Кадровый кризис в ВСУ и "оборонке" - какие есть варианты решений/В армии должно быть больше профессионализма и меньше политики
Кадровый кризис в ВСУ и "оборонке" - какие есть варианты решений/В армии должно быть больше профессионализма и меньше политики

Кадровый кризис в ВСУ и "оборонке" - какие есть варианты решений/В армии должно быть больше профессионализма и меньше политики

Российское давление на фронте только усиливается, а Силы обороны Украины все больше ощущают дефицит резервов и разбалансировку управления. Растет и количество политических назначений в Вооруженных силах, что размывает армию изнутри. Анализ проблем и поиск их решений стали основной темой программы Security Talks с Валентином Бадраком на телеканале "Апостроф TV".

Почему генералы бегут из армии?

С начала полномасштабной российско-украинской войны из рядов Вооруженных сил Украины через военно-врачебные комиссии (ВВК) уволился 41 генерал. По действующему закону во время военного положения генерал может быть уволен из армии только по одной статье - "по состоянию здоровья". Среди уволенных много молодых офицеров, которые сделали свою карьеру уже после аннексии Крыма в 2014 году.

Одной из причин массовых увольнений эксперты называют большую политику. В настоящее время ряд назначений командиров уже даже тактического уровня может происходить не согласно опыту и умению вести ими боевые действия, а в соответствии с лояльностью и уступчивостью политической верхушке, говорит капитан І ранга в запасе и стратегический эксперт компании "Соната" Андрей Рыженко.

"У нас получилось так, что где-то с определенных лет эти назначения начали не ограничиваться, скажем, начальником Генерального штаба, командующим видами, а это пошло ниже, ниже, ниже. Потом такая болезнь пошла с назначением нового руководства Вооруженных сил Украины. Вот приходит новый главком или начальник Генерального штаба и начинают назначаться новые командиры, лояльные", – говорит Рыженко.

Кадровый кризис в ВСУ и "оборонке" - какие есть варианты решений/В армии должно быть больше профессионализма и меньше политики - Фото 1 Андрей Рыженко Фото: Andrii Ryzhenko/Facebook

Быстрый рост молодых командиров и необходимость освободить место в штабах под лояльных людей и создает большой отток офицеров из ВСУ. При этом уволенным с командных должностей генералам и полковникам часто не могут найти другую работу, они месяцами находятся в распоряжении министра обороны и затем увольняются со службы через ВВК.

"Потому что их ставят в такие вот условия, часто политические. Опять же, вмешательство политических, скажем, вопросов в военное дело я считаю недопустимым. Однозначно, что задачи ставят политики, но они должны трансформироваться. Есть военный и политический вопрос – это военная стратегия. Потом оперативное искусство, план боя на тактическом уровне. Так оно идет", – подчеркивает Андрей Рыженко.

Между тем, по словам эксначальника Генерального штаба ВСУ Виктора Муженко, за последние годы произошли три большие волны увольнений командного состава из армии. Это подрывает управление и реформирование армии во время войны.

Есть случаи, когда генералам удавалось удержаться на службе после серии увольнений. К примеру, уволенные после отставки Валерия Залужного командующие ОК "Юг" Андрей Ковальчук и ОК "Запад" Сергей Литвинов получили должности в сфере военного образования и подготовки. Ковальчук возглавил Военную академию в Одессе, а Литвинов стал заместителем начальника Национального университета обороны в Киеве.

Кадровый кризис в ВСУ и "оборонке" - какие есть варианты решений/В армии должно быть больше профессионализма и меньше политики - Фото 2 Генерал-майор Андрей Ковальчук Фото: АрмияInform

Утрата опытных офицеров из состава ВСУ может стать одной из преград для украинской армии в противостоянии российской агрессии. Андрей Рыженко советует взглянуть на опыт стран НАТО, где практикуется "нелинейный" рост военного. Офицер на Западе за время своей службы занимает должности разного уровня и на разных направлениях военного дела. Это позволяет получить понимание процессов и действий на различных военных ступенях и эффективнее командовать и управлять вверенными ему подразделениями.

Рекрутинг как альтернатива мобилизации. Сработает ли?

В Минобороны уже несколько месяцев пытаются решить наиболее острые проблемы армии. Одним из важных достижений 2024 года стало внедрение в Украине системы рекрутинга и открытие рекрутинговых центров.

Уполномоченный по вопросам рекрутинга в Минобороны Алексей Бежевец в комментарии для программы Security Talks отметил, что на сегодняшний день центры рекрутинга украинской армии предлагают более 10 000 вакансий не только в ВСУ, но и в Нацгвардии, ГПСУ, СБУ и других воинских формированиях. При этом право коммуницировать в сети рекрутинговых центров получили все воинские части ВСУ.

"Право коммуницировать получили все части. Просто момент оформления - он разный для условно двух групп воинских подразделений. Одни - приоритетного комплектования – это все боевые части, все без исключения механизированные бригады ТрО, ССО, морская пехота, ДШВ. То есть условно боевые. … и остальные – обеспечение, то есть тыловые, которые для того, чтобы себе мобилизовать напрямую человека, им нужно дополнительно еще этих людей согласовывать с Генеральным штабом", - отметил Бежевец.

