Архитектура безопасности не сработала.
Президент Владимир Зеленский в среду, 3 августа, в традиционном видеообращении вновь раскритиковал международную архитектуру безопасности.
Так он прокомментировал локальные вспышки конфликтов по всему миру.
"На днях в нашем информационном пространстве и в соцсетях очень много сообщений о конфликтных ситуациях и угрозах, которые есть в других географиях.
Сначала - Балканы, затем - Тайвань, теперь может быть Кавказ … Все эти ситуации кажутся разными, хотя их объединяет один фактор, а именно: глобальная архитектура безопасности не сработала.
Если бы сработала, не было бы всей этой конфликтности", - сказал президент.
По словам Зеленского, на этот факт Украина обращает внимание не только 161 день после начала полномасштабной войны, а уже годами.
"С тех пор, как Россия полностью проигнорировала международное право, интересы человечности как таковой", – отметил он.
Глава государства уверен: сейчас украинцы делают очень важное дело для всех в мире.
Они объединили свободный мир не просто вокруг своей борьбы за свободу, а вокруг понимания, как хрупка свобода каждого народа в Европе и в других частях мира.
"Эту хрупкость можно защитить только совместными действиями, и чтобы это работало в долгосрочной перспективе, должна быть эффективная архитектура глобальной безопасности, гарантирующая, что ни одно государство больше никогда не сможет прибегать к террору против другого государства", - заявил Зеленский.
Действительно, в последние несколько недель по всему миру начались вспышки замороженных конфликтов.
Это вполне может привести и к ядерной войне: например, в борьбе за Тайвань могут столкнуться две ядерные сверхдержавы: США и Китай.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш выразил мнение, что сейчас "время ядерной опасности, которой не было со времен разгара холодной войны" - и за это получил порцию критики от секретаря СНБО Алексея Данилова.
"Такой цинизм.
28 июля ООН принимает фундаментальное решение - резолюцию о праве каждого человека жить на чистой планете.
И здесь они через 5 дней делают заявление, что мир стоит на пороге ядерной катастрофы", - сказал он.
Секретарь СНБО отметил, что все международные институции должны выполнять свои функции, чего, к сожалению, не соблюдают ООН.
ООН - на выход?.
Как уже было сказано выше, ООН давно подвергается критике за свою практически бездеятельность - стандартная фраза "выражаем глубокую обеспокоенность" давно стала восприниматься как насмешка и шутка.
Однако последний случай с убийством военнопленных стал новым витком российско-украинской войны и причиной шквала критики в сторону ООН.
Напомним, 29 июля произошел обстрел (или внутренний взрыв) в колонии в Еленовке Донецкой области, где содержались украинские пленные.
Погибли более 50 человек.
В разведке считают, что убийство украинских пленных в Еленовке Донецкой области организовали наемники ЧВК "Вагнера".
ВСУ, Минобороны, СБУ и омбудсмен Украины требуют, чтобы ООН и МККК, выступавшие гарантами жизни и здоровья украинских бойцов, направили своих представителей в колонию.
Однако международные организации не спешили реагировать на убийство украинских военнопленных.
Омбудсмен Дмитрий Лубинец рассказывал, что в первые дни после трагедии ООН даже не выходила на связь.
Правда, в четверг, 4 августа, Антониу Гутерриш заявил, что международная организация хочет запустить миссию для установления фактов гибели защитников в оккупированной Еленовке Донецкой области.
Это - самое страшное военное преступление, рассказал в телемарафоне военный эксперт Валерий Рябых.
Мир имеет дело с государством-террористом, которое в то же время является членом ООН с правом вето.
"Одним из решительных действий должно быть участие международных организаций, представителей всех структур, в компетенцию которых входит расследование подобных преступлений.
А уже по факту этого преступления, а также по сумме фактов и других преступлений, совершенных государством-агрессором и террористом в Украине в этом году, и в предыдущие годы, и не только в Украине, но и на территории других стран, это должно привести все же до принятия решения об исключении этого государства и выведении его за пределы системы цивилизованных международных отношений", - считает Рябых.
ООН давала Украине много обещаний, однако мало из них выполнила, рассказал в эфире СМИ политолог Николай Давыдюк.
Это касается не только теракта в Еленовке: также ООН обещала безопасность при вывозе украинского зерна, однако в первые же часы после подписания договора Россия ударила по одесскому порту, где лежало зерно.
"Вопрос к ООН – не хотят ли они почистить, например, Совбез, и не хотят ли сделать так, чтобы Россия не могла блокировать решения против себя?", - говорит Давидюк.
Эксперт предположил, что ООН необходимо ввести своих миротворцев на территорию Украины.
Однако РФ заблокирует подобное решение, поэтому есть два варианта: либо исключение России из Совбеза и ООН или переформатирование самой Организации.
Однако надежд на исключение РФ мало, говорит в СМИ политолог Олег Саакян.
Он убежден, что в конце концов архитектура организации, как и в целом архитектура безопасности мира, будет пересмотрена.
Организация либо реформируется, либо вообще прекратит свое существование и сменится чем-нибудь другим.
"Очевидно, что ООН создана в 20 веке - под те риски, под ту ситуацию.
В "Холодной войне" она могла себя проявлять более-менее эффективно.
А сегодня - это инструмент прошлого", – объяснил Олег Саакян.
Подобное мнение выразил и политолог Борис Тизенгаузен.
Эксперт отмечает, что структуры, созданные в прошлом веке, уже не отвечают или не могут адекватно реагировать на гибридные угрозы, которые происходят уже в этом веке.
"Структуры сильно инертные, инструментарий - ограничен, и, собственно, диктаторы этим и пользуются.
Они понимают, что кроме осуждения или каких-то санкций ничего им больше не грозит, и они спокойно реализуют свои имперские амбиции", - говорит эксперт.
По его мнению, бессмысленно делать трансформацию старых структур.
Нужно создавать новые структуры с новым уставом и инструментарием.
"Я сомневаюсь, что даже с измененным уставом можно решать современные конфликты.
Пример тому Сирия, Украина.
Здесь нужен жесткий формат структуры, например, оборонный военный союз из нескольких государств.
Причем желательно, чтобы одна из стран, входящая в этот союз, была ядерной", - говорит Борис Тизенгаузен.
Валерия Шипуля.