Сильно расстроимся: чего ждать от госпроекта «Большое строительство»
Сильно расстроимся: чего ждать от госпроекта «Большое строительство»

Сильно расстроимся: чего ждать от госпроекта «Большое строительство»

«Не про асфальт и бетон».

«Большое строительство» называют президентским проектом – инициировал его глава государства.

Но главным разработчиком был экс-премьер Алексей Гончарук, который уволился 4 марта, через три дня после его старта.

Составленные им планы остались в силе, но со временем их немного подкорректировали.

По версии правительства Гончарука, в течение 2020 года должно быть построено более 100 школ, 100 детских садов, 100 стадионов, 200 новых приемных отделений больниц и 4 тыс.

км дорог.

Сейчас в планах «Большого строительства» сказано, что до начала 2021-го будут сданы в эксплуатацию 6,5 тыс.

км дорог, 142 школы, 117 детских садов, 212 отделений экстренной медицинской помощи, 570 медамбулаторий, 122 спорткомплекса по всей стране.

В пояснении к проекту уточняется, что строительство и реконструкция объектов основываются на принципах энергоэффективности и высокого качества, инклюзивности и нацеленности на каждого украинца как клиента.

Как составляли планы? В каждой области определили и согласовали с Министерством развития общин и территорий перечень объектов, которые будут построены или отремонтированы в течение года.

В приоритете - дороги к опорным школам и больницам.

Проект реализуется на бюджетные средства, средства Государственного фонда регионального развития, средства из местных бюджетов.

«Вся ответственность за своевременный старт строительства будет на председателях ОГА.

«Большое строительство» - это не про асфальт или бетон.

Это о новом качестве жизни украинцев! Времени на «раскачку» нет - должны работать быстро, качественно и скоординировано, - говорил накануне старта проекта экс-премьер.

- Через пять лет мы должны привести к хорошему состоянию значительную часть основных дорог общенационального значения.

Как это делать - мы уже знаем, финансирование - есть, поддержка на центральном уровне - есть.

Поэтому, если кто-то со своими задачами не справится, будем принимать кадровые решения».

«Кадровое решение» вскоре настигло самого тогдашнего главу Кабмина.

Но проект не остановили.

«Долгие годы в нашей стране существовал так называемый успешный стартап, благодаря которому некоторые чиновники построили себе не одно имение.

Этот стартап называется ямочный ремонт.

Он должен уйти в прошлое.

Мы говорим о строительстве и капитальном ремонте дорог.

В общем объеме работ они должны составлять не менее 80%», - заявил еще в марте президент Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ.

Сейчас в Кабмине заверяют, что ради «Большого строительства» впервые в истории Украины создана единая карта страны, на которую нанесены все важные инфраструктурные объекты – это нужно для того, чтобы составить четкий перечень тех из них, которые необходимо построить или отремонтировать в первую очередь.

Всего их 150 тысяч.

В приоритете - приемные отделения экстренной медпомощи, детские сады, школы, медучреждения и спорткомплексы.

Каждый подрядчик этого проекта, согласно закону «О публичных закупках», избирается через электронную систему Pro.

Конечной целью проекта названо полное и масштабное обновление инфраструктуры Украины, включая дороги и социально важные объекты.

То есть, он задуман для реализации не за один год.

Но пока четких планов на 2021-й - нет.

Однако в проекте госбюджета на следующий год объем финансирования «Большого строительства» предполагается на уровне 150 млрд грн.

В этом году только ремонт и строительство дорог, с учетом 35 млрд грн, «переброшенных» с одобрения народных депутатов из Covid-фонда, обойдется в 105,6 млрд грн.

Это - средства только из госбюджета.

Ждем октября.

В Минрегионе создано специальное мобильное подразделение - мониторинговая группа, проверяющая объекты строительства по этой программе.

Последние данные таких проверок озвучены в июле текущего года.

Согласно им, было проверено 64 объекта в 9 областях.

Уже завершено запланированное строительство на 32 объектах: это 11 школ, 14 дошкольных учебных заведений, 7 спортивных заведений.

До 1 сентября 2020 должны были закончить работы более чем на 70 объектах.

