/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F0f5ebe15db84f5dfd7c40377e2ad6241.jpg)
Растаможка электромобилей: сколько водители потратят в 2026 году
С 1 января 2026 года в Украине меняются правила импорта электромобилей. Главный вопрос, который волнует тысячи потенциальных покупателей: сколько будет стоить растаможка электрокара после завершения действия нулевого НДС и стоит ли спешить с покупкой до конца года?
Председатель и основатель Института исследований авторынка Станислав Бучацкий подробно объяснил, что именно изменится, а что останется неизменным.
Как льгота создала рынок
Льгота на импорт электромобилей появилась в 2017 году и начала действовать с 1 января 2018-го. Тогда сегмент электрокаров в Украине был микроскопическим — около четырех тысяч машин на всю страну. Государство решило стимулировать спрос, освободив покупателей от уплаты НДС, пошлины и сбора в Пенсионный фонд.
Именно эти решения сформировали рынок в том виде, который мы видим сегодня. Бизнес получил понятный стимул — ввозить электрокары с минимальными таможенными расходами. В ответ рынок создал инфраструктуру: сеть зарядных станций, сервисные центры, логистику импорта, независимые дилерские сети.
"Если бы не эти льготы, мы бы сегодня не говорили о большом электромобильном рынке. Льгота дала рынку старт, а все остальное бизнес сделал сам", — отметил Бучацкий.
На сегодняшний день парк электрокаров в Украине превышает 200 тысяч — в десятки раз больше, чем до запуска льгот.
Что на самом деле является льготой, а что — нет
В публичных дискуссиях часто путают разные составляющие "льготного пакета", хотя они имеют разный юридический статус.
НДС — временная льгота
Освобождение от уплаты НДС на импорт электромобилей было прописано в Налоговом кодексе с четко определенным сроком действия. Льготу неоднократно продлевали, но всегда на ограниченный период. Действующая дата завершения — 31 декабря 2025 года.
"Льгота на НДС имеет конечный срок. Чтобы она действовала дальше, требуется голосование. Чтобы НДС начало начисляться — не нужно делать ничего, оно просто вернется автоматически", — пояснил эксперт.
Пошлина — постоянная нулевая ставка
В то же время нулевая пошлина для электромобилей — это не временная льгота, а постоянная норма, закрепленная в таможенном тарифе Украины. Ставка ввозной пошлины на легковые автомобили с электрическим двигателем составляет 0% без какого-либо срока действия.
Таким образом, после 1 января 2026 года НДС вернется, а пошлина останется нулевой, потому что ее никто не отменял и она не привязана к "льготному пакету" 2018 года.
Что конкретно изменится в 2026 году
Если Верховная Рада не продлит нулевую ставку НДС (а вероятность этого, по словам Бучацкого, "чрезвычайно низкая"), с 1 января 2026 года при импорте электромобиля изменится только одно: снова будет начисляться НДС 20%.
Все остальное останется как сейчас:
- Пошлина — 0% (постоянная норма в действующем Таможенном тарифе Украины)
- Акциз — 1 евро за каждый кВт·ч емкости батареи (постоянная норма в Налоговом кодексе)
- Сбор в Пенсионный фонд — 0% при первой регистрации электромобиля (постоянная норма в законе "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование").
Поэтому распространенные утверждения о "возвращении полной растаможки" некорректны.
Сколько будет стоить растаможка: конкретный пример
Возьмем электромобиль стоимостью 20 000 евро с батареей 60 кВт·ч:
- Акциз: 60 евро
- База для НДС: 20 060 евро
- НДС 20%: приблизительно 4 012 евро
Таким образом, таможенные платежи в 2026 году составят приблизительно 20% от таможенной стоимости автомобиля плюс несколько десятков евро акциза. Другой вопрос — как таможня будет определять эту таможенную стоимость и от какой стоимости будут начисляться налоги, но это тема отдельного разговора.
Однако даже после возвращения НДС электромобили останутся категорией с самой низкой налоговой нагрузкой среди всех автомобилей в Украине.
Что произойдет с рынком
По словам Станислава Бучацкого, нынешний рекордный импорт электромобилей частично сформирован ожиданием возвращения НДС, что стимулирует спрос "на опережение". Из-за этого в 2026 году возможен временный спад импорта — ориентировочно на 20–40% в первые месяцы.
В то же время снижение спроса может спровоцировать падение цен на электромобили за границей, что в конечном результате сделает такие машины доступнее. А следовательно, их покупка может остаться достаточно выгодной даже с дополнительными 20% НДС.
Самая большая проблема, с которой может столкнуться рынок, — объективное определение таможенной стоимости электромобилей, особенно из стран Европы, отмечает эксперт.
После продажи накопленных запасов в течение первой половины 2026 года рынок, вероятно, стабилизируется. Электромобили останутся экономически выгоднее в эксплуатации, а поскольку их предложение на зарубежных рынках продолжает расти — в Украине они также никуда не исчезнут.

