Будущее космической отрасли Украины: возможно ли оно
Будущее космической отрасли Украины: возможно ли оно

Будущее космической отрасли Украины: возможно ли оно

Какое будущее в космической отрасли Украины. Коллаж: "Комментарии" / Дмитрий Романюк

Недавним запуском спутника “Сич-2-30” Украина впервые за 11 лет напомнила о своём статусе космической державы. “Комментарии” попробовали объективно разобраться, есть ли у отечественной космической отрасли будущее.


От первого полёта в космос к первому выходу на рыночные рельсы


Сложно переоценить потенциал, который достался Украине после развала СССР. Благодаря приборам таких отечественных предприятий как харьковский “Коммунар” и киевский “Арсенал” стал возможен первый полёт человека в космос на ракете “Восток”, а уже многие годы не выбывающие из рейтинга топ убыточных предприятий страны “Южмаш” и ОКБ “Южное” в свое время с успехом проектировали и строили одну из самых мощных для своего времени одноступенчатых баллистических ракет Р-12. 

На момент провозглашения независимости Украины на нашей территории оставалось 130 предприятий ракетно-космической отрасли промышленности, включая конструкторские бюро, различные отраслевые НИИ, производственные объединения, испытательные центры, на которых работало 200 000 высококвалифицированных специалистов. С распадом СССР отпала и острая необходимость в увеличении и сбережении доставшегося от него по наследству огромного ракетно-ядерного потенциала (почти 200 МБР), на который по большому счёту и работала практически вся ракетно-строительная отрасль бывшей союзной республики, а вместе с этим начали возникать проблемы с финансированием. Ведь до этого деньги шли из общего котла и суммы выделялись немалые. К примеру, только на содержание КБ “Южное” и ПО “Южмаш” в 1990 году было выделено 420 млн долл. 

Для выхода из ситуации пришлось срочно переходить на рыночные рельсы с прицелом на превращение Украины в одного из ключевых игроков на мировом космическом рынке. К чести тогдашнего топ-менеджмента отрасли с поставленной задачей он справился неплохо — кроме создания уникальной космической аппаратуры в последующие 20 лет была с успехом реализована большая часть разработанных ещё при Союзе ракет-носителей “Зенит-2” и её модернизаций, “Днепр” (конверсии знаменитой ракеты Р-36М “Сатана”) и “Циклон-3. Каждый 10-й запуск в мире не обходился без их непосредственного участия, что надолго обеспечило нашей стране место в пятёрке космических держав. 

Всего до 2011 года в космос было запущено около 238 спутников в интересах 19 стран. Благодаря наработкам 80-х годов в области постройки и запуска спутников выпускалось несколько типов космических аппаратов: метеорологический “Океан-О”, платформы для орбитальных станций “АУОС”, оптический “Микрон” и и несколько национальных проектов, о которых поговорим немного позже. В общей сложности за первые 20 лет независимости было выведено в космос 64 космических аппарата отечественного производства. Причём заказчиками зачастую выступали ведущие страны мира — США, Великобритания, Германия, Япония и т.д. В 2007 году украинским специалистам удалось выиграть первый международный тендер, по итогам которого был подписан контракт с Египтом на постройку аппарата для дистанционного зондирования земли КА Egyptsat-1, создание для него наземного комплекса управления и подготовку персонала. 


Почему спутник “Сич-2-30” лучше чем ничего


Несмотря на то, что с помощью Украины в космос за всю историю независимости для других государств было запущено около трёх сотен искусственных спутников, чисто национальные проекты можно пересчитать на пальцах одной руки (если не считать 2 полулюбительских наноспутника размером с кофемолку). Это первый украинский искусственный спутник наблюдения за поверхностью планеты с орбиты “Сич-1”, выведенный на орбиту на заре независимости в 1995 году и проработавший вплоть до 2001-го; его логическое продолжение -“Сич-1М”, способный получать информацию в оптическом, инфракрасном и микроволновом диапазонах, отправленный в космос вместе с опытным образцом микроспутника “Микрон” десятью годами позднее; “Сич-2” (модифицированная версия Egyptsat-1), который в 2011-м то ли из-за некачественных комплектующих, то ли из-за проблем при расстыковке смог проработать на орбите чуть больше года и, наконец, его доработанный брат-близнец “Сич-2-30”, с помпой запущенный 13 января на носителе Илона Маска Falcon 9 с мыса Канаверал в США. 

