Как МОН реформирует повышение квалификации учителей. Хождение по граблям
Как МОН реформирует повышение квалификации учителей. Хождение по граблям

Как МОН реформирует повышение квалификации учителей. Хождение по граблям

Как МОН реформирует повышение квалификации учителей. Хождение по граблям

Не успела страна отойти от хорошей новости о планах повысить зарплаты учителям, как из высоких властных кабинетов пришлая новая радость: Министерство образования и науки начинает реализовывать политику повышения квалификации педагогов «Деньги ходят за учителем». Вообще идея правильная: зарплата — это лишь часть условий, при которых учитель хочет и может работать качественно. Не менее важно дать ему инструменты — современные, действенные, адекватные вызовам времени. Помочь постоянно быть в профессиональном тонусе. Только так украинское образование сможет поспевать за сумасшедшим темпом развития образовательных технологий в мире.

Вот почему сейчас как никогда важно, чтобы государственная политика была не кучкой деклараций и точечных инициатив, а глубокой последовательной стратегией.

Новую политику повышения квалификации учителей анонсировали еще на министерской конференции «Серпнева-2025». И вот, наконец, мы видим первые ее шаги.

Заместитель министра Надежда Кузьмичева на специальном вебинаре уже представила учителям концептуальную рамку. Но действительно ли это об изменении системы?

Проблема назрела давно

Учителя жалуются, что курсы, которые им предлагают для повышения квалификации, часто устаревшие, слишком теоретизированы, оторваны от жизни. Они не о том, что сейчас актуально.

Вместо этого развивается рынок частных провайдеров — более гибких (им не нужно терять время на бюрократическую волокиту), более ориентированных на потребности потребителей. И в этом диком поле сформировался черный рынок липовых сертификатов о прохождении курсов.

Популярность частников очень высока: согласно данным онлайн-опроса 2023 года, который проводили МОН и Институт образовательной аналитики, 20% учителей используют исключительно частные образовательные платформы, 50% — сочетают частных провайдеров и институты повышения квалификации и около 30% — повышают квалификацию только при ИППО.

Что обещает министерство

Главная новация — отдельная цифровая платформа (разработанная общественной организацией Edcamp Ukraine), на которой соберутся все провайдеры курсов для учителей. Как сообщила команда МОН на вебинаре для учителей, уже 1 ноября подпишут двустороннее соглашение о передаче платформы в государственную собственность.

Об условиях этой сделки почти ничего не известно. Будет администрировать платформу подчиненный МОН Украинский институт развития образования (УИРО).

Здесь будут регистрироваться учителя и провайдеры курсов, каждый педагог создаст свой электронный кабинет. А чтобы лучше понять, какие курсы ему нужны, на портале он пройдет тестирование (уже представляю радость учителей по этому поводу).

Остальные «новации» —  это старые нормы с 2019 года: курсы могут проводить не только ИППО, но и частные провайдеры; повышать квалификацию можно на рабочем месте; учителей может учить супервизор (прежде его называли наставником) непосредственно в школе. Вот и все. Все основные идеи были озвучены еще во времена Лилии Гриневич.

Согласитесь, это не тянет на новую политику. Это обыкновенная цифровизация старого администрирования. Так что вполне логично, что для ее реализации не принимали каких-то новых нормативных документов — лишь внесли некоторые изменения в старое постановление КМУ.

А тем временем в системе повышения квалификации есть серьезные проблемы, которые почти не коммуницируют публично. Хотя МОН не может не знать о них — если уже не в силу профессиональных обязанностей, то хотя бы из отчета ЮНЕСКО Understanding the Needs of Ukrainian Teacher Training Institutions («Понимание потребностей украинских учреждений подготовки учителей»). Тем более что кроме команды международных и украинских экспертов, в исследовании участвовало и МОН с подчиненными ему институтами — развития образования (УИРО) и модернизации содержания образования (ИМСО), а также региональные институты последипломного педагогического образования, УЦОКО и НАОКВО, местные органы образования — их представители проходили серию глубинных интервью и опросов.

В отчете много конкретных рекомендаций — как стратегических, так и локальных. Но МОН сейчас коммуницирует обществу лишь одну из них — запуск цифровой платформы. Зато многие важные проблемы остались за бортом. В частности, касающиеся глубинных системных сбоев, которые невозможно решить, изменив формат или создав очередной ресурс.

Четыре стратегические проблемы

Во-первых, нет независимого контроля качества курсов для учителей. Отзывы учителей о курсах и отчетах, о человеко-часах проведенных курсов, которые традиционно собирал Институт модернизации содержания образования, — это не оценка качества. Когда министерство и подчиненная ему структура одновременно устанавливают правила, выдают разрешения и оценивают результаты — это риск необъективности.

Вместо этого, судя по презентациям команды МОН, в «новой политике» планируют продолжить старую линию, только теперь отзывы будет собирать Институт развития образования. И заодно будет проверять у негосударственных провайдеров КВЭДы, действительно ли они имеют право учить учителей. Это важно, но этого недостаточно.

