12 февраля 2002 года вступил в силу Рамочный протокол к Конвенции о правах ребенка о вовлечении детей в вооруженные конфликты (принят Генеральной Ассамблеей ООН в мае 2000 года). Этот день – призыв к совместным действиям против практики вовлечения несовершеннолетних в военные действия, а также поддержка детей, лишенных нормального детства из-за вооруженных конфликтов на родине. Многие международные организации активно выступают против использования детей в качестве солдат. В частности, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная амнистия, Terre des hommes, Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Сотрудничество этих организаций можно охарактеризовать аббревиатурой DDR – Disarmament, Demobilization, Reintegration (разоружение, демобилизация, реинтеграция).
В 2008 году дети и подростки организовали кампанию по сбору красных (кровавых) отпечатков рук. Более 250 тысяч отпечатков были собраны в 101 стране мира и представлены тогдашнему Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну 12 февраля 2009 года бывшими детьми-солдатами из Колумбии и Кот-д’Ивуара вместе с молодыми активистами из Германии с призывом остановить использование детей в качестве солдат.
Сейчас больше всего детей воюет в Сомали, в Демократической Республике Конго, Руанде, Уганде, Судане, Кот-д'Ивуаре, Мьянме, Филиппинах, Колумбии, Палестине. В общей сложности более 17 стран мира официально принимают детей в армию. Несовершеннолетних вербуют и включают в состав разных бандформирований, воюют они и на стороне проправительственных сил. Обычно их учет не ведется, поэтому очень трудно подсчитать общее число малолетних воинов. По приблизительным подсчетам эта «детская армия» состоит из более чем 250 тысяч человек. Они вооружены, средний возраст бойцов – 10-12 лет, треть из них – девочки. Более или менее умело обращаться с АК-47 ребенка можно научить за 40 минут, но после этого ему уже никто и никогда не вернет детство.
События дня:
В этот день, в 1939 году, в Закарпатье состоялись первые выборы в Сойм Карпатской Украины.
Как известно, после распада Австро-Венгерской империи, входившее в ее состав Закарпатье отошло к Чехо-Словацкой республике.
В октябре 1938 года пражский парламент принял конституционный закон об автономии Карпатской Украины, после чего Чехо-Словакия превращалась в федеративное государство чехов, словаков и карпатских украинцев. К власти автономной Карпатской Украине пришло правительство, возглавляемое Августином Волошиным. По его инициативе была создана политическая организация закарпатского населения – Украинское национальное объединение (УНО), ставившая целью создание суверенного государства.
В конце концов, в воскресенье, 12 февраля 1939 года прошли выборы в Сейм. Сам день выборов был достаточно спокойным. Большинство населения после воскресной литургии по призыву священников пошли на избирательные участки для волеизъявления. В результате партия УНО набрала 92,4% голосов избирателей.
Уже через месяц, в ночь с 14 на 15 марта, в условиях оккупации Закарпатья Венгрией, Сейм принял историческое решение: провозгласил независимую Карпатскую Украину. Тогда же парламентом была принята конституция, определившая название государства – Карпатская Украина, государственное устройство – президентская республика, государственный язык – украинский. Тогда же были определены Государственный герб (медведь на левом красном полуполе и четыре синих и три желтых полосы в правом полуполе и трезуб с крестом на среднем зубе), Государственный флаг – желто-голубой флаг и Гимн – песня «Ще не вмерла Украина». Президентом Карпатской Украины был избран Августин Волошин.
Однако 18 марта 1939 года венгерские войска полностью оккупировали Карпатскую Украину, которая, как независимая страна, просуществовала всего несколько дней.
12 февраля 2014 года, во время Революции Достоинства, активисты занялись укреплением баррикад в центре Киева, которые из-за потепления таяли. Для перестройки снежных баррикад на Майдан привезли 17 грузовиков с песком.
В этот день в прокуратуре Киева сообщили, что производства по экс-заместителю секретаря СНБО Владимиру Сивковичу, экс-главе КГГА Александру Попову и бывшему начальнику киевской милиции Валерию Коряку за превышение полномочий при разгоне Евромайдана 30 ноября были закрыты решением суда.
В Генеральной прокуратуре Украины заявили, что на 12 февраля под контролем майдановцев находятся 6 административных зданий, в которых расположены органы власти и самоуправления. Это областные администрации в Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской областях, Киевская городская госадминистрация, Сокальская районная администрация во Львовской области и сессионный зал Полтавского областного совета.
Кроме того, во исполнение Закона об амнистии прокуратурой было внесено ходатайство об смягчении мер пресечения 43 арестованным участникам акций протеста. Всего за время действия этого закона, мера пресечения была смягчена 180 лицам.
