В Украине хотят ликвидировать Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК) и вместо них создать другую структуру для установления инвалидности. С подобной инициативой выступил глава комитета Верховной рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования Михаил Радуцкий. Почему власть хочеть убрать МСЭКи и кто будет заниматься вопросами людей с инвалидностью – выяснял "Апостроф".
Медицинское наследие прошлого
Медико-социальные экспертные комиссии (правопреемники советских врачебно-трудовых экспертных комиссий) созданы в Украине в 1992 году. Они являются специальными учреждениями в системе здравоохранения, и проводят медико-социальную экспертизу лицам, обращающимся для установления инвалидности.
Изначально структура была довольно громоздкая. В состав МСЭК входили не менее трех специализированных врачей (в зависимости от того, какая рассматривается инвалидность), специалист по реабилитации и психолог. Кроме того, там были представители Минздрава, Минсоцполитики, Фонда социального страхования, Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью, Пенсионного фонда Украины, а также органов государственной службы занятости.
"Сейчас в комиссиях по-разному – где пять, где семь, а может и меньше. Точной цифры нигде не значится, нет какой-то обязательности. При этом уже довольно давно в МСЭК только врачи, представителей социальных структур, к сожалению, нет. А ведь они подготовлены статистически по проблемным вопросам жизнедеятельности людей с определенными нозологическими формами заболеваний. Они знают социальную составляющую жизни этих людей", – рассказывает "Апострофу" председатель объединения "Союз лиц с инвалидностью Украины", заместитель директора Хмельницкого отделения Фонда социальной защиты лиц с инвалидностью Анатолий Савчук.
Впрочем, бывает и такое, что в медико-социальных экспертных комиссиях – вообще один человек. И при этом их работа вызывает довольно много нареканий.
"Люди иногда довольно долго ходят в МСЭК, чтобы получить инвалидность, и бывает, что получают ее только за деньги. А потом вообще абсурд – надо ежегодно подтверждать инвалидность, инвалидам всех трех групп. А что, за год нога отрастет? Но если пропустить комиссию, инвалидность могут снять по умолчанию. Соответственно, человек лишается пенсии по инвалидности", – рассказывает "Апострофу" бывший зам главврача Киевского ожогового центра, глава благотворительного фонда "Крылья победы" Виктория Крамаренко.
Правда, вопрос подтверждения инвалидности касается, конечно же, не всех лиц с инвалидностью. В многих случаях, когда, например, у человека нет ноги, руки, МСЭК дает ему инвалидность пожизненно.
Переход к международному опыту
Первые попытки реформирования по сути советской системы МСЭК начались еще шесть лет назад. Существует Международная классификация функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая была одобрена в 2001 году всеми 191 членами Всемирной организации здравоохранения. В Украине было решено взять ее за основу.
"Международная классификация отличается от МСЭКов тем, что оценивает потерю функциональности, а не просто устанавливает группу инвалидности. МКФ рассматривает человека не с точки зрения медицинского диагноза, а с точки зрения его потенциала к восстановлению утраченного функционирования, его потребностей. Определяет, что можно сделать, чтобы помочь человеку вернуться в обычную жизнь", – рассказывает "Апострофу" Михаил Радуцкий.
27 декабря 2017 года правительство своим распоряжением №1008-р утвердило план мероприятий по внедрению в Украине МКФ. А 23 марта 2018 года Министерство здравоохранения приказом №552 поручило Днепропетровской медицинской академии, Украинскому институту стратегических исследований МОЗ, Украинскому НИИ медико-социальных проблем инвалидности и Винницкому национальному медицинскому университету к концу года разработать четкие критерии установления инвалидности на основе принципов МКФ. Возникает вопрос – почему реформирование системы по установлению инвалидности продолжается так долго?
"Внедрение МКФ – это сложная и комплексная реформа, которая будет вестись с переходным периодом. Процесс перехода на МКФ во многих странах продолжался годы, а иногда и десятки лет, – поясняет Михаил Радуцкий. – У нас первые результаты уже есть в сфере реабилитации, более системные изменения – в методологии экспертных оценок, моделях предоставления и финансирования услуг, цифровизации (внедрение цифровых инструментов будет способствовать детенизации и прозрачности, быстроте прохождения процедур, связанных с установлением инвалидности). Но полноценный запуск всех составляющих реформы будет продолжаться до 2025 года включительно".
От комиссии – к команде
26 мая 2023 года Кабмин своим распоряжением №483-р утвердил план мероприятий по изменению оценки потребностей и механизма их обеспечения для лиц с ограниченными возможностями. Главный пункт которого – формирование индивидуального реабилитационного плана междисциплинарной командой с использованием МКФ.
"Вместо медико-социальных экспертных комиссий теперь будут междисциплинарные реабилитационные команды, которые в своей работе станут руководствоваться национальным классификатором (он утвержден еще в апреле 2022 года приказом Минэкономики №810-22), являющимся украинской адаптацией Международной классификации", – рассказывает "Апострофу" член комитета медицинского и фармацевтического права НААУ Юлия Миколаец.
