Новая редакция уголовной статьи об ответственности за незаконное обогащение противоречит Уголовно-процессуальному кодексу, считают эксперты.
Они не исключают негативной реакции Запада после выборов, но, власть, дескать, уже перестраховалась.
«Абсурдный законопроект».
Глава государства Петр Порошенко призывает парламент проголосовать новый закон об ответственности за незаконное обогащение после принятия языкового закона.
Об этом заявила представитель Президента в Верховной раде Ирина Луценко в ходе заседания согласительного совета.
«Глава государства призывает, когда завершится дискуссия по рассмотрению закона о языке, поддержать законопроект №10110, который восстанавливает уголовную ответственность за это преступление», - заявила Луценко.
Как известно, Президент внес этот законопроект как неотложный, после того, как Конституционный суд (КС) отменил статью Уголовного кодекса, которая предусматривала ответственность за незаконное обогащение.
КС дал разъяснение, что эта статья является неконституционной, поскольку нарушает основной принцип защиты прав гражданина – презумпцию невиновности.
Уголовную ответственность за незаконное обогащение ввели в 2015 году в рамках исполнения обязательств Украины перед Международным валютным фондом.
В Раде заговорили о риске для безвизового режима между Украиной и ЕС из-за отмены статьи о незаконном обогащении.
«Очевидно, что такое решение судей Конституционного суда ставит под угрозу, в частности, безвизовый режим, поскольку это одно из требований предоставления Украине визовой либерализации с ЕС», - заявила председатель Комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко.
До президентских выборов Верховная Рада будет работать в пленарном режиме две недели - с 12 по 22 марта.
Причем в ближайшее время нардепы заняты рассмотрением языкового закона, ведь, согласно сравнительной таблице, ко второму чтению к документу подано 2082 правки.
В оставшееся до выборов время парламентарии могут принять президентский законопроект о незаконном обогащении.
Однако юристы «Центра противодействия коррупции» (ЦПК) уже назвали президентский законопроект абсурдным.
Там отметили, что само незаконное обогащение в законопроекте рассматривается «при отсутствии признаков злоупотребления властью или служебным положением или признаков принятия предложения, обещания или получения неправомерной выгоды».
Таким образом, следствие будет вынуждено доказать невиновность подозреваемого в двух коррупционных преступлениях, чтобы привлечь его к ответственности за третье.
«Прокурор будет обязан представить отдельные доказательства, подтверждающие невиновность чиновника в двух преступлениях (злоупотребление и взятки), а уже потом речь может идти о незаконном обогащении», - пояснили в ЦПК.
Юристы отметили, что подобный ход расследования не предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом.
«Невозможно будет привлечь чиновников к ответственности за приобретение имущества, которое не объясняется их официальными доходами», - говорится в заявлении «Центра противодействия коррупции».
Амнистия по старым и новым делам.
По этой статье проходят судья Окружного административного суда Киева Павел Вовк, бывший военный прокурор сил АТО Константин Кулик, который сейчас занимает руководящую должность в ГПУ.
Дело по незаконному обогащению также заведено в отношении генпрокурора Юрия Луценко.
Однако после решения Конституционного суда дела должны быть прекращены.
В «Центре противодействия коррупции» констатировали, что повторное введение уголовной ответственности за незаконное обогащение не позволит привлечь к ней фигурантов 65 уголовных производств, которые Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) вынуждены закрыть в связи с решением Конституционного суда.
«Эти дела в любом случае будут закрыты, а доказательства - уничтожены.
Амнистию также получили чиновники, которые незаконно обогащались после Революции Достоинства.
Поскольку уголовный закон, ужесточающий ответственность, не может иметь обратной силы во времени, чиновники со свежеприобретенными коррупционными доходами в любом случае остаются безнаказанными», - резюмировали юристы ЦПК.
Эксперты полагают, что новый проект уголовной статьи за незаконное обогащение стал реакцией на критику со стороны зарубежных партнеров.
Они напоминают, что посол США в Украине Мари Йованович раскритиковала решение Конституционного суда Украины.
«Мы считаем, что решение Конституционного суда является серьезным ударом в борьбе с коррупцией в Украине», - заявила она.
Йованович подчеркнула, что такое решение «ослабляет антикоррупционную архитектуру Украины, включая Высший антикоррупционный суд, который должен быть создан в ближайшее время, и Национальное антикоррупционное бюро Украины».
Как известно, этот Антикоррупционный суд призван завершить создание вертикали, в которую входят Нацагентство по вопросам предупреждения коррупции (НАПК), Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП).
НАПК должен выявлять информацию о коррупции, НАБУ расследовать коррупционные дела, САП – выступать обвинителем, а ВАС - выносить приговоры.
Таким образом, антикоррупционные органы призваны наказывать народных депутатов, министров, глав СБУ, ГПУ, премьера и других высокопоставленных чиновников.
Политический эксперт Дмитрий Корнейчук ранее заявлял, что нынешняя правящая команда стремится обезопасить свой уход из власти, и КС отменил статью за незаконное обогащение по команде Президента Петра Порошенко.
«Ведь после смены власти фигурантами большинства коррупционных дел станет большинство людей из окружения Президента.
Если бы его команды не было, статью никто бы не отменял» - уверен Корнейчук.
Политолог Кирилл Молчанов считает, что до выборов реакции Запада не будет.
«Безвиз пока не отменят, даже если об этом зайдет речь, на это уйдет от нескольких месяцев до полугода.
А если Порошенко проиграет выборы, сделана перестраховка, чтобы он и его окружение были на какое-то время защищены отсутствием этой статьи.
Они стелют соломку на случай проигрыша выборов», - говорит политолог.