А к концу третьего квартала, то есть, до 1 октября, будут проверены все школы, детские сады и спортивные сооружения, входящие в программу «Большое строительство».

Возможно, даже активнее, чем эта мониторинговая группа, объекты проекта инспектирует президент Зеленский.

Только за последние две недели он побывал на стройках в пяти областях: Харьковской, Сумской, Житомирской, Хмельницкой и Одесской.

И, кстати, по словам народного депутата-мажоритарщика Сергея Колебошина, в то время как на Одесчине областная и центральная власть возводят новую инфраструктуру, местные политики на этом пиарятся, перед выборами размещая собственную политическую рекламу о том, что якобы все строится благодаря им.

Но верит ли кто-то агитационным бордам?.

Сырьевая база.

От песка до гранита.

В рамках национального проекта «Большое строительство» Госслужба геологии и недр подготовила 79 участков с залежами полезных ископаемых, необходимых для строительства дорог.

«Во время встречи с «Укравтодором» его представители предоставили Госгеонедрам перечень приоритетных автодорог, в соответствии с планом строительства на 2020-2021 годы, а также определили области, где ощутим дефицит песка и строительного сырья для производства щебня.

Это бутовый камень, гранит, мигматит, гнейс, лабрадорит», - рассказал глава Госгеонедр Роман Опимах.

По его словам, все участки находятся в пределах 80 км до определенных проектом дорог, имеют утвержденные соответствующие стандарту запасы для строительства дорог местного и общегосударственного значения.

Они находятся в пяти областях: Кировоградской, Полтавской, Харьковской, Николаевской и Днепропетровской.

Восстановить код.

В 2021 году в рамках «Большого строительства» планируют восстановить 100 культурных объектов.

«В следующем году частью национального проекта «Большое строительство» станет восстановление 100 культурных объектов, - заявил министр культуры Александр Ткаченко.

- Впервые за 30 лет независимости мы реально сможем восстановить историко-культурное наследие, которое, порой, в критическом состоянии - заброшенное и полуразрушенное.

И эти объекты являются кодом нашей нации.

Сохранение их подлинности и духа - наша ответственность, наполнение новым содержанием - наш долг перед будущими поколениями».

В перечень войдут объекты, которые объединят всю страну.

В частности, это могут быть Острожский замок в Ровенской обл.; Национальный художественный музей Украины в Киеве; Национальный историко-культурный заповедник «Качановка» в Черниговской обл.; Бережанский замок в Тернопольской обл.; Харьковский национальный академический театр оперы и балета им.

Лысенко; Дворец Потоцких в Одессе; Подгорецкий замок во Львовской обл.; Национальный заповедник «Хортица» в Запорожской обл.; Николаевская астрономическая обсерватория, одна из старейших обсерваторий Восточной Европы, основанная в 1821 году.

Разбросанные пазлы.

- Каждая власть старается перед выборами преподнести свою обычную рутинную работу как нечто особенное.

И сейчас мы видим обычный пиар под местные выборы.

Думаю, что когда закончатся выборы, то о проекте перестанут говорить, о нем вообще забудут.

По большому счету, там никакого проекта-то и нет.

Ведь каждый год на строительство дорог выделяют достаточно большие деньги, выделяют их и на строительство и реконструкцию различной социальной инфраструктуры.

Если примерно сравнить суммы, которые выделяли раньше и выделяют сейчас, то разницы практически нет.

То есть, в гривнах она немного есть, но если перевести в доллары, то разницы может и не быть.

Кстати, что касается сравнительного анализа строительства инфраструктуры в прошлые годы и сейчас, то сделать его невозможно: там большой хаос, все пазлы разбросаны.

Ведь, например, строительство некоторых школ, сданных в эксплуатацию 1 сентября, было начато очень давно.

Как это считать: что в этом году построено, или - в течение нескольких лет? Да еще надо учесть, что часть строительства финансируется государством, часть - местными бюджетами, часть - за счет субвенций, часть - по линии различных Европейских программ.

Все это собрать воедино нереально.

Но справедливости ради надо сказать, что идея эта вообще очень хорошая, да и в преддверии местных выборов - отличный пиар.

