"Клуб белого бизнеса" - какие преимущества он имеет.
18 июня Верховная Рада приняла закон №11084 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогового администрирования во время военного положения для налогоплательщиков с высоким уровнем добровольного соблюдения налогового законодательства" или, другими словами, закон о "клубе белого бизнеса".
Заместитель главы финансового комитета ВР Ярослав Железняк в Телеграме уточнил, что закон поддержали 263 народных депутатов.
Документ предусматривает следующее: если предприниматель соответствует простым и прозрачным критериям по уровню уплаты налогов выше среднего по отрасли и выше среднего по отрасли уровень заработной платы, налоговый контроль в виде проверок за ним не осуществляется.
Налогоплательщики, включенные в Перечень, будут получать следующие преимущества:.
мораторий на документальные проверки, сокращение сроков камеральной и документальной проверок в целях бюджетного возмещения - 5 календарных дней, индивидуальные налоговые консультации в течение 5 календарных дней, за налогоплательщиком закрепляется комплаенс-менеджер, с которым плательщик сможет взаимодействовать в частности с использованием средств дистанционной связи, в том числе в режиме видеоконференции.
Налогоплательщик на свой запрос в пятидневный срок имеет право получить сведения об имеющейся у контролирующего органа налоговой информации, которая может свидетельствовать о налоговых рисках в деятельности налогоплательщика, а также консультацию по устранению таких рисков.
Железняк добавил, что правка о возможности бронирования до 25% сотрудников для предприятий "клуба белого бизнеса" не была поддержана.
Закон пока не вступил в силу, его должен подписать Президент Украины Владимир Зеленский.
Вместе с тем он может ветировать документ.
Как попасть в "клуб белого бизнеса"? В блоге на LIGA ZAKON Эльмира Шевченко, младший юрист Eterna Law, отмечает, что перечень таких плательщиков будет формировать налоговая и пересматривать ежеквартально.
Общим требованиям, которым одновременно должен соответствовать будущий "член клуба белого бизнеса" Закон определяет:.
отсутствие решения об отнесении налогоплательщика к рисковым (СМКОР); отсутствие НУР о нарушениях предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров в течение года; отсутствие долга на сумму более 51 тыс грн со дня возникновения которого прошло не более 30 дней; отсутствие нарушений в подаче отчетности и/или документов (сообщений), в частности, по КИК и финансовой отчетности; отсутствие задолженности по уплате ЕСВ; отсутствие у плательщика и/или его учредителей (участников)/конечных бенефициарных собственников примененных санкций, предусмотренных ЗУ "О санкциях"; отсутствие возбужденного производства по делу о неплатежеспособности юридического лица или ФЛП; отсутствие процедуры по прекращению субъекта хозяйствования; отсутствие у налогоплательщика и/или его учредителей (участников)/конечных бенефициарных собственников гражданства страны-агрессора, за исключением граждан получивших статус участника боевых действий после 14 апреля 2014 года; отсутствие среди учредителей (участников)/конечных бенефициарных владельцев субъекта хозяйствования лиц, местом жительства или местонахождением которых является страна-агрессор; отсутствие внесения изменений по основному виду экономической деятельности в ЕГР в течение последних последовательных 12 календарных месяцев.
Эксперт добавляет, что Законом нормированы и дополнительные требования для ЮЛ и ФЛП в зависимости от системы налогообложения предприятия (в частности относительно требований к уровню уплаты налогов, уровня начисления заработной платы, количества работников, резиденства в Дія Сити и т.
Субъект хозяйствования должен соответствовать одновременно всем дополнительным критериям для получения будущих преференций.
"Неоднозначная ситуация остается для ФЛП-плательщиков единого налога I группы, II группы, IV группы и ЮЛ-плательщиков единого налога I группы, II группы, ведь дополнительных критериев к отнесению их к плательщикам высокого уровня добровольного соблюдения налогового законодательства не установлено, что значительно ограничит право таких упрощенцев быть "членом клуба белого бизнеса", - отмечает она.
Дискриминация бизнеса.
На первый взгляд, инициатива действительно выглядит красиво, и поддерживается определенной частью бизнеса, отмечал еще в апреле Владимир Дубровский, старший экономист CASE-Ukraine, специалист Экономической экспертной платформы.
"Но если подумать глубже, идея не просто теряет свой блеск, но и оборачивается практически полной противоположностью.
Вместо того, чтобы оформить "новый общественный договор государства с бизнесом", как пишет главный инициатор, такой закон на самом деле поможет законсервировать текущую налоговую систему и ее конкретных исполнителей - азаровских налоговиков", - предупреждал Дубровский в блоге на ЭП.
Он объясняет, что сейчас фискальная политика в Украине работает по принципу "презумпции вины", заложенному в корпоративную культуру налоговиков еще при Азарове.
Мол, налоговиков учат, что они якобы защищают общественные интересы против хищных и жадных предпринимателей.
И как бы ни старался добросовестный плательщик выполнять законодательство, он все равно может быть обвинен в недоплате налогов с соответствующими последствиями, если только не "договорится" с налоговой, отмечает Дубровский.
"На фоне этого, создание "клуба белого бизнеса" не приведет к усилению доверия между бизнесом и налоговиками, более того, создаст еще большую сегрегацию предпринимателей, новые коррупционные схемы, и, главное - ослабит позиции бизнеса в борьбе за цивилизованные налоговые отношения",- уверен эксперт.
Поэтому в Украине целесообразно создавать не "клуб белого бизнеса" для избранных, а выравнивать поле игры для всех предпринимателей, отметил бизнес-омбудсмен Роман Ващук на пресс-конференции в Укринформ.
Он также отметил, что довольно часто налоговые органы видят налогоплательщиков скорее, как потенциальных нарушителей.
Конечно это не может не вызывать опасения и со стороны бизнеса.
По проведенному опросу Советом бизнес-омбудсмена, уровень доверия бизнеса в контексте налоговых проверок к региональным налоговым органам составляет 13,3%, а к центральному аппарату ГНС 18,9%.
Это не является общегосударственным опросом, однако все же является определенным показателем отношения бизнеса к налоговым органам.
"Как должно быть - это сервисность налоговых органов для прироста добровольных поступлений.
Также это возможность исправить невольные ошибки для исправных налогоплательщиков.
Фокус проверок должен быть нацелен на нарушителей с преступным умыслом",- акцентировал Ващук.
По мнению же экономического эксперта Юрия Гаврилечко, закон о "клубе белого бизнеса" нарушает Конституцию Украины и создает дискриминационные условия в бизнес-среде.
"Потому что таким образом складываются условия для дискриминации других видов хозяйствующих субъектов и инициатива идет от субъектов законодательной инициативы, что, на мой взгляд, недопустимо в принципе",- говорит эксперт в комментарии УНН.
В свою очередь, Андрей Длигач, украинский предприниматель, ученый и общественный деятель, в эфире Общественного интерактивного телевидения рассказал, что ждет бизнес после принятия закона №11084.
"Это закон об усилении коррупции, усиление дискриминации, усиление налоговой, уничтожение бизнес-культуры, бизнес-среды, бизнес-климата в Украине.
Негативные последствия от реализации этого закона пока сложно предсказать, но мы снова отбрасываем развитие бизнес-культуры на годы назад", - отмечает эксперт.
Валерия Шипуля.