27 октября. Памятные даты
27 октября. Памятные даты

27 октября. Памятные даты

Сегодня очередная трагическая годовщина начала расстрелов украинской культурной, научной и политической элиты в карельском урочище Сандармох - тех, кого называют «Расстрелянным возрождением».

Урочище Сандармох стало одним из печальных символов Большого террора.

Наибольшую группу заключенных - 1111 человек - расстреляли с 27 октября по 4 ноября 1937 года.

Среди обреченных на смерть граждан СССР были и 290 украинцев.

Наибольшее количество расстрелов выпало на первые дни ноября.

3 ноября было расстреляно 134 человека, все, как отмечалось в «расстрельных списках» - «украинские буржуазные националисты».

Таким образом, только за один день пал весь цвет украинской нации.

Каждый из погибших был не только выдающимся специалистом в своей области, но и выдающейся личностью, фигурой «ренессансных» масштабов.

Среди них - основатель нового украинского театра Лесь Курбас; один из самых талантливых украинских прозаиков - Валерьян Пидмогильный; Николай Кулиш - драматург, общественный и образовательный деятель, газетчик, редактор; Николай Зеров - лидер «неоклассиков», чрезвычайно тонкий ученый, поэт, переводчик западноевропейской и античной литературы; Матвей Яворский - историк, политический деятель, академик ВУАН; Владимир Чеховский - украинский политик, общественный деятель, премьер-министр УНР, один из основателей УАПЦ и многие другие.

Все были молоды, в расцвете сил, в основном 36-50-ти лет.

Их оборванные жизни - не только на совести капитана Матвеева, непосредственного исполнителя расстрелов (кстати, впоследствии также репрессированного), но и на совести тогдашнего руководства СССР и непосредственно Сталина, ведь именно он был одним из главных инициаторов уничтожения Украины - Украины думающей, творческой, сильной.

Ему нужна была слабая безвольный республика с переломанным позвоночником - немощный паралитик, целиком и полностью зависимый от воли и капризов «хозяина», ведь именно в таких условиях и может существовать тоталитаризм.

Первые репрессии начались еще в 20-х годах, но своего апогея, невиданного и неслыханного размаха достигли в 30-х годах.

Украина была почти уничтожена - ни элиты, ни крестьянства.

Остались кучка запуганной интеллигенции, которая напряженно прислушивалась к каждому ночному шороху, держа на случай ареста мешок с сухарями, и покорное крестьянство, загнанное Голодомором в колхозы.

Сандармох - лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия (площадь около 10 гектаров) стало братской могилой для почти 7 тыс.

расстрелянных в 30-х годах органами НКВД людей 60 национальностей.

Среди жертв - преимущественно спецпоселенцы и заключенные с Беломорско-Балтийского канала и Соловецких лагерей системы ГУЛАГ СССР, а также жители окрестных сел.

Место массовых казней людей нашли общественные активисты в июле 1997 года.

27 октября 1997 года, в 60-ю годовщину преступления сталинистов, в Сандармохе впервые провели Дни памяти.

В них участвовала небольшая делегация из Украины, в составе которой были Евгений Сверстюк, Иван Драч, Лариса и Татьяна Крушельницкие.

Тогда же был установлен деревянный украинский крест.

Конечно, все расстрелянные были впоследствии реабилитированы, однако их отсутствие, «вырванность» (первоначально физическое уничтожение, а затем многолетнее замалчивание, запрет даже на упоминание их имен) из исторического контекста жизни страны и народа, Украина испытывает до сих пор - это страшная и непоправимая потеря.

Впервые День аудиовизуального наследия отмечался в 2007 году, а провозглашен был на тридцать третьей сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2005.

По данным ЮНЕСКО, в общем потоке информации, поступающей всеми существующими коммуникационными каналами, доля изобразительной, изобразительно-звуковой и звуковой информации составляет около 80%.

Преодолевая языковые и культурные границы, аккумулированные в аудиовизуальных документах знания стали неотъемлемой частью современного информационного общества.

Вместе с тем, всемирное аудиовизуальное наследие, которое объединяет аудио- и видеозаписи, чрезвычайно уязвимо и может быть повреждено или полностью утрачено вследствие небрежного отношения, естественного разрушения, технологического старения, а также умышленного уничтожения.

В связи с этим ЮНЕСКО поставила перед собой задачу привлечь внимание общественности к важности сохранения данных материалов с помощью Всемирного дня аудиовизуального наследия.

Аудиовизуальные архивы - это банк коллективной памяти человечества, который сохраняется многочисленными государственными и частными структурами.

Эти архивы, особенно находящиеся в периферийных районах, остро нуждаются в сохранении.

Юбилеи дня:.

290 лет со дня рождения Джеймса Кука (1728-1779), английского мореплавателя, руководителя трех кругосветных путешествий, первооткрывателя Новой Зеландии, Гавайских островов, восточного побережья Австралии.

Родился в семье батрака в Южном Йоркшире.