Отчет ЮНЕСКО рекомендует изменить эту систему. Нужно ввести внешнее независимое оценивание качества курсов. У нас много структур, которые могут это делать: Государственная служба качества образования, УЦОКО или НАОКВО.

Во-вторых, институты последипломного образования ощущают недостаток ресурсов. Им не хватает финансирования, кадров (кто пойдет на низкие зарплаты?) и современного оборудования. Особенно остро не хватает специалистов, которые умеют администрировать цифровые системы для обучения — Moodle, Google Classroom, Canvas. Об этом в опросе для отчета ЮНЕСКО сказали 50% респондентов. Это серьезное препятствие для цифровизаци системы образования. Также не все институты имеют доступ к качественному Интернету и генераторы для работы во время блэкаутов.

По данным отчета, институты последипломного образования финансируют большей частью из местных бюджетов. Кстати, такая обязанность на местную власть возложена даже Законом «О полном общем среднем образовании» (статья 66). Это приводит к неравенству в сфере образования учителей, ведь у разных местных бюджетов разные возможности.

Нужно ввести национальный стандарт финансирования последипломного образования, чтобы доступ не зависел от региона. Для цифровизации профессионального образования необходима государственная программа «Цифровой ИППО», которая будет предусматривать финансирование обновления технической базы, обучение кадров и поддержку онлайн-платформ. Также Украине следовало бы создать единую национальную стратегию цифровой трансформации последипломного педагогического образования, согласованную с рамками ЕС и стандартами ЮНЕСКО.

В-третьих, государство должно поддерживать профессиональные сообщества учителей.

Под профессиональными сообществами имеются в виду не карманные ОО и утвержденные свыше сообщества вроде «агентов изменений, тренеров, супервизоров, команд изменений». Нужно дать шанс и голос реальным профессиональным сообществам, способным поддерживать учителей, консультировать, помогать развиваться. Системе образования нужен глоток свежего воздуха.

Вот что пишут учителя под постом министра образования в ФБ о новой политике «Деньги ходят за учителем»: «Боюсь, это будет механизм «деньги через учителя», а не «за учителем». Карманные ОО теперь будут тырить не только гранты, но и средства местных бюджетов на повышение квалификации». «Может, нужны честные, прозрачные, понятные правила взаимодействия, которые дадут развитие сообществ в их многообразии, а не зависимость, одни двери для всех и новые схемы?». «Что касается супервизии, то это полная глупость… Супервизор — человек, который асс в своей деятельности. А то, что я увидел на курсах, скорее, любители».

Международные исследования свидетельствуют: хорошо организованные сообщества существенно повышают качество преподавания, уровень сотрудничества, удовлетворенность работой и профессиональную уверенность учителей.

Нужно оценить эффективность профессиональных сетей и сотрудничать с ними для развития образования. Предусмотреть в содержании курсов возможность обучения и поддержки лидеров профессиональных сообществ.

В-четвертых, назрели изменения в нормативных документах. В первую очередь нужно разобраться, кто и за что отвечает в системе повышения квалификации — некоторые учреждения дублируют друг друга (например, УИРО и ИМСО). Также не хватает базовых правил контроля над частными провайдерами и общественными организациями, которые предоставляют услуги по повышению квалификации учителей.

Нужно ввести минимальные стандарты или процедуру лицензирования для негосударственных провайдеров курсов повышения квалификации учителей. А результаты обучения (сертификаты) интегрировать в Единую государственную электронную базу по вопросам образования. Это может быть защитой от продажи липовых сертификатов.

Также надо пересмотреть законодательную базу о возможности привлечения в ИППО специалистов по совместительству.

Система без фундамента

Судя по тому, что сегодня представляет МОН, новые шаги в системе образования учителей — это еще не политика. Это лишь попытка поставить палатку там, где должен стоять крепкий дом.

Коллаж, ZN.UA

Вопрос не в том, что именно сейчас делать с системой повышения квалификации учителей. Ответы есть, или, по крайней мере, можно попробовать их поискать, если международный отчет не авторитет. Вопрос в политической воле.

Горькие комментарии учителей о «нововведении» — это не скептицизм. Это разочарование людей, которые видели уже не одну «новую политику». Которые привыкли, что министерство при разных министрах имитирует реформы вместо того, чтобы их проводить. А отсутствие результата списывает на учителей.

Система повышения квалификации — это не о платформах и сертификатах. Это о том, сможет ли украинская школа готовить детей к жизни в мире, который меняется быстрее, чем мы успеваем это осознать. Будут ли у наших учителей инструменты для этого. Станет ли государство для них настоящим партнером, а не контролером-монополистом.

Сейчас ответ неутешительный. И это должно беспокоить нас всех — намного больше, чем торжественные презентации «новых политик».

Источник материала
loader
loader