Немецкие праворадикалы рвутся к власти, но призрак Москвы не пускает
Немецкие праворадикалы рвутся к власти, но призрак Москвы не пускает

Немецкие праворадикалы рвутся к власти, но призрак Москвы не пускает

Немецкие праворадикалы рвутся к власти, но призрак Москвы не пускает

Готова ли AfD отречься от России?

Крайне правая партия «Альтернатива для Германии» (AfD) известна украинцам преимущественно по своим пророссийским сантиментам. Однако в последнее время в этой политической силе начало звучать мнение о необходимости переосмыслить отношение к России. Сохранение симпатий к Москве может поставить крест на политических амбициях «Альтернативы для Германии» и навсегда закрыть ей путь к власти.

14–15 ноября в Сочи прошел симпозиум «БРИКС—Европа». В пропагандистском мероприятии, организованном российской властью, приняли участие три представителя партии «Альтернатива для Германии» — депутат Бундестага Штеффен Котре, глава отделения AfD в Саксонии Йорг Урбан и депутат Европейского парламента Ганс Нойхофф. Гостей из ФРГ могло быть больше. Но депутат Бундестага Райнер Ротфусс отменил свою поездку. Это произошло под влиянием сопредседателя AfD Алис Вайдель, резко раскритиковавшей планы своих однопартийцев посетить Россию.

Накануне симпозиума в Сочи лидер «Альтернативы для Германии» заявила, что не видит особой пользы от визита, и пообещала более строгие внутренние правила в отношении поездок за границу, включая возможные санкции за нарушение. Вместе с тем второй сопредседатель AfD Тино Хрупалла поддержал поездки своих однопартийцев в Россию. Политик заявил, что с Кремлем нужно поддерживать диалог. Кроме того, Хрупалла утверждал, что сейчас не видит никакой угрозы для Германии от России и что Польша «тоже может представлять опасность для нас».

Острые дискуссии внутри партии об отношении к Москве — признак серьезного внутреннего раскола. Они отражают существенные идеологические различия между восточным и западным крылом политсилы. А также между сторонниками более умеренной линии, которые выступают за сотрудничество с правоцентристами, и радикалами. AfD оказалась на распутье. От того, какой путь выберет политическая сила, зависят ее дальнейшие перспективы и шансы на приход к власти.

«Альтернатива для Германии» впервые опередила блок ХДС/ХСС и стала лидером симпатий избирателей еще весной этого года. По последним опросам, AfD вообще сохраняет преимущество перед политическим объединением Фридриха Мерца, но крайне незначительное: в пределах 1–2%. Кажется, немецкие правопопулисты столкнулись с электоральным потолком и уже в течение долгого времени не могут выйти за рамки 25–27%. Для сравнения, в Великобритании Reform UK Найджела Фараджа пересекла отметку 30%, а «Национальное объединение» во Франции поддерживают около 35% избирателей.

Нынешняя «Альтернатива для Германии» не может повторить путь правых в других странах Европы из-за ряда ограничительных факторов. Одним из них является внешняя политика. Партия годами создавала имидж лояльной к Москве политической силы. В январе 2025 года во время предвыборного съезда AfD отказалась осудить российскую агрессию против Украины. Тогда 69% делегатов не поддержали предложение депутата Бундестага Альбрехта Глазера внести соответствующий пункт в программу партии. Обвинение оппонентов в сантиментах к Москве и скандалы со шпионажем в пользу внешних сил ограничивают политические перспективы немецких праворадикалов.

Чтобы дальше расти электорально, партии нужно увеличивать свою поддержку за пределами бывшей ГДР, земли которой являются оплотом правопопулистов. Вряд ли это возможно без коррекции курса. Более умеренное западное крыло AfD, кажется, понимает необходимость избавиться от имиджа троянского коня Москвы и некоторых других признаков, которые отпугивают избирателей. Тем более, только смена репутации сможет открыть для правых двери в правительство.