По словам руководителя ГКАУ Владимира Тафтая, космический аппарат должны были отправить в космос в самом конце года в честь 30-летия Независимости (отсюда и цифра 30 в названии), но не успели всего на несколько дней из-за планов SpaceX. Украинскому бюджету он обошёлся в 250 миллионов гривен. Четверть из них была потрачена на запуск. 

Назначение у новой “Сичи” такое же как и у её предшественников — сугубо гражданское — мониторинг использования земель, растительности, лесных и водных ресурсов в течение ближайших 5 лет. Для военных целей аппарат не обладает достаточным разрешением камеры, не может производить съёмку сквозь облака и вообще успел изрядно морально устареть за последний десяток лет. С другой стороны, благодаря этому запуску будет отлажена работа обрабатывающего информацию персонала и нового наземного комплекса управления полётами в Хмельницкой области, построенного взамен Евпаторийского ЦУПа в аннексированном Крыму. Есть также надежда на частичную самоокупаемость проекта. Ведь по словам экспертов, ежегодно наша страна тратит около 35 млн гривен на приобретение чужих спутниковых снимков. Впрочем, сильно очаровываться тоже не стоит: мир за последние 10 лет изменился и сегодня наличие хотя бы одного государственного спутника — норма, а не достижение. Собственными КА уже давно могут похвастать такие страны как Коста-Рика, Бутан, Кения, Непал, Судан, Эфиопия, Руанда и Гватемала.

“Сич-2-30” — это лучше, чем ничего и гораздо лучше, чем печально известный телекоммуникационный спутник “Лыбидь”. Эта дорогостоящая игрушка, пылящаяся сейчас где-то на складе в Красноярском крае, обошлась Украине в сумму свыше 225 млн долларов. 


Потеря рынков и туманные перспективы отечественного ракетостроения


С середины 90-х годов предприятия украинской космической отрасли приняли активное участие в разработке нескольких международных проектов. Это совместные американо-российско-украинские проекты коммерческих запусков различных модификаций южмашевских ракет “Зенит” с плавучего космодрома в Тихом океане (“Морской старт”) и с космодрома “Байконур” (“Наземный старт”). В общей сложности с помощью “стартов” было запущено порядка 40 ракет. Последний “Зенит” поднялся с “Байконура” в 2017 году, предварительно пролежав на складе с 2014 года, а что касается тихоокеанских запусков, то в 2019 году российская компания S7 Space (владелец космодрома “Морской старт”) аннулировала заказ на изготовление 12 ракет-носителей у “Южмаша” и сейчас занимается разработкой собственного носителя "Союз-7SL". 

Украинские ракетостроители задействованы в строительстве американской одноразовой ракеты-носителя типа Antares. В зоне их ответственности — изготовление топливных баков и пневмогидравлической системы первой ступени. Также наши соотечественники поставляют двигатели РД-843 для третьих ступеней лёгких ракет-носителей Vega, которые строит Европейское и Итальянское космические агентства. Монтирование украинских РД именно в третью ступень ракеты не случайно — она сгорает уже в космосе, а для атмосферы Земли используемое там топливо по нынешним временам считается слишком токсичным. Хотя европейцы время от времени и грозятся заменить украинские двигатели на более экологичные метановые “движки” собственной разработки, всё же пока продолжают заказывать их у “Южмаша”. Впрочем, разработка собственного РД уже ведется и на ракеты нового поколения Vega Evolution вместо продукции днепровского предприятия планируется ставить двигатель М10. Испытания его упорной камеры, распечатанной на 3D принтере, прошли ещё в прошлом году, а к 2025 году планируется поставить его производство “на конвейер”. Не очень радостная новость для наших ракетостроителей, которые пока могут противопоставить новым технологиям технологии прошлого века на базе советских баллистических ракет. К сожалению, на сегодня линейка новых ракет от КБ “Южного” класса “Маяк” существует только на бумаге и в качестве красивых 3D визуализаций. 

