Игорь Мирошниченко. Зеленский проиграет любому во втором туре — страна уже это чувствует
Игорь Мирошниченко. Зеленский проиграет любому во втором туре — страна уже это чувствует

Игорь Мирошниченко. Зеленский проиграет любому во втором туре — страна уже это чувствует

Недавний социологический опрос компании SOCIS продемонстрировал значительные изменения в электоральных настроениях украинцев. В первом туре гипотетических выборов Владимир Зеленский и Валерий Залужный имели бы близкие показатели — примерно 30,6% и 29,6% среди определенных избирателей соответственно, а руководитель ГУР Кирилл Буданов — около 8,1% поддержки. В то же время во втором туре модельные пары указывают на преимущество военных: за Залужного могли бы проголосовать около 64,2% опрошенных против 35,8% за Зеленского, а Буданов опережал бы действующего президента с результатом 56,2% против 43,8%. Эти цифры вписываются в более широкий тренд — высокий уровень доверия общества к представителям сектора безопасности и обороны и одновременно критику нынешней власти за коррупцию и ошибки управления.

Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать результаты последних социологических опросов и перспективы военных в политике общественного и политического деятеля, народного депутата Украины VII созыва Игоря Мирошниченко:

— У нас сейчас половина страны — военные, поэтому на самом деле я не вижу никакой катастрофы в том, что президентом может стать человек из военной среды. Тем более, как мы видим, большинство из них сегодня не являются профессиональными кадровыми военными, а пришли из гражданской жизни. Во-вторых, мы уже видим последствия того, когда президентом стал человек, который ни дня не был в политике. Создается такое впечатление, что даже на седьмом году своего президентства он остается неофитом, потому что многие вещи, которые делает президент, осуществляются вопреки Конституции и закону. Он допускает огромное количество ошибок, в результате чего мы видим то, что сегодня переживает страна. Конечно, это не умаляет того факта, что враг у нас коварный и москали напали на Украину, но, тем не менее, я считаю, что украинцы совершили большую ошибку в 2019 году. Тогда на президентских и парламентских выборах голоса отдали тем, кто в политике разбирается «как свинья в апельсинах».

То же самое у нас и с парламентом: мы видим, что нынешний созыв — наименее профессиональный за всю историю. Огромное количество скандалов, предателей и тех, кто сбежал за границу, отказавшись от выполнения обязанностей перед избирателями. Поэтому я не вижу большой проблемы в том, что на будущих выборах президентом теоретически может стать военный. С другой стороны, я вообще удивляюсь, почему президент не выполняет своих обещаний. Он же на весь мир и украинцам в первую очередь говорил, что идет только на один срок. А его срок длится уже седьмой год — это фактически уже второй срок, хотя теоретически первый. Президент должен был бы отказаться от своих амбиций. Если бы он сделал это сразу в начале каденции, а не строил предвыборную кампанию даже во время полномасштабного вторжения, для страны это было бы значительно полезнее.

Вообще я не считаю обсуждение предстоящих выборов на сегодняшний день абсолютно уместным. Несмотря на желание Трампа или Путина провести в Украине выборы, и несмотря на риторику Зеленского, который пытается угодить нашим американским друзьям (что касается исключительно Белого дома, а не всех американцев), проведение выборов сейчас невозможно по всем соображениям. Во-первых, с юридической, потому что это противоречит Конституции. Во-вторых, с фактической и физической: большинство людей сегодня не находятся по месту постоянного проживания, значительная часть уехала за границу, и они не смогут реализовать свое конституционное право привычным для общества способом — через непосредственное голосование на участках.

Вводить новую систему через электронное голосование в «Дії» или через почту я тоже не считаю уместным. Во время войны враг обязательно воспользуется возможностью повлиять на результаты именно через новые технологии, которые не апробированы, не проверены и опасны с точки зрения вмешательства РФ. Кроме того, значительная часть людей находится на прифронтовых территориях, где голосовать невозможно или опасно, или в рядах ВСУ. Там военные не могут нормально реализовать волеизъявление, потому что, будем откровенны, в армии может быть административное давление. Люди должны заниматься своим прямым делом — защищать страну, а не дискутировать, ссориться и обсуждать политическую ситуацию.

