Как передаёт Укринформ, об этом сообщает пресс-служба НБУ.
Целью этого шага - защита прав потребителей и других лиц путем обеспечения ответственного отношения со стороны кредитодателя, нового кредитора либо коллектора.
Несмотря на принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите потребителей при урегулировании просроченной задолженности» («коллекторский закон») свыше года тому назад, Национальный банк продолжает получать обращения от потребителей о действиях финансовых учреждений и коллекторских компаний, которые содержат признаки нарушения законодательства Украины.
Кроме того, вопрос урегулирования просроченной задолженности остается самым распространенным из обращений клиентов небанковских финучреждений. Для усиления и однозначной трактовки норм «коллекторского закона» совместно с участниками рынка были разработаны дополнительные требования по этическому поведению.
В частности, детализируются отдельные процедурные вопросы, вводится запрет на получение согласия потребителя на обработку данных его телефонного справочника и журнала звонков с целью урегулирования просроченной задолженности. В то же время, потребители либо другие лица имеют право фиксировать неправомерное взаимодействие, которое может быть передано в Национальный банк и использовано при проверке соблюдения требований по этическому поведению.
Кроме того, урегулирован вопрос передачи данных третьих лиц, не являющихся поручителями, имущественными поручителями или наследниками. Если потребитель предоставляет персональные данные третьих лиц, в частности близких, это не означает их непосредственное согласие на взаимодействие. Они должны предоставить такое разрешение самостоятельно.
Также уточнены нормы по личным встречам с потребителем либо другими лицами. Такие встречи должны проходить добровольно после получения отдельного согласия на проведение каждой такой встречи. Встречаться по месту работы – запрещено. Под запрещение также попал ряд некорректных практик, которые были выявлены Национальным банком в процессе рассмотрения обращений граждан.
Эти и другие требования утверждены постановлением Правления Национального банка Украины от 4 августа 2022 года № 170 "Об утверждении Положения об установлении дополнительных требований по взаимодействию с потребителями финансовых услуг и другими лицами при урегулировании просроченной задолженности (требований по этическому поведению)" и вступают в силу 5 августа 2022 года.
Как сообщал Укринформ, в апреле 2021 года Президент Украины Владимир Зеленский подписал Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины о защите потребителей при урегулировании просроченной задолженности" № 1349-ІХ. Документ призван защитить должников от действий недобросовестных коллекторов.