Немецкая военная машина снова поднимается — и демонстрирует, что с ней следует считаться. В рамках радикальных реформ, продвинутых канцлером Германии Фридрихом Мерцем, Берлин в этом году отменил все финансовые ограничения на расходы на оборону, чтобы создать самую мощную армию Европы.
Эта реформа открыла путь для массовых закупок танков, артиллерии, истребителей и военных кораблей стоимостью в сотни миллиардов фунтов, поскольку Бундесвер готовится противостоять угрозе, которую представляет российский президент Владимир Путин.
В целом в прошлом году Германия потратила на вооружение более 50 миллиардов евро и разработала планы потратить на это еще 377 миллиардов евро, отмечает Мэтт Оливер, редактор по вопросам промышленности в газете The Telegraph.
"Они [немцы] стремятся создать самую большую и самую мощную армию в Европе, поэтому во многих аспектах возвращаются к своей традиционной роли времен Холодной войны", — отмечает Эдвард Арнольд из Королевского Объединенного института оборонных исследований (RUSI), военного аналитического центра.
В случае российского нападения на восточный фланг НАТО роль Германии будет ключевой. Наряду с войсками, которые постоянно дислоцируются в Литве, основные силы Бундесвера поспешат на помощь союзникам, таким как Польша, чтобы сдержать силы Москвы и отвоевать утраченные территории.
Николас Драммонд, британский консультант по вопросам обороны, который сотрудничает с немецкими военными компаниями отмечает, что Германии "нужна способность вести маневренную войну, а это означает, что танки, пехота, артиллерия и авиация должны действовать слаженно, чтобы вытеснить врага".
Финансовая небрежность
В течение многих лет Германия была довольна тем, что не достигала целей НАТО в отношении расходов и позволяла своим вооруженным силам "атрофироваться", поскольку лидеры считали, что дни вооруженных конфликтов в Европе остались в прошлом.
Западногерманская армия была одной из лучше всего оснащенных в Европе. Но в десятилетие после падения Берлинской стены военные расходы упали с 2,5% до лишь 1,4%, поскольку произошло объединение с Восточной Германией и был сокращен Бундесвер.
Вследствие этого сокращения расходов, которое продолжалось даже после российского вторжения в Крым, Бундесвер оказался в таком плохом состоянии, что был вынужден разбирать на запчасти оборудование, когда оно ломалось, говорит Гунтрам Вольф, профессор экономики во влиятельном немецком аналитическом центре Kiel Institute.
"Расходы сократились настолько, что замена существующего оборудования стала почти невозможной. Если у вас было три танка, вы использовали два, чтобы получить запасные части для оставшегося", — говорит он.
Нехватка оборудования вызвала и более серьезные беспокойства, ведь она влияла даже на элитные подразделения, которые должны были бы быстро отправляться на передовую в случае войны с Россией. Это совсем не выглядело как эффективный сдерживающий фактор.
Вместо этого бывшие канцлеры Германии Ангела Меркель и Герхард Шредер придерживались политики wandel durch handel ("изменения через торговлю"). Она основывалась на идее, что тесное переплетение немецкой и российской экономик заставит Путина воздержаться от любого конфликта, чтобы не потерять слишком много.
"Однако эта политика была отвергнута после двух политических потрясений, которые подтолкнули к перевооружению: полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году и предупреждения Дональда Трампа о том, что Америка больше не будет финансировать оборону Европы", — отмечает редактор.
"Равнодушие" Трампа
Неспровоцированная атака Путина на Украину разрушила иллюзию Берлина о том, что он является человеком, с которым можно договориться. Общественная тревога также усилилась из-за того, что конфликт происходил так близко к границам Германии.
В течение двух лет после начала полномасштабной войны Германия создала специальный фонд в 100 миллиардов евро для военных закупок, стала вторым по величине донором Украины и впервые достигла цели НАТО — тратить 2% ВВП на оборону.
Однако, несмотря на это, Берлин продолжали критиковать за медлительность и нерешительность в вопросе поставок оружия Украине. Новый толчок к более быстрым действиям поступил из США — с возвращением Дональда Трампа.
Американский президент никогда не скрывал своего пренебрежительного отношения к "недобросовестным" странам, которые не выполняли обязательства перед НАТО, и даже намекал, что может не прийти им на помощь. Но, готовясь вновь вступить в должность, Трамп четко дал понять, что теперь будет требовать от союзников по НАТО тратить на оборону вплоть до 5% ВВП.
Изменения в "долговом тормозе" были приняты Бундестагом в марте — за два месяца до того, как Мерц занял пост канцлера, фактически отменив все ограничения на заимствования для нужд обороны. Это открыло огромные возможности для расходов, и новый канцлер пообещал использовать их, чтобы превратить Бундесвер в "самую сильную обычную армию в Европе".