Плавать начал с 17 лет (простым матросом), в 29 его назначили капитаном парусника, а в сорок получил лейтенантское звание.

Как видно из дневников и других записей Кука, у него был логический и пытливый ум, большая наблюдательность и рассудительность.

Из огромного количества фактов он умел отобрать самое существенное, сделать правильные выводы и спланировать дальнейшие действия с чрезвычайной дальновидностью.

К тому же Кук был гидрографом, а также астрономом-практиком.

Именно поэтому его назначили руководить кругосветной экспедицией, хотя многим и не нравилось «низкое» происхождение Кука.

Во время третьего путешествия, которое завершилась открытием Гавайских островов, Кук был убит местным населением Гавайев.

Сейчас его именем названы более 20 географических объектов.

162 года со дня рождения Ивана Киприана (1856-1924), священника Украинской Греко-Католической Церкви, общественно-политического деятеля, капеллана УГА, музыковеда.

Иван Киприан - один из первых украинских новомучеников, уничтоженных коммунистическим режимом за Христову веру и за любовь к родине.

На протяжении десятилетий украинцев заставляли верить в сомнительные подвиги Павлика Морозова и других большевистских святых, зато имена настоящих героев были подвергнуты полному забвению - сначала «ленинцы», а затем и «сталинцы» думали, что с течением времени и за нереальными цифрами казненных (ведь речь шла о миллионах) - замученных, расстрелянных, замученных голодом и просто пропавших без вести в зловещих лабиринтах репрессивной системы - их имена никто никогда не вспомнит.

Однако оказалось, что, несмотря на страх и время эти имена не забыты.

Удивительным образом тонкие, слабые ростки памяти начинают прорастать.

Имя Ивана Киприана - одно из таких возвращенных имен, а его жизнь - пример одной из форм героизма - человечности в нечеловеческих условиях.

Родился он в г.

Сокале в аристократической семье.

Получил духовное образование в Перемышльской семинарии и музыкальное - во Львове.

В течение 10 лет (1904-1914) служил священником в селах Галиции, а затем в Немирове, Рава-Русского уезда.

Был дирижером церковно-светских хоров, автором духовной музыки, записывал народные песни, пропагандировал произведения Дмитрия Бортнянского, Анатоля Вахнянина, Остапа Нижанковского, Виктора Матюка и других композиторов.

Участвовал в общественно-политической жизни.

В Немирове возглавил «Просвиту», баллотировался в Венский парламент.

Был народником по призванию, принадлежал к национал-демократической партии.

В 1880 году Иван Киприан издал за свой счет учебник «Основы музыки», чего не смог сделать ни один из тогдашних галицких композиторов.

Позже вышли в свет еще несколько произведений Киприана.

Его учебники по музыке и до сих пор не потеряли своей актуальности.

В 1916 году Киприан вступил в ряды УСС (украинский добровольческий батальон Сечевых стрельцов).

Во время национально-освободительной борьбы был капелланом (полевым духовником) в Украинской Галицкой армии, пройдя с ней всю кампанию в Галиции и за Збручем.

В декабре 1919 года во время большой эпидемии тифа занимался больными, исповедовал их, хоронил.

Не оставлял своих пастырских обязанностей даже после ареста в 1920 году.

Свой земной путь Иван Киприан закончил в ссылке в Сибири.

История его смерти жуткая и трогательная одновременно.

Находясь в советском концентрационном лагере, украинский священник тайно занимался детьми, рожденными в заключении.

Накануне Рождества 1924 года он проник в детский барак.

В подарок для малышей он принес засахаренных ангелочков, чтобы как-то поддержать несчастных.

Почти двадцать детей находилось в отдаленной за оградой клетке без крыши.

Был страшный мороз, к тому же началась метель, которая не утихала несколько дней.

За это время дети замерзли, вместе с ними замерз и о.

Иван Киприан.

Охранники, которые пришли позже, увидели погибших детей и отца Киприана, держащего за руку мальчика, который крепко прижал к груди засахаренного ангелочка.

77 лет со дня рождения Николая Григорьевича Мошика (1941), известного украинского бандуриста, композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств Украины, одного из самых ярких представителей древнего украинского исполнительского искусства - кобзарства.

Ученик Евгения Адамцевича (впервые услышал игру и пение выдающегося кобзаря на сельском рынке).

Родом Николай Мошик из села Засулля, что на Сумщине.

Юность музыканта прошла в Ромнах.

Безудержное увлечение кобзарским искусством привело парня в студию при Государственной заслуженной капелле бандуристов, далее в музыкальное училище, а затем в Киевскую консерваторию имени П.

Чайковского, которую окончил в 1976 году.

Работал в областной филармонии, Киевском оркестре народных инструментов, Уманском музыкальном училище.

А потом много лет занимался преподавательской работой.