В Украину с двухдневным визитом прибыл тогдашний Еврокомиссар по расширению и Европейской политике соседства Штефан Фюле. В тот же день он встретился с лидерами оппозиции, а после обеда – с Януковичем. Также во время визита Фюле встречался с ранеными митингующими. Еврокомиссару провели экскурсию по Майдану. Он призвал власти прекратить преследование активистов и начать расследование избиения майдановцев и применения пыток правоохранителями. Визит Штефана Фюле стал третьим за прошедший месяц.
12 февраля тогдашний глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу в интервью Reuters заявил, что введение санкций против Украины со стороны ЕС на нынешнем этапе может привести к негативному эффекту. По словам Баррозу, он лично предупредил Януковича, что если ситуация ухудшится, то ЕС не будет стоять в стороне.
12 февраля 2015 года были утверждены Минские соглашения (Минск – 2).
В этот день на саммите в Минске после многочасовых переговоров Нормандской четверки был утвержден Комплекс мер, направленных на имплементацию сентябрьских Минских договоренностей (Протокол от 5 сентября 2014 года и Минский Меморандум от 19 сентября 2014) с целью деэскалации вооруженного конфликта. Документ подписали: Ангела Меркель (Германия), Франсуа Олланд (Франция), Петр Порошенко (Украина), Владимир Путин (РФ). Кроме того, была принята Декларация лидеров Украины, Франции, Германии и РФ.
"Комплекс мер по выполнению Минских соглашений" предусматривал немедленное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины; отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния с целью создания зоны безопасности; эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвод тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ; освобождение всех заложников; безопасный доступ, доставка, хранение и распределение гуманитарной помощи среди гражданского населения. Кроме того, предполагалось восстановление социально-экономических связей между оккупированными территориями и остальной частью Украины; восстановление банковской системы; восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины по всей зоне конфликта; вывод всех иностранных вооруженных формирований; военной техники, а также наемников с территории Украины под надзором ОБСЕ.
17 февраля 2015 года Совет Безопасности ООН в своей резолюции 2202 (2015) о ситуации на востоке Украины единогласно одобрил «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Совбез ООН призвал все стороны на Донбассе соблюдать режим прекращения огня при любых обстоятельствах. Вопросы выполнения всех составляющих Минских договоренностей занимается Трехсторонней контактной группой по проведению переговоров и урегулированию ситуации на Донбассе.
В этот день родились
В Украине…
Анатолий Кралицкий (1835-1894), украинский священник-василианин, литератор-прозаик, этнограф, историк, фольклорист, журналист, общественный деятель; один из закарпатских «будителей» второй половины ХІХ в.
Учился в монастырских школах и Ужгородской духовной семинарии. С 1858 работал учителем, а с 1869 и до конца жизни – игуменом Мукачевского Свято-Николаевского монастыря, где собрал большую библиотеку. Михаил Драгоманов посылал ему этнографические и фольклорные материалы и сборники. Кралицкий вел переписку с Яковом Головацким и Иваном Франко, поддерживал связь со многими деятелями науки и культуры, среди которых Антон Будилович, Федор Езбера, Алексей Петров, Корнило Сушкевич, Измаил Срезневский, Михаил Раевский, печатался в разных изданиях Будапешта, Вены, Киева , Львова, Москвы и Санкт-Петербурга На основе анализа исторических источников А. Кралицкий отстаивал мнение, что закарпатские украинцы - наследники крещения Владимира Руси-Украины.
В честь Анатолия Кралицкого в Ужгороде и Мукачево названы улицы, а в селе Чабыны, где он родился, ему поставлен памятник.
Лесь Мартович (1871–1916), украинский писатель и общественно-культурный деятель.
Доктор права (окончил Львовский университет; правда, диплом доктора получил только за два года до смерти); работал помощником адвоката в городках Галичины. Активно участвовал в крестьянском движении, был членом Русско-украинской радикальной партии. Редактировал газеты «Хлебороб», «Общественный голос».
Литературную деятельность начал со стихотворений в 1889 году. Первый рассказ опубликовал на средства Василия Стефаника в Черновцах (писатели были сверстниками и дружили). «Малая» проза Мартовича представлена новеллами, рассказами и очерками, проникнутыми то добродушным юмором, то язвительной иронией, едким сарказмом. «Мартович очень пристальный наблюдатель галицкого народа, – отмечал Иван Франко, – причем он одарен незаурядным юмористическим талантом. Как никто другой, умеет он заметить в жизни нашего народа ту иронию фактов, которая заставляет человека все свое поведение проявлять в совершенно ином свете, чем он есть на самом деле. К тому же его стиль насквозь оригинален, легок и далек от любого шаблона».