На первый взгляд, какая разница: была комиссия – стала команда. А "междисциплинарные" означает, что в новой структуре будут разные специалисты. Но не произойдет ли так, что просто изменится название, а суть останется прежней?
"Действительно, команда – это группа врачей, но там принципиально разные функции. МСЭК направлены на установление определенного факта: человек – инвалид. А мультидисциплинарные команды будут преследовать в первую очередь цель реабилитации", – говорит Юлия Миколаец.
Но как для человека с инвалидностью будет выглядеть на практике процесс реабилитации по-новому? Ведь и в нынешней системе предусмотрена та же реабилитация. Другое дело, как она работает.
"После выхода из реанимационного периода в медицинском учреждении человеком начинает заниматься мультидисциплинарная команда, происходит оценка его функциональных возможностей и прогноз по их восстановлению и компенсации. Такую же оценку осуществляет социальный работник. Результаты оценок автоматически обрабатываются электронной системой, подбирающей услуги для человека из разных сфер деятельности, в соответствии с его потребностями. После согласия человека на получение услуг информация отправляется к их представителям. Например, если у человека большая потеря функциональности, и он не сможет сам себя обслуживать, такие услуги будут включать социальную службу, сотрудник которой будет приходить и помогать ему. Если же человек потерял функциональность, влияющую на работу, где он работал, подключается Минобразования и предлагает новую образовательную программу, которая поможет человеку приобрести другие навыки. Работает служба занятости – для того, чтобы предложить новые места работы. Условно говоря, незрячий человек может работать в колл-центре, инвалид-колясочник – шить и так далее", – говорит Михаил Радуцкий.
По его словам, все нововведения будут касаться тех, кто стал инвалидом уже после ликвидации МСЭК. Мол, закон обратной силы не имеет. То есть каких-то новых "переаттестаций" не будет. Тем более, одна из задач реформы – минимизировать время на определение и получение услуг и выплат, уменьшить количество документов, а также количество контактов с поставщиками государственных сервисов.
Шило на мыло?
Насчет того, будут ли при новой системе ежегодные комиссии для подтверждения инвалидности – пока неясно. Но для каких-то категорий их точно не будет.
"Если человек действительно имеет признаки инвалидности, то не нужно ни первой, ни второй, ни третьей группы", – говорит Михаил Радуцкий.
Действительно – что тут подтверждать, если человек незрячий или без руки?
"Но если кто-то адаптируется, работает (а это огромный стимул для выздоровления), болезнь может отступить. Тогда, возможно, нужна комиссия", – предполагает врач Виктория Крамаренко.
По ее мнению, главное, чтобы новая структура не превратилась в старую, в плане коррупции: "Необходим контроль, нужно трясти этих крыс, которые давали инвалидность за деньги".
И вот тут подходим к главному. Если дело только в вопросе коррупции – так может просто надо в этой области навести порядок? А не создавать новую структуру, которая тоже вполне возможно, со временем станет коррупционной? Ведь средств на реабилитацию в новой структуре не прибавится.
Как рассказывает "Апострофу" Светлана Фомина, руководитель реабилитационного центра "Донбас-Прикарпаття" (центр базировался в Краматорске, но переехал в Ивано-Франковск): "Реабилитационные мероприятия сейчас проводятся за государственный счет, и в будущем в этом отношении вряд ли что-то изменится. То есть денег фактически как не было, так и не будет".
"Относительно МКФ – я только за. Но меня смущает отсутствие дорожной карты этой реформы, отсутствует обнародованная последовательность осуществления шагов этой реформы", – говорит председатель "Союза лиц с инвалидностью Украины" Анатолий Савчук.
А нынешняя система худо-бедно, но работает.
"Я еще в марте прошлого года из Харькова вырвался во Львов, никаких медицинских документов с собой не было. Десять дней пролежал в больнице, врачи по электронной базе данных все выяснили, еще удивлялись – у вас 20 лет диабет, а вы до сих пор инвалидность не оформили? Ну я собрал все необходимые документы, сдал анализы, подал на комиссию. Ждал, правда, три недели – была большая очередь, но в назначенный день все прошло четко. Зашел, в кабинете председатель комиссии, и три врача. Председатель что-то спросил уточняющее, я потом вышел и подождал час-два, ждал заключения. Получил, оформил пенсию, через месяц начал ее получать", – рассказывает "Апострофу" инвалид III группы Андрей Барков.
Одним словом, затея с внедрением новой системы для установления инвалидности - сомнительная. Тем более, что старую можно просто подправить. Было бы желание и деньги... на реабилитацию.
Впрочем, до ожидаемого внедрения МКФ – почти 1,5 года. Мало ли, могут и передумать. Кстати, как признался министр здравоохранения Украины Виктор Ляшко, для замены МСЭК на новую систему реабилитации и адаптации необходимо внести изменения в 19 законов и 49 подзаконных актов.