В репертуаре художника произведения Егора Мовчана и Евгения Адамцевича, в частности на слова Павла Чубинского «Славная твоя кобза», Дмитрия Павлычко «Молитва», Алексея Ющенко «Казацкая песня», аранжированные для бандуры произведения украинской и мировой классики.

Николай Мошик является автором дум «Конотопская битва», «О Глухове», «О голодоморе» в соавторстве, а также песен на слова Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Дмитрия Белоуса, Александра Олеся, Лины Костенко, Бориса Олийныка, фольклорных записей «Молитва Калнышевского», «Легенда о всаднике», «Ой как выйду на долину» и др.

Имя Николая Мошика хорошо знают не только на родной Сумщине, в Украине, но и за рубежом.

Повсюду, куда заносила его судьба - в далекую Якутию, на Кавказ, в Болгарию, Польшу - он нес родную украинскую песню, достойно и вдохновенно представляя музыкальную культуру своей родины.

Сегодня день рождения у Френсиса Фукуямы (1952), известного американского политолога и публициста, автора глобального бестселлера «Конец истории и последний человек».

Старший научный сотрудник Центра демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде.

Фукуяма приобрел мировую славу благодаря статье «Конец истории?», напечатанной в американском аналитическом журнале по военно-политической тематике National Interest в 1989 году, незадолго до падения Берлинской стены.

В ней ученый высказал довольно смелое предположение, что либеральная демократия западного типа - единственная универсальная альтернатива поверженным режимам социализма.

Работа Фукуямы прозвучала своеобразным резюме, подвела черту под окончанием Холодной войны, победителем в которой оказался Запад.

В 1992 году ученый издает книгу «Конец истории и последний человек», в которой провозглашает, что распространение либеральных демократий во всем мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества.

Конец истории по Фукуяме - это не завершение событийной истории, а только конец идеологического противостояния, революций, войн, конфликтов, а вместе с тем - конец философии и искусства.

Книга была переведена более 20 языков мира и стала мировым бестселлером.

С тех пор произошло немало событий, которые якобы ставят под сомнение основные идеи Фукуямы, но ученый продолжает придерживаться концепции «конца истории», хотя некоторые его взгляды все же изменились.

Фукуяма - один из тех мировых интеллектуалов, кто достаточно внимательно следит за событиями в Украине.

«Сегодня Украина находится на передовой большой глобальной битвы за демократию и современное правительство.

И если эту битву Украина выиграет - это станет примером для всего мира», - отметил Фукуяма.

Годовщина смерти:.

День памяти Майка Йогансена (1895-1937), украинского поэта, прозаика, переводчика, журналиста, критика, одного из ярких представителей современного романтизма 20-х годов ХХ в., а также одного из основателей новой украинской (советской) литературы.

Юрий Лавриненко в книге «Расстрелянное возрождение» справедливо называет Йогансена ювелиром слова.

Родился Майк Йохансен в Харькове.

Отец был шведского рода, учительствовал (преподавал немецкий язык); дал сыну хорошее образование.

Юноша окончил филологический факультет Харьковского университета (следует помнить, что в ту пору это был университет Потебни, который рассматривал уже само слово как поэтическое произведение), а затем - аспирантуру при кафедре языкознания этого же вуза.

Был человеком широко начитанным, знатоком нескольких западноевропейских языков, из которых дал ряд совершенных художественных переводов.

Хорошо знал модерную западную литературу.

Дружил с Василием Елланом, Николаем Хвылевым, Павлом Тычиной, Владимиром Сосюрой и другими молодыми харьковскими писателями.

Вместе с ними творит первые манифесты «украинской пролетарской литературы», альманахи, первую организацию украинских пролетарских писателей «Гарт».

С 1925 года становится одним из соучредителей ВАПЛИТЕ, за деятельное участие в работе и изданиях которой позже тяжело расплатится.

Печататься Йохансен начал в 1921 году, дебютировал как вполне сложившийся поэт.

В прозе был интересным экспериментатором, мастером юмористического тонирования сюжета.

Как литературный критик и как лингвист Йохансен присутствует во всех лучших журналах, альманахах и сборниках двадцатых годов.

Писатель имел огромный собственный словарь, которому мог равняться своим богатством разве только словарь Николая Бажана; был тонким мастером звукосочетаний, алетераций, словесной музыки.

Сторонился политики, жил искусством, но, с другой стороны, любил спорт (теннис) и путешествия.

В 1937 году, во время тотального разгрома и уничтожения всего украинского, Йохансен был репрессирован и расстрелян советскими строителями светлого коммунистического будущего.

Собственную смерть художник предчувствовал - стихотворение «Я знаю: погибну...» было написано в 1920 году.

Со смертью Йогансена Украина потеряла одного из блестящих переводчиков, писателей и интеллектуалов мирового уровня.

Режиму нужны были «одописцы тирании» - безликие и послушные.

Йохансен на эту роль не годился (был слишком самобытным) – если бы он выжил каким-то чудом в 30-х, все равно не смог бы жить как Тычина или Бажан - те были крепче.

Источник материала
loader
loader