Писатель выступал и с публицистическими статьями. Написал правоведческий труд «Реформы закона о браке». В 1966 году основан литературно-мемориальный музей Леся Мартовича в с. Торговицы Городенковского района Ивано-Франковской области, где в семье крестьянина-бедняка и родился писатель.
Василий Коссак (1886–1932), украинский актер, певец (тенор) и режиссер.
Принадлежал к известной украинской семье музыкальных и театральных деятелей: Брат композитора, дирижера и педагога Михаила Коссака, актрис и певиц Екатерины Рубчаковой и Марии Костов-Коссаковны, актрисы Антонины Дяковой. Муж актрисы Ирины Коссак.
В 1904-1932 годах работал в театрах Западной Украины. В 1904–1914 и эпизодически в 1923–1924 годах выступал в оперной группе театра Общества «Русская беседа». В 1915 руководил театром миниатюры и сатиры во Львове. Руководил своими музыкально-драматическими труппами: в 1919-1924 годах – «Украинская театральная дружина в Коломые», с 1929 года – «Украинский театр имени Михаила Старицкого в Стрые»; также был в них режиссером и солистом. В 1925-1927 годах работал в «Украинском театре» Иосифа Стандика.
Анатолий Петрицкий (1895–1964), украинский художник театра и книги.
В 1912-1918 гг. учился в Киевском художественном училище. Был учеником Василия Кричевского. Параллельно учился в студии Александра Мурашко. Экспонировать свои работы начал с 1914 года. В 1916 году состоялся его дебют как театрального художника. Главный художник Молодого театра Леся Курбаса (1917-1919). Оформил большинство спектаклей театра.
Был главным художником Первого государственного драматического театра УССР и Украинской музыкальной драмы в Киеве. Занимался художественным оформлением книг и журналов. Входил в литературные объединения «Белая студия» (1918) и «Фламинго» (1919). В 1927 году был одним из основателей (вместе с писателями Гео Шкурупием, Дмитрием Бузько, Леонидом Скрипником, Алексеем Полторацким, Алексеем Влизько и художником Вадимом Меллером) футуристической организации «Новая генерация».
Альбом "Театральные костюмы Петрицкого" был в библиотеке Пикассо. Александра Экстер пользовалась им, преподавая основы композиции в Современной академии искусств Леже в Париже.
Подробнее о Петрицком тут: https://kyivdaily.com.ua/petrickiy/, смотреть работы тут: https://gloria-ma.livejournal.com/238304.html
Юрий Мушак (1904-1973), украинский переводчик, педагог, литературовед, доцент Львовского университета.
Родился в бойковском селе Брезе (ныне Ивано-Франковская область). С детства имел феноменальную память и за свой талант был зачислен в Долинскую гимназию, где запомнился тем, что выучил наизусть на древнегреческом всю «Одиссею» и декламировал ее на многих торжествах. Окончив Львовскую гимназию и отделение классической филологии Венского университета, преподавал украинский язык и латынь в Тернополе. Во время немецко-советской войны преподавал во Львовской духовной семинарии. С осени 1944-го работал во Львовском национальном университете имени Ивана Франко на кафедре украинского языка, с 1946-го – старшим преподавателем, с июля 1971-го – доцентом Львовского университета (кафедра классической филологии): бывало, на его занятиях студенты пели на латыни в интерпретации преподавателя «Розпрягайте, хлопці, коні» и другие песни, даже стрелецкие.
Впервые перевел на украинский язык с древнегреческого басни Эзопа (1961), а также фрагменты философских произведений Гераклита, «Поэтику» Аристотеля (в соавторстве с Иосифом Кобовым), отдельные произведения Платона, Плутарха, Теренция, Петрония, многих других греческих и римских, а также латиноязычных авторов в частности, Феофана Прокофьевича и «Исповедь» Августина.
Василий Яременко (1932), украинский филолог, профессор.
Окончил Великосорочинское педагогическое училище (1951) и филологический факультет Киевского педагогического института (1956-1961). Там же окончив аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию «Творчество Бориса Гринченко».
Благодаря неутомимости профессора Яременко обновлены имена Юрия Дрогобыча, Павла Русина, Мелетия Смотрицкого… Двухтомник «Золоте слово», составленный Василием Васильевичем, куда вошло эпистолярное наследие Киевской Руси, до сих пор не имеет аналогов, как и четырехтомник «Слово многоцінне», в котором представлена литература ренессанса и барокко с середины XV по XVIII век.
