Положительные достижения правительства Свириденко не помогут спасти экономику, если не учтут фатальные риски — эксперт
Положительные достижения правительства Свириденко не помогут спасти экономику, если не учтут фатальные риски — эксперт

Положительные достижения правительства Свириденко не помогут спасти экономику, если не учтут фатальные риски — эксперт

Положительные достижения правительства Свириденко не помогут спасти экономику, если не учтут фатальные риски — эксперт

Из-за решений преимущественно тактического и популистского характера, новое правительство подвергает экономику Украины критическим опасностям.

За первые сто дней правительства Юлии Свириденко, ее команда имеет ряд положительных результатов. В частности, вместе с НБУ, международными партнерами удержана относительная стабильность курса гривны и контролируемая инфляция. Выполнены основные бюджетные ориентиры без срыва социальных и оборонных выплат. Привлечено более 13 млрд долл. внешнего финансирования от партнеров (ЕС, США, МВФ), пишет экономист Богдан Данилишин в статье "100 дней правительства Свириденко: между стабилизацией и стагнацией".

Автор добавляет, что правительство начало кластерную политику развития ВПК; возросло количество частных производителей оборонной техники. Происходит налаживание совместного производства оружия с партнерами из НАТО. Введены цифровые решения для учета мобресурса ("Импульс"). Сохранено доверие международных доноров. Подписаны меморандумы о гарантиях инвесторам в рамках Ukraine Facility.

Однако Данилишин настаивает, что в деятельности нового правительства отсутствуют признаки того, что им учтены ключевые недостатки и риски.

Отсутствие системной экономической стратегии.

Правительство до сих пор не представило интегрированной модели военной экономики — с мобилизационными приоритетами, балансом между военным и гражданским производством, программами импортозамещения. Решения носят преимущественно тактический характер, без единого стратегического центра координации.

Чрезмерная фискальная зависимость от внешних источников.

До 70% бюджетных расходов финансируются за счет внешней помощи. Это создает риск финансового шока в случае задержки или сокращения поддержки. Не разработан план замещения внешней помощи внутренними доходами (долговыми, инвестиционными, налоговыми).

Слабый прогресс в реформах.

Налоговая, судебная и таможенная реформы фактически заморожены. Без прозрачных судов и понятных налоговых правил ни один инвестор не будет вкладывать средства в производство. Реформы без политической воли превращаются в бюрократическую декорацию.

Политика расходов вместо политики роста.

Бюджет остается преимущественно потребительским: приоритет — социальные выплаты, а не стимулирование производства. Грантовые программы для малого бизнеса часто носят популистский характер, не создавая реальных рабочих мест.

Недостаточная управленческая координация.

Министерства действуют разрозненно; отсутствует четкая вертикаль экономического управления. Решения принимаются медленно, без аналитического прогнозирования.

Данилишин отмечает, что первые сто дней правительства прошли под знаком финансовой стабилизации и поиска баланса между выживанием и развитием. Экономика Украины демонстрирует признаки восстановления, однако остается существенно ниже потенциального уровня.

Источник материала
loader
loader