Непрямые переговоры США и Ирана: судьба договоренностей в Маскате
Непрямые переговоры США и Ирана: судьба договоренностей в Маскате

Непрямые переговоры США и Ирана: судьба договоренностей в Маскате

Наступила пятница, 6 февраля, и в Омане должны были начаться важные переговоры между США и Ираном. Подготовка к этим встречам продолжалась целую неделю, ведь на кону стояло будущее иранской ядерной программы.

Американскую делегацию возглавлял спецпосланник Стив Виткофф, тогда как интересы Ирана представлял министр иностранных дел Аббас Аракчи. США стремились обсудить ядерную программу, разработку баллистических ракет и поддержку Ираном парамилитарных формирований в Ближнем Востоке, а также отношение к собственному народу. В свою очередь Тегеран настаивал на обсуждении исключительно ядерных вопросов.

Прошедший год оставил свой отпечаток на этих отношениях. В апреле состоялись несколько раундов переговоров, и в мае президент США Дональд Трамп выразил надежду на скорейшее заключение соглашения. Однако накануне следующего раунда Израиль начал атаки на Иран. Это привело к 12-дневной войне, во время которой США присоединились к Израилю, нанеся удары по трем ядерным объектам Ирана в операции, названной «Полночный молот».

После этих событий Иран утверждал, что остановил обогащение урана. Сначала переговоры планировались в Стамбуле с участием других стран Ближнего Востока, но Иран настоял на переносе их в Оман и проведении в двустороннем формате, чтобы сосредоточиться исключительно на ядерных вопросах.

Сейчас иранские СМИ указывают, что эти переговоры являются лишь первым этапом длительного дипломатического процесса. Они должны сосредоточиться на «общих темах» и определении дорожной карты для дальнейших встреч, а не на деталях соглашений. Арагчи отметил, что Иран вступает в переговоры «с открытыми глазами и четким воспоминанием о прошлом годе».

Несмотря на военные удары и предупреждения о региональной войне, президент Трамп отдает предпочтение дипломатии, хотя Государственный департамент США продолжает призывать своих граждан немедленно покинуть Иран из-за возможных перебоев со связью и авиасообщением.

Оман часто выступает посредником в региональных конфликтах, что делает его логичным выбором для проведения этих сложных переговоров. США и Иран ранее уже проводили переговоры в Омане 12 апреля, а затем в Италии 19 апреля, с третьим раундом снова в Омане через неделю. Эти встречи направлены на достижение мирного соглашения по ядерной программе, однако отсутствие соглашения по повестке дня добавляет неопределенности в их перспективы.

Госсекретарь Марко Рубио ранее заявлял, что Вашингтон беспокоит не только ядерная программа Ирана, но и его разработка баллистических ракет и поддержка различных парамилитарных формирований на Ближнем Востоке, а также «отношение к собственному народу». Эти вопросы добавляют значительной сложности к переговорам, поскольку Тегеран настаивает на ограничении повестки дня только ядерными аспектами.

Президент США Дональд Трамп заявил, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи должен быть «обеспокоен» возможностью американских ударов, если переговоры завершатся ничем.

«Иран вступает в переговоры с открытыми глазами и четким воспоминанием о прошлом годе», – отметил министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи, слова которого цитирует Al Jazeera.

Дальнейшее развитие событий остается непредсказуемым, но эти переговоры в Маскате являются ключевым моментом в сложных отношениях между США и Ираном, которые могут определить будущее региональной стабильности и судьбу иранской ядерной программы.

Источник материала
loader
loader