/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F73b0c25fbb4f2d643a44f995ee8893ae.jpg)
Цены на АЗС могут взлететь до 70 гривен: водителей предупредили об изменениях уже с октября
Украинских водителей предупредили о возможном повышении цен на топливо уже с октября. По прогнозам экспертов, литр бензина А-95 может подорожать с нынешних 58,72 гривен до 62-65 гривен, а в пессимистическом сценарии — даже до 70 гривен. Дизельное топливо также может подняться в цене с текущих 55,87 гривны до 65-70 гривен за литр.
Об этом сообщает Громадське со ссылкой на рыночных аналитиков и представителей топливной индустрии.
Рост цен спровоцируют сразу несколько факторов. 15 сентября Служба безопасности Украины обратилась в Энергетическую таможню с предупреждением об ограничении импорта индийских нефтепродуктов, поступающих в Украину. Причина — значительная часть индийского топлива производится из российской нефти. Все партии из Индии теперь будут проходить процедуру лабораторного анализа.
"Действительно, нам на рынке подтверждают, с октября уже санкции будут не только в отношении индийских производителей, но и в отношении Констанцы", — заявил Сергей Куюн, глава "Консалтинговой компании А-95". По данным этой организации, более 75% топлива, проходящего через румынский порт Констанца, имеет турецкое (34%) и индийское (43%) происхождение. Через этот порт в Украину поступает до 25% нефтепродуктов.
Импорт индийского топлива в Украину за восемь месяцев этого года вырос с 73 тысяч тонн до 453 тысяч. Наибольшие объемы поступали в июле и августе — тогда украинские компании закупили более 200 тысяч тонн горючего.
Дополнительным фактором подорожания станет плановое повышение акцизных налогов с 1 января 2026 года, которое является частью евроинтеграционных обязательств Украины. Ставка акцизного сбора на бензин вырастет с 271,7 евро до 300 евро на тысячу литров, на дизель — с 215,7 евро до 253,8 евро. По подсчетам Сергея Куюна, это прибавит к цене бензина 1,5 гривны на литр, к цене дизеля — 2 гривны.
Эксперт по энергетике Геннадий Рябцев обращает внимание на поведение сетей АЗС: "Есть, безусловно, основания для того, чтобы прикрываясь разными причинами, повышать и дальше цены на нефтепродукты, причем необоснованно. Обратите внимание: до сих пор цены на АЗС не снизились, хотя нефть с июня подешевела на 15%".
Главный редактор издания "Нафторынок" Александр Сиренко приводит конкретные цифры: "Цена на топливо на границе колеблется примерно около 45 гривен за литр, плюс-минус. А цена на АЗС — 60 гривен. Раньше к 45 гривнам добавлялось в цене 5 гривен на логистику, расходы на АЗС и еще 5 гривен были прибылью сетей АЗС. Розничная цена получалась 55 гривен. А теперь, при цене на АЗС в 60 гривен маржа увеличилась вдвое, хотя расходы не изменились".
Впрочем, ситуация на рынке остается более стабильной, чем в 2022 году. "Как только россия и Беларусь ввели блокаду поставок нам нефтепродуктов, у нас вспыхнул кризис на топливном рынке 2022 года. Понадобилось примерно четыре месяца для того, чтобы вопрос решить. Сейчас нет у нас таких поставщиков из Турции, Греции, Румынии или Польши, от которых мы бы зависели аж на половину поставок", — объяснил Михаил Гончар, президент центра глобалистики "Стратегия XXI".
Национальный банк Украины прогнозирует, что рост цен на топливо в 2026 году составит 8%, а в 2027 году — 6,9%.
Напомним, что на фоне роста цен на бензин и дизель украинским водителям советуют, как снизить расход горючего, не прибегая к техническим вмешательствам. Простые привычки, такие как соблюдение оптимальной скорости 70-80 км/ч, правильное давление в шинах и закрытые окна на скорости, могут значительно уменьшить потребление топлива.
Стоит добавить, что на рынке топлива в регионе происходят изменения из-за ограничения экспорта дизтоплива Россией после ударов по ее НПЗ. Эти меры привели к сокращению количества автозаправочных станций в самой РФ на 2,6% и возникновению дефицита в отдельных регионах.

