3 тысячи км от «Укрзалізниці»: что не так с «бесплатными» поездками
С 1 ноября соцсети захлебываются в обсуждениях нового пакета "зимней поддержки" для украинцев, а точнее, той части, что касается «транспортной» инициативы: каждый украинец сможет проехать три тысячи км по «Укрзалізниці» бесплатно. Можно предположить, что такого резонанса не ожидали ни правительство, ни президент. За чей счет этот очередной «банкет», спасет ли это «Укрзалізницю» и почему общество взорвалось таким негативом – эти и другие вопросы и ответы на них – в материале Коротко про.
1. О чем идет речь?
1 ноября президент Владимир Зеленский анонсировал программу, по которой украинцы смогут бесплатно воспользоваться поездками «Укрзалізницею» в пределах 3000 километров.
«Я поручил проработать специальную программу транспортной поддержки для всех украинцев, и есть уже предложения от "Укрзалізниці" – УЗ-3000. Три тысячи километров, чтобы каждый смог бесплатно в пределах Украины выбрать ж/д маршруты: Львов – Киев, Киев – Днепр, любые другие. Три тысячи километров бесплатно. Программа сейчас прорабатывается, и поскольку наше государство поддерживает сферу пассажирских перевозок, компания должна дать ощутимый ответ людям – используемые средства реально служат обществу», - заявил президент.
Использовать премиальные километры – это, конечно, право, а не обязанность. Кому не подойдут даты или направления, тот не уедет. Тем более, что эти «бесплатные километры» доступны только в непиковые периоды – то есть когда поезда и так идут полупустые. Но теоретически каждый украинец сможет проехать бесплатно до 3000 км – это условно немного большее расстояние, как от Запорожья до Ужгорода и обратно.
2. Откуда деньги?
- Конечно деньги возьмут из бюджета, - говорит аналитик Даниил Монин. – По планам, у Украины останется немало денег до конца года в связи с чрезмерным финансированием этого года.
По словам аналитика Алексея Куща, это способ улучшить финансовое положение без целевой капитализации.
- Это бюджетные дотации – несколько миллиардов гривен в год, - отметил Кущ в комментарии Коротко про.
3. Почему выбрали именно такой вид поддержки?
Сторонники идеи объясняют: «Укрзалізниця» критически нуждается в помощи. Враг продолжает атаковать железнодорожные узлы и пути, уничтожать вагоны и вокзалы, а УЗ остается главной кровеносной системой воюющей страны. Очевидных путей выхода из ситуации два: рост тарифов или финансовая поддержка.
Не нужно иметь сверхспособности, чтобы спрогнозировать: рост тарифов украинцам понравился бы еще меньше. Поэтому решено было оказать поддержку и параллельно открыть украинцам возможность больше путешествовать в непиковый период. Речь идет именно о том времени, когда вагоны курсируют полупустыми.
Заместитель председателя наблюдательного совета "Укрзалізниці" Сергей Лещенко, наверное, уже все пальцы стер, объясняя, какая правильная идея пришла в головы правительства.
«Программа не будет действовать все 365 дней и все 100+ поездов дальнего сообщения, а будет действовать тогда и там, где будет ресурс свободных мест, - пишет Лещенко. - Деньги бюджета для поддержки УЗ нужны в любом случае. Поэтому выбор невелик. Или полный коллапс УЗ, остановка пассажирских перевозок, закрытие вокзалов, утилизация вагонов на металлолом, увольнение сотен тысяч рабочих. Или компенсировать ущерб пассажирских перевозок, а налогоплательщики получают в качестве благодарности от УЗ маленький бонус. Есть еще третий вариант – поднять стоимость билетов втрое и достичь уровня себестоимости».
4. Какие минусы?
Спорить трудно: средства бюджета – это средства налогоплательщиков, то есть наши общие деньги. И если уже без финансовой поддержки «Укрзалізниці» не обойтись, очень важно, чтобы как можно больше людей получили дополнительные преимущества.
Да и с экономической точки зрения, решение выглядит вполне рационально, к тому же решает несколько проблем: от заполнения сезонных «пустых километров» до повышения мобильности части граждан, для которых путешествия по железной дороге стали дорогим удовольствием.
Тогда откуда такая волна негатива?
Эксперты говорят, что прежде всего речь идет о плохом пиаре. Если главная цель – поддержка УЗ, нужно было так и говорить, а не заворачивать решение в обертку «зимней поддержки» и сверхзаботы.
По факту получилось так, что хотели помочь УЗ, а сделали антирекламу властям. В то время когда люди потеряли дома и вообще не знают, где будут зимовать, им предлагают в качестве «зимней поддержки» проехать куда-то 3000 км. В определенных ситуациях выглядит как издевательство.
– Инициатива, по меньшей мере, странная, – подытожил экономист Владислав Банков. – Особенно на фоне дефицита бюджета, нынешнего состояния «Укрзалізниці», последних ударов по железнодорожной инфраструктуре и подвижному составу.
5. Какие последствия?
По мнению Данилы Монина, последствия оценивать пока сложно.
– «Укрзалізниця» действительно испытывает серьезные проблемы, и новая идея вряд ли поможет: очевидно, что очередной популизм населению явно не понравился, – заметил эксперт.
Это инициатива с неопределенным бюджетом и гарантированным ущербом и без того убыточной компании, добавил Владислав Банков.
– И это не говоря о текущих проблемах с билетами, которые почти невозможно купить, – говорит эксперт. – С практической точки зрения, может получиться ситуация, когда люди, которым нужно обязательно ехать, будут вынуждены использовать автотранспорт, из-за того что кто-то хочет просто успеть «выкатать» бесплатные километры.
О том, что все идет не по тому пути, говорит и Алексей Кущ.
– По ряду направлений, например, если люди едут с востока, нужно делать бесплатное перемещение – как эвакуация, – отметил эксперт в комментарии Коротко про. – А если речь идет о просто популярном направлении, например, «Киев – Одесса» или «Киев – Львов», можно даже повышать плату. Финансовое положение УЗ действительно крайне тяжелое, но такие идеи его только усугубляют.
