/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F35%2F639f2ffdc816c793ed38955d7fdcbe43.jpg)
Тбилиси в воронке репрессий: как власти Грузии готовятся к отмене безвиза с ЕС
Прошло чуть больше месяца после местных выборов 4 октября, когда анонсированная за несколько месяцев "мирная революция", участники которой были уверены, казалось бы, в гарантированной победе, закончилась провалом.
В результате "Грузинская мечта" ещё больше укрепила свои позиции: "оформила" местные выборы, начала новые репрессии и ликвидировала оппозицию.
Однако это еще не все, поскольку проявилась гораздо более трагическая реальность.
А во-вторых, Грузия еще больше отдалилась от Запада, и для нее перспективы европейской интеграции в обозримом будущем утрачены.
В то же время ЕС лишь сейчас подошел к возможности отмены безвиза, в первую очередь – для представителей правящего режима.
Такой шаг выглядит явно запоздалым – он мог быть успешным, если был бы сделан хотя бы год назад.
Однако и такое наказание тревожит грузинские власти и заставляет их поднимать градус репрессий.
Власть без оппозиции.
После того как режим объявил 4 октября "триумфальной победой", стало ясно, что правительство "Грузинской мечты" не остановится на достигнутом и перейдёт в наступление с ещё большей силой.
Мишенью, как и ожидалось, стали оппозиционные политические партии и мятежный гражданский сектор.
О запрете оппозиционных партий, неприемлемых для режима, сам Бидзина Иванишвили намекнул в одном из своих последних телевизионных интервью, ещё до парламентских выборов 2024 года.
Таким образом, такое решение режима не стало шоком для общества.
6 ноября в Генеральной прокуратуре Грузии состоялся очередной брифинг, на котором сам генпрокурор Георгий Гваракидзе проинформировал общественность о начале новых репрессий против оппозиции.
В частности, согласно его заявлению, уголовное преследование возбуждено в отношении Михеила Саакашвили, Георгия Вашадзе, Ники Гварамии, Никанора Мелии, Зураба Гирчи Джапаридзе, Элен Хоштарии, Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе за преступления, совершенные против государства.
А именно: саботаж, содействие враждебной деятельности иностранного государства, финансирование деятельности, направленной против конституционного строя Грузии и основ национальной безопасности, призывы к насильственному изменению конституционного строя Грузии, а также к свержению государственной власти.
Примечательно, что, за исключением последних двух из них (Мамуки Хазарадзе и Бадри Джапаридзе), режим уже держит оппозиционеров в тюрьме.
"После начала военных действий в Украине, во избежание возможного военного конфликта с Российской Федерацией, правительство Грузии, учитывая интересы национальной безопасности, избрало политику неприменения экономических санкций против страны-агрессора и сохранения мира в стране", – говорится в заявлении генпрокурора.
По его словам, "лидеры некоторых оппозиционных партий, действующих в Грузии..
в ущерб государственным интересам Грузии и с целью создания искусственной основы для введения международных санкций, предоставляли представителям иностранных государств выдуманную информацию об импорте нефтепродуктов в Грузию, а также о ситуации в грузинской военной сфере, и распространяли ложную информацию о том, что воздушное пространство Грузии якобы использовалось для доставки иранских боевых беспилотников в Российскую Федерацию".
Отмечается, что таким образом западные санкции были введены "в отношении около 300 граждан Грузии".
Также оппозиционных лидеров, а также экс-президента Михеила Саакашвили обвиняют в публичных призывах "к революции, свержению правительства, пикетированию государственных зданий и физическому противостоянию с сотрудниками правоохранительных органов".
Однако "Грузинская мечта" открыла "артиллерийский огонь" по оппозиции несколькими днями ранее (28 октября), когда ее парламент обратился в Конституционный суд страны с просьбой запретить три оппозиционные партии.
В конституционном иске, подготовленном правящей партией, режим потребовал признать неконституционными и запретить "Национальное движение", "Коалицию за перемены" и "Сильную Грузию – Лело".