Обладая полным циклом создания ракет носителей, Украина в ввиду своего географического положения никогда не имела собственного космодрома (что оказалось бы очень кстати в условиях конфликта с Россией). Частично решить эту проблему мог бы совместный украино-бразильский проект с задействованием космодрома в Алькантаре, запущенный в далёком 2003 году. Самая близкая в мире к линии экватора стартовая площадка на севере атлантического побережья Бразилии и “Циклон-4” — модификация отлично зарекомендовавшей себя лёгкой-ракеты носителя “Циклон-3”(5 неудачных пусков из 122-х). Казалось бы, что здесь могло пойти не так? В идеале обе страны получали именно то, чего им не хватало. Украина — космодром, Бразилия — доступ к космическим технологиям. Согласно первоначальным договорённостям, первый коммерческий запуск должен был состоятся уже в 2006 году, однако реальное финансирование началось только после проведённых в обеих странах президентских выборов 2010 года. Примерно к тому же моменту закончились предварительные испытания двигателя для третьей ступени. 

Спустя 5 лет Бразилия в одностороннем порядке разорвала контракт, сославшись на массу причин, включая проблемы с финансированием, отношения между странами и общие сомнительные перспективы проекта. По одной из неофициальных версий они сделали это под политическим давлением со стороны РФ, хотя, не исключено, что бразильцы просто устали ждать. “Южмаш” в свою очередь заявил о понесённых убытках в размере 806 млн долларов — почти в 3 раза больше, чем вложили коллеги по ту сторону Атлантики. 

Попытка найти нового инвестора в 2017 году увенчалась успехом. Им оказалась канадская компания-стартап Maritime Launch Services, которая по счастливому стечению обстоятельств была открыта буквально за несколько месяцев до заключения контракта с Украиной. Ожидается, что к 2023 году канадская сторона построит космодром в коммуне Кансо провинции Новая Шотландия и сможет оттуда запускать украинские ракеты “Циклон-4М” — “гибрида”, состоящего из первой ступени “Зенита-2”, а также разгонного блока и обтекателя так и не взлетевшего в Бразилии “Циклона-4”. Правда, MLS получила разрешение на строительство только в прошлом году, да и готовность украинской стороны не совсем ясна. Говорить о каком-то прогрессе по красивой анимации и новостям о двустороннем обмене делегациями достаточно сложно.  


Интересно, что первый год существования компании Maritime Launch Services её генеральным директором числился Джон Изелла — специалист с 35-летним опытом инженера и бизнесмена в космической отрасли, долгое время проживавший в Украине и плотно сотрудничавший  КБ “Южный”. Немного позже он уже фигурировал как один из руководителей компании Trident Defence, принадлежащей украино-американскому бизнесмену Максиму Полякову, а в последнее время Изелла задействован в ещё одном проекте всё того же Полякова — частной аэрокосмической компании Firefly Aerospace в качестве директора по международному развитию. Так что опасения канадских СМИ о том, что за MLS могут стоять “неназванные предприниматели из Украины” вполне имеют основания.

Уроженца Запорожья, а по совместительству инвестора и филантропа с образованием акушера-гинеколога Максима Полякова уже успели окрестить украинским Илоном Маском, особенно после того, как “молодой да ранний” венчурный предприниматель приобрёл в 2017 году обанкротившуюся накануне Firefly Aerospace — компанию с испытательным центром в Техасе и опытом сотрудничества с именитыми SpaceX, Virgin Galactic и Blue Origin. Как простой парень из семьи инженеров из “Хартрона” пришёл к такому успеху достаточно запутанная история, в которой нашлось место для онлайн-казино, скандального дейтинг-сервиса от Together Networks, “кидков” иностранных партнёров (по мнению ряда СМИ) и напряжённой и самоотверженной работы в IT-сфере по словам самого Полякова. Гораздо важнее другое — в планах Firefly была полноценная загрузка “Южмаша” заказами. Так, в 2019 году днепровскому заводу был предложен контракт на несколько сот ракетных деталей общей стоимостью в 15 млн долларов. Кроме того, в 2018 году компанией был открыт в Днепре собственный научно-исследовательский центр со штатом в 150 сотрудников, а на горизонте уже маячили новые контракты с NASA и SpaceX. 