А все могло быть иначе, но при одном условии: если бы, затевая этот проект, поменяли систему, убрали монополиста-заказчика и запустили рыночные условия по строительству дорог.

Но таких изменений нет, все осталось по-старому и, скорее всего, коррупция тоже никуда не делась.

Не исключено, что потом могут начаться скандалы - ведь асфальт, как всегда, скорее всего, начнет сходить с дорог вместе со снегом.

И весной, после разбирательств, снова будут выделять деньги на ремонт.

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Точка зрения.

Цена прозрачности.

- Многие задаются вопросом – оправдает ли себя проект «Большое строительство»? Давайте немного подождем, ведь сейчас еще рано говорить об этом.

Сейчас мы только знаем то, что задекларировано.

А результаты будут зависеть, как минимум, от наличия средств и от эффективности менеджмента.

Но, в целом, идея - правильная.

Ведь надо активизировать экономику, поскольку у нас идет провал инвестиций, инвестиционная активность резко уменьшилась.

Местные бюджеты ограничены из-за ситуации с коронавирусом.

Поэтому такие активизирующие проекты очень важны сейчас.

Иногда появляется информация о том, что в «Большое строительство» вписывают проекты, которые и без того были запланированы на этот год.

Но мне кажется, что с учетом нынешней ситуации, если таким образом, внедряя проект, эти объекты удалось спасти от того, что они могли стать долгостроями из-за урезания финансирования, - то это само по себе уже позитивно.

Ведь у нас был секвестр (пересмотр финансирования и урезание некоторых расходов.

– Ред.), - многие недострои могли быть заморожены.

И никакого криминала нет в том, что некоторые из них попали в государственный проект.

И не стоит сопоставлять то, что делается сейчас, с теми периодами, когда был рост экономики, когда была уверенность в инвесторах и была положительная динамика частных инвестиций.

Когда говорят, что эта программа – пиар, я бы уточнил, что не пиар, а коммуникация.

Нынешняя власть пришла на волне коммуникационного подъема, но на таком уровне коммуникация с людьми не была продолжена.

А она нужна.

Позитивно и то, что проект достаточно прозрачен, поскольку все необходимые процедуры выполняются.

Хотя, насколько я знаю, это даже не на пользу делу в том плане, что за счет проведения тендеров затягивается время начала работ.

Возможно, нехорошо и то, что в этих конкурсах выигрывают, как правило, не украинские компании.

Что поделаешь, если они предлагают более выгодные условия? Но, таким образом созданные, благодаря «Большому строительству», рабочие места достаются не нашим соотечественникам.

Значит, это - плата за прозрачность и оптимизацию.

Ярослав Жалило, доктор экономических наук, замдиректора Национального института стратегических исследований.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой.

На пороге Великой депрессии?.

По прогнозу ООН, из-за пандемии коронавируса мир приближается к экономическому кризису, который можно сравнить разве что с Великой депрессией 1930-х годов.

В докладе сказано, что принятых мер поддержки граждан во время пандемии недостаточно.

«Еще 176 миллионов человек могут впасть в нищету, если использовать базовый уровень бедности в 3,2 доллара США в день.

Это эквивалентно увеличению уровня бедности на 2,3 % по сравнению со сценарием без COVID-19», - заявил представитель ООН Оливье де Шуттер.

Он призвал государства предпринять более решительные меры для борьбы с нищетой и неравенством, так как в нынешней ситуации, по его мнению, серьезный кризис неизбежен, а его последствия серьезно повлияют на все человечество.

Уже сейчас, по словам Шуттера, многие семьи по всему миру израсходовали все свои резервы и находятся в бедственном положении.

Проект «Большое строительство», возможно, со временем станет одним из социальных антикризисных проектов, который дал бы дополнительные рабочие места.

«Если мы говорим обо всем проекте с финансированием 75 млрд грн, то это 150 тыс.

рабочих мест, созданных в нашей и смежных отраслях, со средней зарплатой 16,5 тыс.

грн», - заявил на первых этапах реализации «Большого строительства» глава «Укравтодора» Александр Кубраков.

Но пока нет статистики ни о количестве созданных мест, ни о том, сколько из них досталось нашим гражданам.

ua в Telegram.

Джерело матеріала
loader
loader