К тому же, все политические партии и потенциальные кандидаты, кроме Зеленского, свою предвыборную кампанию не вели и политическую деятельность фактически прекратили с начала полномасштабного вторжения. К сожалению, только президент и его политическая сила готовились к выборам, начиная с 2022 года, используя телемарафон, политтехнологии и силовиков против конкурентов. Поэтому никаких возможностей провести выборы с равным доступом к агитации для всех кандидатов я не вижу. Рабочая группа, которую президент инициировал в Верховной Раде, является имитацией деятельности с расчетом на Трампа, чтобы показать, будто Зеленский готовится к выборам. Но по факту, хотя я и не являюсь сторонником Зеленского, я не считаю, что выборы сейчас уместны.

С другой стороны, я думаю, что Зеленский уже дошел до того уровня, что он проиграет любому кандидату во втором туре. Надеюсь, у украинцев появилось понимание того, что выбирать «шутов» или людей, не имеющих никакого отношения к политике, — это вредно для страны и имеет плохие последствия.

— Как вы думаете, сможет ли Порошенко реабилитироваться и каковы его перспективы?

— Мне трудно сказать, будет ли он баллотироваться. Пока что Петр Порошенко не отказывался от амбиций пойти на второй срок, но я считаю, что у него есть хороший шанс найти кандидата в своей политической силе, которого власть не успела и не сможет дискредитировать. При той риторике, которая неслась во время его срока и особенно после, выиграть ему будет очень сложно. Нарративы, навязанные обществу «Телемарафоном», Банковой и пропагандистами Зеленского, настолько устойчивы, что люди часто не способны анализировать реальность, а руководствуются лозунгами.

Лозунги о «барыгах» и «войне на крови» почему-то касаются пятого президента, тогда как к шестому — даже несмотря на громкий скандал с Миндичем, коррумпированное окружение от Ермака до государственных изменников, сбежавших за границу — это не «липнет». Хотя подчеркиваю: с 2019 года у нас уникальная ситуация, когда за все ветви власти де-юре и де-факто отвечает один человек — Владимир Зеленский. Де-юре это стало возможным благодаря формированию монобольшинства из «ноунеймов», на которых он полностью влияет. У него не было рычагов сдерживания со стороны других сил. Он формировал исполнительную вертикаль и пытался влиять на все органы, включая антикоррупционные, которые, слава Богу, еще остаются независимыми.

Поэтому за все отвечает Зеленский: за неготовность к вторжению, за нефинансирование армии, за сворачивание оборонных программ в угоду «Большому строительству». У Порошенко ситуация была другая: он был президентом в парламентско-президентской республике, где существовала коалиция разных сил, гарантировавшая систему сдержек и противовесов. До 2019 года полномочия президента по внешней политике и обороне были четко прописаны, и он с ними справлялся. Пытался ли Порошенко влиять на другие ветви власти? Бесспорно, как и каждый президент. Но таких возможностей, которые есть у Зеленского для удовлетворения собственного тщеславия, не было ни у одного предшественника.

Стоит ли Порошенко рисковать судьбой страны, учитывая устойчивые негативные нарративы в обществе — мне трудно сказать. Возможно, ему стоило бы сделать «ход конем» и делегировать кого-то из членов партии с опытом и репутацией, против кого Банковая еще не работала. Тот же Залужный, которого сейчас выводят во второй тур, существенно потерял рейтинг из-за дискредитации со стороны Зеленского: его сначала уволили из-за высокой популярности, а затем отправили дипломатом. У Залужного было мало вариантов не согласиться. После этого Зеленский руками подконтрольных депутатов начал «мочить» Залужного, обвиняя его в отсутствии патриотизма или отставке во время войны.

Мы четко понимаем: Зеленский работает против всех конкурентов. Буданов его тоже не устраивает, хотя тот набрал рейтинг благодаря государственным СМИ. Думаю, мы можем очень удивиться, когда действительно дойдем до выборов. Может появиться неожиданный кандидат, против которого не успели поработать грязные политтехнологи Банковой — вся эта наволочь типа Петровых, Ивановых и других, которые раньше работали на Януковича, а сейчас молятся на Зеленского.

Джерело матеріала
loader
loader