Звучит отлично, но прошедший 2021-й выдался для Firefly Aerospace и её нового владельца не особо удачно. В сентябре вследствии неудачного запуска была взорвана в небе “дебютная” ракета Firefly Alpha стоимостью 75 млн долларов, а прямо накануне нового года американское правительство заставило Максима Полякова продать свою долю в компании Firefly Aerospace из опасений, что ценными аэрокосмическими технологиями завладеет Россия. Так что пока дальнейшая судьба всех его начинаний неизвестна.


Статус космической державы, который нужно ещё подтвердить


Украина ещё не полностью растратила свои космические возможности и до сих пор может похвастать собственной школой ракетостроения и производственными мощностями. Наша страна пока номинально участвует в лунной программе NASA (3D визуализацию и макет посадочного модуля КБ “Южное” привозило в Дубаи на Dubai Airshow 2019), а в Кабмине даже поговаривают об интеграции в программу освоения Марса. Об этом упоминал министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский. Однако стоит посмотреть правде в глаза: мощный поток международной заинтересованности в нашем космическом потенциале, бивший ключом ещё 20 лет назад, превратился в тоненький ручеёк сравнительно небольших заказов в виде отдельных агрегатов для американской ракеты Antares и двигателя для европейской Vega. Рассчитывать на космопорт MLS в Канаде ещё рановато, а постройка собственного где-нибудь в полях Херсонщины пока реализована только на словах. 

Дело ухудшает коррупция в отрасли и отсутствие систематической борьбы с ней. Космос — дело достаточно ресурсоёмкоё, что превращает его в настоящий клондайк для нечистого на руку топ-менеджмента. “Распил” миллионов долларов на постройке “Циклона-4”, постройка КБ “Южным” на бумаге ракетного комплекса “Сапсан” за 200 млн гривен — каждым из этих эпизодов вплотную интересовалась Генпрокуратура. Однако виновные в столь крупных хищениях так и не были найдены.  

После 2014 года Украина потеряла 80% своего космического рынка. Тяжёлый удар, от которого до сих пор не удалось оправиться. С другой стороны, не наблюдалось и особого желания со стороны правительства что-либо исправить или хотя бы попробовать переориентировать отрасль на другие рынки. С тех пор на посту главы Госкосмагентства успело смениться 11 человек, но это количество, судя по всему, так и не удалось превратить в качество. Принятая 7 лет назад стратегия космической деятельности 2015-2022 за вычетом запущенного в последний момент КА “Сич-2-30” была благополучно провалена. Ни заявленные спутники “Лыбидь” и “Лыбидь-2”, ни уже почти готовая “Сич-2М” и следующая за ней “Сич-3”, ни научно-технологический космический аппарат "Ионосат" — ничего из этого так и не было выпущено. Точно так же, как так и не появившиеся новые образцы двигателей на разных видах топлива, описанные в документе. 

Новая программа развития космической отрасли Украины на 2021-2025 годы с бюджетом в 40 млрд грн ещё более амбициозна и помимо всего прочего предусматривает развёртывание в космосе сети из 7 космических аппаратов собственной разработки. Остаётся надеятся, что хотя бы половину из запланированного удастся выполнить, а космическая отрасль наконец-то перестанет быть коррупционной воронкой и начнёт зарабатывать деньги, а не приносить ежегодно государству по 800 млн гривен убытков. Если этого не произойдёт сейчас, то к 2030 году о статусе космической державы можно будет только вспоминать.

Ранее интернет-портал "Комментарии" сообщал о техно-итогах-2021: какие гаджеты, роботы и космические технологии удивляли нас в прошлом году. 


Читайте Comments.ua в Google News

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы первыми узнать о самых важных событиях!


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Теги за темою
Космос
Джерело матеріала
loader
loader