Der Spiegel: "Альтернативу для Германии" заподозрили в шпионаже в пользу России

Почетный глава политсилы Александер Гауланд в недавнем интервью Neue Zürcher Zeitung призывал избегать пророссийских иллюзий и заявил о нерушимой поддержке членства страны в НАТО. По его мнению, отчасти сантименты к Путину у однопартийцев можно объяснить отвращением к левацкой woke-идеологии и попыткой найти альтернативу. Также политик отрицал слухи, будто его политическая сила хочет уничтожить ХДС/ХСС. Гауланд высказал, что ждет сближения с консерваторами, поскольку видит в них единственного и естественного союзника для формирования «буржуазной коалиции».

Внутренние дискуссии в «Альтернативе для Германии» проходят на фоне серьезного разочарования в стране коалиционным правительством Фридриха Мерца. Хотя за правоконсерваторов до сих пор готовы голосовать 25% немцев, около 70% граждан ФРГ не одобряют работу федерального канцлера. Опрос, проведенный Институтом исследования общественного мнения (INSA), зафиксировал, что немцев больше всего беспокоит экономика. 69% респондентов считают экономическую ситуацию плохой или скорее плохой. К тому же 64% не удовлетворены стабильностью федерального правительства, 60 — по состоянию образования, 59 — внешней безопасности и 58% — внутренней безопасности.

Несмотря на обещания экономического возрождения, экономика Германии находится в глубокой стагнации. Инвестиции в инфраструктуру и оборону сейчас существенно не влияют на ускорение экономического роста. Споры о пенсионной реформе спровоцировали конфликт с молодежным крылом ХДС/ХСС. Правительство также обвиняют в игнорировании социальных вопросов, отсутствии реформ в медицине и сокращении гуманитарной помощи.

Возможно, Фридрих Мерц сумел бы продемонстрировать лучшие результаты, если бы его не ограничивало коалиционное соглашение с социал-демократами. Между правоцентристами из ХДС/ХСС и левоцентристами из СДПГ есть существенные расхождения во взглядах на экономику, социальную политику, борьбу с изменением климата и решение проблем миграции. Из-за этого правительство вынуждено принимать компромиссные, половинчатые, решения, которые часто не решают проблем. Логично, что у значительной части разочарованных избирателей из правого лагеря постепенно появляется мысль: не лучше ли было бы попробовать создать правительство в составе ХДС/ХСС и « Альтернативы».

Оппоненты часто клеймят идеологическую платформу «Альтернативы для Германии» как слишком радикальную. Радикализм действительно присущ этой политсиле. Но, с другой стороны, между AfD и ХДС/ХСС есть много точек соприкосновения. Анализ предвыборных программ двух политических сил показал, что они совпадают на 76%. Это касается таких важных вопросов как миграция, экономика, отношение к атомной энергетике, поддержка традиционных ценностей. Для сравнения: общность позиций ХДС/ХСС и СДПГ составляет всего 28%. Сейчас в Германии есть неформальное табу на формирование коалиции с ультраправыми. Поэтому в ближайшей перспективе мы не увидим формирования правительства в составе представителей AfD и ХДС/ХСС. Однако категорически отвергать такую возможность в будущем не стоит.

Хотя логика политического процесса побуждает AfD переосмыслить увлечение Москвой, есть несколько факторов, которые могут сильно усложнить этот переход и даже сделать его невозможным. В отличие от Франции или Великобритании, в немецком обществе пророссийские настроения распространены больше. Особенно популярны они среди восточного электората «Альтернативы для Германии». Только 29% избирателей AfD считают Россию угрозой по сравнению с 50% среди населения Германии в целом. Социологи заметили, что среди избирателей с постсоветским (российским) миграционным прошлым поддержка AfD вдвое выше, чем в общей популяции. Всего 36% сторонников AfD поддерживают дальнейшую военную и финансовую помощь Украине — против 77% в ХДС/ХСС.

Каким путем пойдет «Альтернатива для Германии»? И удастся ли ей сохранить внутреннее единство, если Алис Вайдель и ее сторонники попробуют провести ребрендинг партии и отказаться от романтизации России? Пока слишком рано делать однозначные прогнозы. Но наблюдать за процессом будет интересно.

Источник материала
loader
loader