Понятно, что такой рост произошел не благодаря ужгородцам, а из-за вынужденного перемещения в этот регион населения из более богатых центральных и восточных регионов Украины. А среди таких и много айтовцев. По всей вероятности, именно они и внесли такие изменения в результаты опроса для этого региона. И логично, что они не планируют оставаться в Ужгороде, а хотят двигаться дальше.

Как вернуть молодых украинцев домой

— Больше всего стремится уехать молодежь . Об этом все чаще говорят в обществе. Не теряем ли мы поколение, которое могло бы развивать страну после войны?

— Сейчас это общемировой тренд. В большинстве стран и регионов мира молодежь хочет уехать на обучение или работу за границу. К примеру, по результатам опроса британского Института Адама Смита более половины молодежи Великобритании хочет уехать за границу, а 28% из них – серьезно рассматривают вопрос об эмиграции в 2025 году. Потому это логично и для украинцев, поляков или эстонцев. Украина не потеряет это поколение, если будет осуществлять меры, направленные на привлечение доходов выехавших за границу людей в форме денежных переводов и сбережений. Цель состоит в том, чтобы всесторонне и долго стимулировать украинского мигранта, пока он работает за границей 3, 5 или 15 лет, направлять в Украину часть его заработанных доходов.

Эксперт по миграции Андрей Гайдуцкий

— Как это позволит вернуть украинскую молодежь?

— Это позволит украинскому мигранту сформировать на Родине свое будущее после достижения миграционных целей за границей [которых четыре: обучение, работа, новые контакты, сложившиеся сбережения]. В результате Украина вернет не просто мигранта, а человека с капиталом (интеллектуальным и финансовым). Почему важно именно так поступать? Когда человек завершает свой миграционный цикл и достигает своей миграционной цели, у него возникают логические вопросы: "Что мне делать дальше?", "А где мои деньги?". И если все сбережения остались в Польше, то понятно, что человек вероятно не вернется в Украину, ведь в Польше уже на них приобретена недвижимость, начат микробизнес, открыт пай в инвестиционном фонде и т.д. И, наоборот, когда деньги инвестированы в Украине: размещены на депозит, приобретена недвижимость, начат бизнес и т.д. тогда желание вернуться домой значительно растет. Фактически, у человека появляются экономические стимулы для возвращения.

А говорить о сдерживании людей от выезда за границу или заблаговременном их возвращении – это бессодержательный разговор. В Украине нет спроса на украинских мигрантов. Ведь бизнес не готов платить ему польскую или немецкую зарплату. Потому и прекратилась государственная политика возвращения украинцев из-за границы, а Миннацедности реорганизовано в другое ведомство. Напротив, фокус необходимо направить на формирование политики привлечения их значительных валютных доходов и сбережений. Ведь в Украине огромный кризис с дефицитом торгового счета Платежного баланса он бьет "антирекорды" примерно с 2010 года и подрывает стабильность гривны. Украина должна осуществлять мероприятия по уменьшению этого дефицита за счет притока капитала в форме денежных переводов, которые проходят через счет Платежного баланса. Другими словами, государственная политика по привлечению денежных доходов украинских мигрантов – это лучший способ "заякорить" украинских мигрантов в Украине, а процесс миграции сделать временным и обратным.

— Это задача для власти Украины?

— Да, это должно быть в приоритете деятельности власти. В первую очередь здесь должно быть плодотворное сотрудничество Министерства экономики и Национального банка. Министерство должно разрабатывать стимулы для строительных, ипотечных, страховых, пенсионных, инвестиционных компаний, а также для общин и муниципалитетов с целью разработки целевых программ и услуг, направленных на привлечение доходов украинских мигрантов в соответствующие секторы и отрасли экономики Украины. А НБУ должен стимулировать банки и небанковский финансовый сектор (платежные и микрокредитные компании) разрабатывать финансово-банковские услуги по удешевлению, ускорению и направлению в банковский сектор Украины доходов и сбережений, которые мигранты формируют за границей или их домохозяйства в наличных деньгах в Украине. А это большие средства. Напомним, что еще в 2021 году украинские мигранты и диаспора заработали за границей около 140 млрд долларов. В 2025 году благодаря дополнительным почти шести миллионам украинских мигрантов-беженцев, большая часть которых уже работает за границей, ожидается, что их доходы превысят 200 млрд долларов. Таким образом, благодаря украинцам за границей фактически функционирует еще одна экономика Украины (номинальный ВВП за 2025 год ожидается на уровне 206 млрд долл. США – ред.).

Массовое возвращение украинцев после войны — миф

— Вице-президент США Джей Ди Вэнс выразил надежду, что война завершится через полгода. Некоторые думают, что с приближением мира мигранты вернутся домой. Но так ли это будет и какие факторы могут удержать людей за границей даже после войны?

— Объективных факторов для массового возвращения украинцев из-за границы нет. Чтобы люди начали возвращаться, должен осуществиться хотя бы один из трех сценариев. Первый – принимающие страны должны приостановить программы помощи украинцам и стимулировать их возвращение. Но весь бизнес в ЕС взывает к чиновникам не делать этого из-за дефицита недорогой рабочей силы. Например, польский бизнес, в частности Совет предпринимательства Польши, недавно в письме к президенту Каролю Навроцкому отметила, что это приведет к "риску хаоса и паралича" польского бизнеса. Я думаю, это утверждение касается большинства стран ЕС-10, где осели украинцы. Потому этот сценарий отпадает.