В этом месяце стало известно, что он подготовил планы потратить колоссальные 377 миллиардов евро на оборону — в основном в дополнение к 100 миллиардам, выделенным Шольцем. Большая часть этих средств будет профинансирована за счет заимствований. И благодаря годам финансовой сдержанности международные кредиторы охотно соглашаются на это.
Согласно бюджетным планам Мерца, к 2029 году расходы вырастут до нового целевого показателя НАТО — 3,5 % ВВП. Это на шесть лет раньше, чем аналогичное обещание Великобритании.
Боевая готовность
Leopard 2 является основным боевым танком Бундесвера — и одновременно самым популярным в мире. Созданный в 1970-х годах баварской компанией Krauss-Maffei (сейчас KNDS), этот мощный боевой танк используется более чем в 20 странах и стал самым известным немецким экспортным товаром в сфере обороны.
Впрочем, несмотря на тысячи проданных машин за границу, сами немцы не закупали новых Leopard после окончания Холодной войны вплоть до 2023 года — и даже тогда только для замены 18 танков, переданных Украине.
Сейчас ситуация меняется. В прошлом году Берлин заказал еще 105 танков, что увеличит общий парк до более 400 единиц. Для сравнения, Великобритания имеет 213 основных боевых танков.
Новые единицы будут использоваться внутренними силами, а также бронетанковой немецкой бригадой, которая сейчас постоянно базируется в Литве в рамках "усиленного передового присутствия" НАТО. А новые "Леопарды" — это лишь небольшая часть того огромного объема оборудования, которое немцы закупают в погоне за российской военной машиной.
Согласно данным, собранным Кильским институтом, только в 2024 году Берлин заказал 123 бронированных транспортных средства Boxer, 265 защищенных грузовиков, 19 мобильных систем противовоздушной обороны Skyranger, шесть фрегатов и две подводные лодки, среди многих других вещей, на сумму 58 млрд евро. Также было объявлено о заказе до 1000 американских ракет Patriot.
В общем, в прошлом году Германия приобрела вооружения на сумму, втрое превышающую совокупные расходы Великобритании, Франции и Польши за тот же период. Если эта тенденция сохранится, Берлин потратит сотни миллиардов евро.
Значительная часть этих средств направляется на создание возможностей для отражения наземных сил Москвы, в состав которых будут входить танки, бронированные машины и артиллерия, а также на противодействие угрозе волн беспилотников Shahed в воздушном пространстве.
В этом контексте Германия в этом году заявила, что планирует приобрести еще 600 установок Skyranger, а также 20 истребителей Typhoon, 15 американских самолетов F-35 и 687 боевых машин пехоты Puma.
Согласно обнародованным на сайте Politico утечкам планов расходов, Берлин намерен приобрести 14 пусковых установок класса "земля-воздух" у немецкой компании Diehl Defence вместе с примерно 700 ракетами.
Бундесвер также планирует закупить различные боевые и разведывательные беспилотники и сделал совместный заказ со странами-партнерами на сумму 8,5 миллиарда евро для пополнения запасов 155-миллиметровых снарядов, которые были исчерпаны из-за поставок Украине.
Основная часть программы перевооружения будет реализована силами немецких компаний, что станет мощным толчком для отечественной промышленности и уже вызвало стремительный рост акций Rheinmetall — крупнейшей оборонной компании Германии. Если накануне войны в Украине их акции стоили около 96 евро, то сейчас цена превышает 1 700 евро.
"Американское вооружение в основном отходит на второй план, а там, где его все же закупают, производство частично или полностью происходит в Германии", — добавляет редактор.
Еще одним свидетельством того, насколько серьезно в Берлине относятся к перевооружению, является недавний призыв к возвращению призыва на военную службу, или национальной службы, которая была отменена в 2011 году.
Сегодня Бундесвер насчитывает около 185 тысяч военнослужащих, но Германия пообещала увеличить эту цифру до около 260 тысяч солдат, кроме того, что планируется набрать 200 тысяч резервистов.
Говорят, что Мерц сомневается, что только добровольная система обеспечит достаточное количество новобранцев, и этот вопрос вызвал внутренний спор в его правящей коалиции.
Ключевым вопросом будет то, как Берлин — вместе с другими странами НАТО — отреагирует на возможное прекращение огня в Украине. Не исчезнет ли внезапно политическая воля к расходам?
"Это следующий вызов для немцев — сделать сдерживание реальным и надежным в глазах России", — говорит Арнольд.
Напомним, согласно утечке тайного списка закупок, Германия готовится потратить 377 миллиардов евро на военное оснащение, в частности на арсенал крылатых ракет, способных достичь Москвы.