Примечательно, что партия бывшего премьер-министра Георгия Гахарии, ныне бежавшего из страны, не была включена в список запрещённых, поскольку год спустя она вышла из режима бойкота и вошла в парламент.
При этом уточняя, что такой шаг вовсе не означал предоставления легитимности парламенту.
Однако лично Георгию Гахарии этот трюк не помог: генпрокурор объявил общественности о возбуждении в отношении него уголовного дела, предусматривающего до 13 лет лишения свободы.
Гахарию обвиняют в событиях 20-21 июня 2019 года – так называемой "ночи Гаврилова".
Речь идет о жестоком разгоне полицией протестов под парламентом – первый случай явного массового злоупотребления силой нынешней власти Грузии.
И хотя нарушение закона в данном случае налицо – показательно, что обвинения не были выдвинуты никому из силовиков.
А тогдашний спикер парламента Ираклий Кобахидзхе, действия которого привели к этим протестам, ныне возглавляет правительство.
Конец уступок Европе.
Финальным аккордом этих событий стало возвращение третьего президента Грузии и председателя Консультативного совета при президенте Украины Михеила Саакашвили из лечебного учреждения в пенитенциарное.
Сам Саакашвили назвал это решение прямым исполнением поручения Владимира Путина и публично обратился к президенту Украины с просьбой включить его в список гражданских военнопленных продолжающейся войны с соответствующими правовыми последствиями.
Впрочем, не дожидаясь реакции Киева, грузинские власти уже заявили, что вероятность передачи Саакашвили Украине – нулевая.
Одна из причин этого – нежелание грузинских властей окончательно рвать отношения с Западом.
Неофициально рассматривались даже варианты депортации Саакашвили в ЕС в случае признания результатов прошлогодних выборов.
И именно поэтому новое решение грузинских властей по Саакашвили можно назвать символичным.
"Грузинская мечта" демонстрирует, что больше не заинтересована в сохранении какого-либо диалога с ЕС.
Еще один символичный шаг "Грузинской мечты" – демонстративная ликвидация Антикоррупционного бюро, созданного в 2022 году по рекомендации Евросоюза.
Бюро так и не смогло полноценно заработать, а поэтому не представляло угрозы правящей партии.
Поэтому его закрытие – публичная пощечина ЕС и демонстрация окончательного разрыва.
Безвиз не для всех.
Почему "Грузинская мечта" именно сейчас пошла на шаги к окончательному разрыву с ЕС?.
Наиболее вероятная причина – решение ЕС по упрощению порядка безвизового режима для третьих старн.
Как ожидается, Грузия станет первой страной, на которой Евросоюзы "оттестирует" новые правила.
Как ожидается, отмена безвиза не будет тотальной – она коснется лишь представителей власти, что выглядит ударом по сохранению лояльности госаппарата.
Именно поэтому нынешнее ужесточение репрессий против оппозиции выглядит лишь запоздалой прелюдией.
Новый, также ожидаемый ход грузинских властей – репрессии против своих, однако недостаточно лояльных.
"Первой ласточкой" тут стал экс-премьер Ираклий Гарибашвили.
"Внезапно" оказалось, что на посту главы правительства он занимался бизнесом, а полученные доходы декларировал как подарки от родственников.
Однако, как считается, реальной причиной открытия дела стала позиция Гарибашвили в прошлом году, когда антиправительственные протесты были в разгаре.
Экс-глава правительства и тогдашний глава правящей партии пытался сложить с себя полномочия и уйти в частную жизнь.
Шаг, который был воспринят как предательство.
А поэтому наказание было ожидаемым.
Остается лишь два вопроса.
Во-первых, будет ли достаточно этих репрессий, чтобы гарантировать послушание госаппарата?.
А если нет, то сможет ли долго существовать система, работающая в режиме самопожирания?.
Амиран Хевцуриани, профессор Грузинского технического университета, основатель Грузинско-Украинского центра, из Тбилиси,.
Юрий Панченко, редактор "Европейской правды".