Второй – украинские беженцы должны захотеть добровольно вернуться домой. Но они, вероятно, до сих пор на пути выполнения своих миграционных целей, о которых я говорил в начале интервью. Война длится четвертый год, а миграционный цикл в среднем у человека длится от 3 до 15 лет. Поэтому вернуться могут только пенсионеры, те, кто завершил обучение за границей или набрался минимальный опыт работы. Однако работающим беженцам выгодно оставаться за границей. Заработки в Польше остаются примерно в три-четыре раза выше, чем в Украине, а в Германии – выше в семь-восемь раз. Потому этот сценарий также не является основанием для их массового возвращения.

И третий сценарий – в Украине начинают резко расти зарплаты, что мотивирует людей возвращаться. Но это менее вероятный сценарий. Бизнес в Украине уже и так существенно переплачивает наемным работникам. По данным Forbes, в 2020-2024 годах реальные зарплаты (без учета инфляции) выросли на значительные 25,7%. И большинство этого роста пришлось еще до полномасштабной войны! В Польше реальные зарплаты за этот период выросли всего на 13,2%, в Германии вообще упали на -3,7%. По данным CEOWorld, Украина уже на 104 месте по уровню зарплат в мире. Но по основным условиям для ведения бизнеса мы значительно ниже, то есть, хуже. По Индексу экономических свобод Украина только на 150 месте, по кредитному суверенному рейтингу – 134, в рейтинге восприятия коррупции – 105 место. Даже среднеарифметическое этих трех ключевых рейтингов – всего 130 место. То есть предприниматель фактически уже переплачивает "премию" работникам почти в 30% за ведение своего бизнеса в таких рисковых условиях. А должен платить значительно меньше, то есть зарплаты должны "дисконтироваться" на риск ведения бизнеса в Украине. Поэтому Украине уже сейчас нужны быстрые макроэкономические реформы, чтобы догонять уровень зарплат. А поднятие в ключевых экономических рейтингах будет мотивировать бизнес к дальнейшему росту оплаты труда людей и возвращению мигрантов.

— Какие страны, по вашему мнению, станут "постоянными домами" для части украинской диаспоры, а откуда люди вернутся первыми?

— Я думаю, первыми начнут возвращаться украинцы из соседних стран – Польши, Чехии, Венгрии и Молдовы. В Молдове сейчас зарплаты уже выше, чем в Украине. Но я уверен, что после завершения войны часть предприятий в Украине вынужденно поднимет зарплаты, ведь сейчас многие работают под "броню" или имеют отсрочку от призыва. Как только отменят военное положение, люди массово начнут увольняться на таких предприятиях. Бизнес вынужден будет повысить зарплаты на 15–30%, чтобы удержать кадры.

Еще одна причина возвращения – собственное жилье: украинцам не придется тратить 20–30% дохода на аренду, которую они оплачивают за границей.

Сложнее будет вернуть тех, кто работает в Великобритании, Германии, Нидерландах, Ирландии. Там действуют сильные социальные системы защиты для наемных работников, государство или общины до сих пор арендуют жилье, компании часто предлагают страхование и пенсионные накопления, а рабочих больше ценят из-за дефицита кадров.

80% переселенцев живут в вынужденном движении больше года

— По данным Международной организации по миграции (IOM), 80% наших ВПЛ в 2024 году находились в перемещении более года, иногда более одного раза. Что это говорит о стабильности их положения?

— Это говорит о двух вещах. Первое – человек ищет там, где лучше, и это совершенно естественно.

Второе — это свидетельствует о низком уровне вовлечённости одних общин в интеграцию переселенцев и высоких – других общин. Ведь сообразительные общины понимают, что ВПЛ это в первую очередь налогоплательщики, которые покупают местные товары и услуги, создают спрос на рынке недвижимости и в сфере услуг.

Конечно, большую роль в этом сыграли доноры. К примеру, только под Киевом они построили несколько городков для ВПЛ. Но сам факт, что человек движется — это естественно и нормально.

Вспомните, еще до 2020 года президент Украины Владимир Зеленский говорил: мы строим новые дороги, по которым нужно "сшить Украину", чтобы украинец мог свободно передвигаться. И это правильно, ведь когда украинец двигается, он тратит деньги. А если тратит деньги, то платит налоги. То есть движение человеческих ресурсов – это ключевой фактор развития страны.

— Существует ли риск, что Украина потеряет часть населения, поскольку люди предпочитают более стабильные программы для беженцев за рубежом?

— Программы для беженцев для украинцев за границей, так или иначе, будут сокращаться. Это естественный процесс, ведь в страны постоянно прибывают новые беженцы из других стран и этот процесс продлится еще десятилетиями.

В то же время и в Украине будут внедряться программы для беженцев, потому что страна нуждается в иностранных работниках. К примеру, в Канаде, которая имеет более 80 различных иммиграционных программ, даже существует квота — 15% для беженцев. То есть из каждые 100 новых резидентов 15 обязательно должны быть беженцами. Но важно подчеркнуть: это всегда новоприбывшие беженцы.

Поэтому украинцы, ныне находящиеся за границей, со временем должны будут переходить на классические миграционные программы. А по завершении их миграционного цикла они будут принимать решения или возвращаться на родину. И здесь будет многое зависеть от Украины – поддерживало ли государство с ними отношения в течение всего периода? То есть есть ли веские причины для возвращения. Например, в Канаде филиппинцев пенсионного возраста очень мало, потому что у них есть мотивация возвращаться домой. Ведь государство через банки, ипотечные, страховые, инвестиционные компании делает все возможное, чтобы все средства направляли домой. У них нет нужды оставаться в Канаде.

Теги по теме
Деньги Экономика
Источник материала
loader
loader