Сейчас регионами-лидерами по количеству обращений в центры рекрутинга являются Днепропетровская и Харьковская области, а также Киев. Количество обращений в настоящее время достигло почти 25 тысяч человек.

Кадровый кризис в ВСУ и "оборонке" - какие есть варианты решений/В армии должно быть больше профессионализма и меньше политики - Фото 3 Фото: АрмияInform

Но, чтобы люди активнее шли в армию, необходимо решить ряд неотложных проблем. В первую очередь, речь идет о переформатировании программ военной подготовки и трансформации учебных центров. К тому же, военные страдают от чрезмерной бюрократии как на фронте, так и в тылу, а также от отсутствующей прозрачной и эффективной социальной поддержки.

Не только армия: Украине не хватает специалистов в стратегической отрасли

Всего в Украине дефицит кадров составляет сейчас более 4 миллионов человек. Такую цифру приводит экс-замминистра экономики Украины в 2022-2024 годах, а ныне глава объединения ФРУ Дефенс Игорь Фоменко. По его словам, сектор ОПК не является исключением. За высококомпетентных и квалифицированных работников в настоящее время идет борьба даже внутри отрасли для того, чтобы их "отхантить" и привлечь на свои предприятия.

Кадровый кризис в ВСУ и "оборонке" - какие есть варианты решений/В армии должно быть больше профессионализма и меньше политики - Фото 4 Фото: Владимир Зеленский/Facebook

При этом украинский ОПК столкнулся с двумя генеральными проблемами в наборе кадров: мобилизацией и постоянными обстрелами, а значит, и постоянным риском для работников "оборонки". Игорь Фоменко предлагает достаточно радикальные решения, чтобы привлечь людей идти работать именно в оборонную промышленность:

"Мы предлагаем приравнять в правах работников оборонно-промышленного комплекса к тем людям, которые служат в Вооруженных силах Украины, в других воинских формированиях. Потому что они находятся в таких же рискованых условиях. И, если есть прилеты, есть погибшие или пострадавшие, они должны получать такие же социальные, материальные гарантии как и те, кто служит в составляющих сил безопасности обороны".

Критическая ситуация с кадрами в науке: какие решения МОН?

Одними из основ подготовки специалистов для промышленности и разработки и внедрения новых технологических решений являются образовательная и научно-исследовательская отрасли Украины. Не секрет, что отток кадров по этим направлениям один из самых больших. Так, по данным Института исследований научно-технического потенциала и истории науки НАН Украины, за последнее пятилетие количество молодых исследователей в Украине уменьшилось на 33,7%.

В настоящее время в Минобразования разработали новую методику аттестации научных учреждений и университетов, которая позволит получить лучшим из них дополнительное финансирование на закупку оборудования и поддержку собственных ученых. На это в 2025 году уже предусмотрено дополнительно 200 миллионов гривен.

Профильный заместитель министра образования и науки Украины Денис Курбатов отмечает, что новая методика аттестации полностью заменит устаревшую и неэффективную аттестационную процедуру, которая не давала понимания реальной эффективности научных учреждений.

"На самом деле, система государственной аттестации существовала и до этого много лет. В то же время, это была преимущественно формальная процедура. То есть научные учреждения проходили аттестацию, получали определенные баллы, получали определенные категории, но как правило около 90% из них - они получали самые высокие категории, которые соответствовали мировому уровню. Очевидно, это закрывало вопрос формально. Учреждение аттестовано – имеет сертификат, но, в то же время, это не давало никаких преференций тому или иному учреждению в зависимости от результатов аттестации", - подчеркивает Денис Курбатов.

Кадровый кризис в ВСУ и "оборонке" - какие есть варианты решений/В армии должно быть больше профессионализма и меньше политики - Фото 5 Денис Курбатов Фото: Denys Kurbatov/Facebook

В новой методике аттестации учреждений будут учитываться около 40 различных показателей деятельности за пять предыдущих лет. При этом она будет проводиться по семи научным направлениям: аграрно-ветеринарному, безопасному, биомедицинскому, гуманитарно-художественному, инженерно-технологическому, естественно-математическому и общественному.

По результатам аттестации каждое учреждение получит общую оценку, которая позволит ему занять ту или иную категорию. Их в методике четыре, от А до D. Категория А – это лучший результат по направлению, а категория D – не аттестованные по направлению учреждения. Неаттестованные учреждения может ожидать реорганизация, но только по решению учредителей. Однако такие радикальные шаги не являются обязательными.

"Сами ученые этого учреждения должны получить дополнительные возможности. То есть это учреждение, оно по решению учредителя - и здесь, я подчеркиваю, учредителями у нас являются академии наук и министерства соответствующие, у которых есть свои научные учреждения - может быть принято решение о (его – ред.) реорганизации. Реорганизация – это не про уничтожение ученых и исследователей, а о новой форме существования этого учреждения, об объединении с более состоятельными институтами, которые имеют лучшие возможности для развития этих ученых", - подчеркивает замминистра.

Дополнительное финансирование для эффективных университетов и научных институтов призвано способствовать созданию новых возможностей для исследований, а потому и привлечению новых кадров для науки, что в среднесрочной перспективе сможет значительно усилить как оборонный потенциал Вооруженных сил, так и обеспечить рост качества подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса.

Теги за темою
Збройні сили України наука
Джерело матеріала
loader
loader