Василий Васильевич большую работу провел по реабилитации и очищению от идеологического заиливания образов Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Павла Грабовского, Бориса Гринченко, Анны Барвинок, Григория Чупринки, Александра Олеся, Василия Симоненко, Вячеслава Чорновила… В своих научных работах, предисловиях, выступлениях он возвращает мастерам слова подлинность, изначальную цельность.
…и в мире
Чарлз Роберт Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель, основатель учения об историческом развитии органического мира.
Автор знаменитой монографии «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь», в которой изложено его учение о развитии живой природы. Дарвину принадлежит много трудов по зоологии, ботанике, геологии и т.д.
Лу Андреас-Саломе (1861-1937) немецкая писательница, психоаналитик, одна из самых легендарных и загадочных фигур конца XIX – начала ХХ в.
Родилась и до 20-х годов жила в Петербурге, затем уехала за границу. Общалась с Фридрихом Ницше, была близкой подругой Райнера Марии Рильке, поддерживала товарищеские отношения с Фрейдом. Написала книгу "Эротика", которая была в свое время европейским бестселлером. Автор повестей «Руфь», «Феничка», сборников рассказов «Дети человеческие», «Переходный возраст», «Час без Бога», романа «Ма», писем и воспоминаний.
Эжен Атже (1857-1927), французский фотохудожник, пионер городской фотографии.
Происходил из семьи бедных ремесленников, в пятилетнем возрасте осиротел, воспитывался бабушкой и дедушкой. Со второй попытки вступил в 1879 году в Консерваторию драматического искусства, в 1885 году принят в труппу передвижного театра, но из-за болезни вынужден был покинуть актерскую профессию. Начал заниматься живописью, графикой и фотографией; с 1888 года снимал повседневную жизнь Парижа до масштабной перестройки, запланированной и начатой бароном Османом. Он фотографировал с исключительной ясностью деталей, создавая графическую летопись истории на основе субъективного и поэтического видения. Иногда критики называют его Уолтом Уитменом фотографии. Некоторые фотографии Атже выполнял по заказу. Для французского Архива он сделал серию документальных фотографий исторических построек Парижа. В 1927 году Музей исторических памятников Парижа приобрел 8000 негативов Атже.
Считается, что труды Атже популяризировали сюрреалисты. Творческое наследие и архив фотохудожника были сохранены благодаря усилиям Ман Рэя (известный французский и американский художник, фотограф, режиссер) и Беренис Эббот (американский фотограф, одна из первых женщин-фотографов). В 1927 году, сразу же после смерти художника они выкупили архив (несколько десятков тысяч снимков и негативов) и вывезли в США. В 1968 году Нью-Йоркский музей современного искусства приобрел собрание работ Атже из архива Беренис-Эббот. Об Атже написан биографический роман "Атже и Беренис" (1987). Нельзя также не упомянуть и Вальтера Беньямина с его известным эссе «Краткая история фотографии» (1931), в котором он рассматривает Атже как предшественника сюрреалистической фотографии, фактически делая его представителем европейского авангарда. Фраза Эжена Атже о том, что «Хорошая фотография – как хорошая собака: немая, но красноречивая» - известна всем.
Франко Дзеффирелли (1923-2019), итальянский режиссер, художник, продюсер, сценарист.
Был актером и ассистентом Лукино Висконти, с которым работал над картинами «Земля дрожит», «Самая красивая» и «Чувство». С 50-х гг. ХХ ст. ставил драматические и оперные спектакли в Италии и за рубежом. В кинорежиссуру вернулся в 1965 году. Известным стал благодаря киноверсиям опер: «Богема» (с солистами миланского театра «Ла Скала»), «Травиата» (с Терезой Стратас и Пласидо Доминго в главных партиях) и т.д. Почти каждый театральный, кино- или оперный проект Франко Дзеффирелли был создан под знаменитую диву. Он ставил спектакли для Марии Каллас, Анны Маньяни (музы Росселини и Висконти), Джульетты Симионато (партнерши и подруги Марии Каллас). Дзеффирелли открыл Джоан Сазерленд, превратив ее из австралийской провинциалки с хорошим голосом в окровавленную менаду, заставив метаться по сцене в сцене безумия Лючии в опере Доницетти в Ковент-Гарден. Сама Каллас пришла за кулисы – поздравить дебютантку. В тех же мизансценах уже Дама Британской империи Сазерленд завершила свою карьеру в начале 90-х. У Дзеффирелли снималась и Элизабет Тейлор, блестяще сыграв в его голливудской экранизации шекспировского «Укрощение строптивой» (1967).