Экс-исполнительный директор "Нафтогаза" может стать министром энергетики
Экс-исполнительный директор "Нафтогаза" может стать министром энергетики

Экс-исполнительный директор "Нафтогаза" может стать министром энергетики

Его главная цель — позиционирование в публичном поле и дальнейшая капитализация собственного реноме для политической деятельности, пишет Lenta.UA.

Как стало известно из информированных источников, бывшего исполнительного директора НАК «Нафтогаз» Юрия Витренко рассматривают в качестве кандидата на пост министра энергетики. 

Бывший исполнительный директор НАК «Нафтогаз», позиционирующий себя как защитник национальных интересов Украины на мировых энергетических рынках, оказался на деле амбициозным «политиком», который приписывает себе успехи коллективной работы и перекладывает неудачи на партнеров. Как заявляет сам Витренко, на своей должности в 2017-2018 годах он вместе с командой выиграл арбитраж с «Газпромом» — судебный спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» о пересмотре газовых контрактов между странами. Тогда Россия требовала от Украины погасить $11 млрд долга за газ, но суд проиграла. Однако на деле эффективность Витренко не нашла подтверждения, пропорционального заявленному количеству медиа-сообщений об успехах.

Транзит газа

Юрий Витренко, будучи советником председателя правления НАК «Нафтогаз України» Евгения Бакулина в 2007 году,  в пику тогдашнему руководителю департамента ценообразования «Нафтогаза» Андрею Коболеву заявил, что спасет государственную компанию от банкротства перед международными кредиторами путем повышения для «Газпрома» ставки транзита за газ от $5 до $9 за 1000 куб.м на 100 километров.  Чистую выгоду от ставки 9,5 долларов за 1000 кубометров на 100 километров Витренко определял в 2 миллиарда долларов. Однако, в действительности после переговоров в январе 2018 года ставка была повышена всего до $1,7. 

В материале для "Зеркала недели" в январе 2008 года Витренко обосновывал свои расчеты тем, что стоимость долговых обязательств (евробондов и двухсторонних кредитов) для "Нафтогаза" с 2004 года постоянно нарастала. Рыночная стоимость долговых обязательств "Нафтогаза" выросла до 20% в 2008 году против 14,25% в 2007 году. При этом ставка стоимости капитала в 2007 году в среднем составляла 16%. Во время "тучного десятилетия" 2000-ых, когда на мировых рынках украинские производители металла получали высокие прибыли, только одно подорожание металлопродукции на 140% в 2003-2004 годах "тянуло" за собой повышение транзитных ставок на 50%. В итоге в 2008 году вину за переговорный провал уже уволившийся к тому времени Витренко возложил на бывшего главу НАК «Нафтогаз» Олега Дубину.

Подобная история повторилась и в 2019 году, когда на переговорах с «Газпромом» возглавляемая Витренко украинская команда «простила» российскому монополисту иск на 12,2 млрд долларов в обмен на пятилетний контракт до 2024 года.

«Увеличение добычи» 

Программа по добыче голубого топлива «Украина 20/20» оказалась невыполненной. Если в 2018 году добыча газа составила 15,5 млрд куб. м, то в 2019 году она не дотянула и до этого показателя, застыв на отметке 14,9 млрд куб.м. вместо запланированных 18,2 млрд куб.м. Какая доля ответственности за срыв программы лежит на Витренко, а какая на неблагоприятной мировой конъюнктуре, вызванной глобальным экономическим спадом и падением цен на углеводороды, остается вопросом. 

Следует отметить, что нынешней команде удалось остановить падение: за 9 месяцев добыча составила 10 млрд куб.м - почти столько же, сколько в 2019 году (разница 0,5%). Однако этот факт не снимает ответственности с Витренко, в результате бездействия которого решение правительства по разработке шельфа было получено только в этом году, и компания только сейчас приблизилась к подписанию соглашений о разделе продукции (СРП) по четырем участками. 

При этом отметим, что частная добыча газа в Украине, согласно отчету НБУ, выросла на 18%. 

В августе 2019 года в интервью «Экономической правде» Витренко указал на загвоздки с наращиванием объемов добычи своей подчиненной позицией в переговорах между бывшим главой «Укргаздобычи» (2015-2019)  Олегом Прохоренко и иностранными членами Наблюдательного совета директоров «Нафтогаза».  

«Переговорные позиции согласовывались правлением и наблюдательным советом "Нафтогаза" в тот момент, когда он состоял из трех британских джентльменов, работавших в лучших мировых нефтегазовых компаниях на протяжении десятков лет», - отмечал Витренко, представляя себя координатором, а не руководителем программы «Украина 20/20».

Все вышеизложенное позволяет сделать выводы, что главная цель господина Витренко — это позиционирование в публичном поле и дальнейшая капитализация собственного реноме для политической работы. Реальных персональных успешных управленческих примеров работы господин Витренко продемонстрировать не может.

Фото: Юрий Витренко, "Страна"

 

Джерело матеріала
loader
loader