Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж
Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж

Американская компания Firefly Aerospace занимается разработкой сверхлегких транспортных ракет-носителей и уже провела 3 января 165-секундные испытания 4-х двигателей Reaver — последний важный тест перед запуском с авиабазы «Ванденберг» в Калифорнии.

И по словам Director of International Business Development Алены Колесник, места в ракете уже распроданы на несколько лет вперед.

Груз — спутники связи и наблюдения за Землей.

В 2017 Firefly Aerospace перезапустил серийный предприниматель Макс Поляков.

По разным оценкам, в компанию инвестировано от $75 млн до $100 млн.

Идея предприятия в том, чтобы запускать в космос не большие дорогие ракеты, а легкие, коммерчески эффективные носители для доставки на орбиту небольших грузов.

Центральный офис Firefly Aerospace — в Остине, Техас, а R&D-центр — в украинском Днепре.

Там занимаются проведением исследований и изучением экспериментальных разработок в сфере технических наук.

Редакция AIN.

UA подготовила фоторепортаж с завода Firefly Aerospace в Днепре.

По данным Space.

Works, в космос ежегодно доставляется около 300 спутников весом от 1 до 50 кг.

С исследованиями, сбором данных и отдельными задачами коммуникации давно справляются и небольшие аппараты.

Однако развитие отрасли все еще тормозят методы их доставки — им приходится подстраиваться под редкие запуски тяжелых носителей класса Falcon или Ariane, вдобавок многим достаточно околоземной орбиты.

Носитель Alpha от Firefly Aerospace призван решить эту задачу: если запуск Falcon 9 от SpaceX обойдется от $60 млн до $100 млн., то Alpha от Firefly Aerospace — $15 млн.

Ракета Alpha предназначена для запуска грузов весом до 1 тонны на высоту до 200 км и около 600 кг на солнечно-синхронную орбиту 500 км.

Также компания уже занимается носителем Beta, состоящим из трех ядер Alpha и модернизированного двигателя верхней ступени.

Она будет стоить $35 млн, за которые она сможет поднимать груз весом до 4 тонн на низкую околоземную орбиту, до 3 тонн на солнечно-синхронную и 1 тонну на геостационарную.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 1

Фото тут и далее: Ольга Закревская.

Firefly Aerospace в Днепре занимает помещение в 4000 м² , оставшиеся от завода «Сфера» и в классическом понимании заводом не является.

Firefly Aerospace — это продуктовая компания и зарабатывает не на продаже ракет или технологий, а на доставке грузов.

Поэтому на заводе занимаются не производством серийных образцов, а R&D — поиском новых и оптимизацией существующих технических методов производства элементов ракет.

Здесь получают ракетные агрегаты автоматики, детали камер сгорания и турбонасосных агрегатов.

Например, для первой ракеты Alpha на заводе Firefly Aerospace уже разработали и произвели электропневмоклапаны для пневмоблока двигателя и пневмоуправляемые клапаны для подачи компонентов топлива.

Следующими шагами станут огневые испытания, для которых уже строится специальные стенд, и полный цикл производства ракетных двигателей в Украине.

С принятием закона №1071, разрешившего частным компаниям заниматься космической деятельностью в Украине, стало возможным проводить огневые испытания — это плюс.

Бюрократизации в получении разрешительной документации на экспорт на практике пока меньше не стало, но я верю в лучшее.

Александр Дондик, директор завода Firefly Aerospace в Днепре.

В 2020 году в украинской команде Firefly Aerospace 200 человек — это проектанты, инженеры-конструкторы, технологи, токари, фрезеровщики, слесари и испытатели.

40% составляют именно инженеры-конструкторы.

19 из них являются кандидатами наук, 1 — доктор наук.

Средний возраст работников составляет 30-35 лет.

В большинстве это сотрудники, которых пригласили из смежной отрасли (например, КБ «Южное» и ЮМЗ).

Завод разделен на четыре зоны: участок производства заготовок, участок доработки заготовок до посадочных размеров, участок контроля качества и испытаний, и заводоуправление.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 2

Участок 3D-печати.

Печатают разными металлическими порошками, преимущественно инконелем — жаропрочным никель-хромовым сплавом.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 3

В 3D-принтере лазерный луч сплавляет металл в заготовки.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 4

Установка очистки деталей от порошка после 3D-печати.

Здесь с заготовки давлением снимается металлическая пыль.

Традиционно заготовки деталей производились литьем, штамповкой, ковкой, прокаткой и другими методами.

Однако они имеют ряд ограничений в получении сложных деталей, особенно со сложными внутренними поверхностями, узкими каналами или тонкими стенками.

Аддитивные технологии, при правильном подходе, дают возможность обходить некоторые из этих ограничений, упрощают технологию, а также снижают сроки и стоимость изготовления деталей.

То, что раньше (а у многих до сих пор) делалось 3 месяца, на заводе Fire.

Fly делается 3 дня.

Вместе с новыми технологиями, топовым оборудованием для механической доработки заготовок и суперкомпьютерами для моделирования это и представляет ценность и все мире к этому идут, каждый своим путем.

Александр Дондик, директор завода Firefly Aerospace в Днепре.

Участок механической обработки заготовок:.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 5

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 6

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 7

Фрезерная четырехкоординатная обработка деталей турбонасосного агрегата (ТНА) — насоса, который ставится на каждый ракетный двигатель, для подачи топлива и окислителя одновременно — керосина и кислорода, в данном случае.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 8

Фрезерная обработка корпуса клапана.

Клапаны нужны не только для управления подачей топлива, но также сжатого воздуха, азота, гелия, которые есть на борту ракеты.

Гелий используется обычно вместо воздуха в высотных ступенях — у него больше энергоемкость, он лучше сжимается, его можно больше по объему закачать в баллон, при этом он не боится низких температур.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 9

На станке доводится до финальных размеров выпускной коллектор турбонасосного агрегата — через него выходят горячие газы, продукты сгорания, которые раскручивают турбину.

На одном валу стоит турбина, на которую подается горячий газ, дальше стоит насос окислителя, дальше стоит насос горючего.

И это все соединено одним валом и у них полная синхронизация между собой — два насоса и одна горячая полость, которая раскручивает эти два насоса.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 10

Фрезерная обработка детали типа «пластина».

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 11

Токарно-фрезерная обработка сварочной оснастки на пятикоординатном обрабатывающем центре.

На фотографии на станке находится деталь поддержки.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 12

Токарно-фрезерная обработка сварочной оснастки на пяти координатном обрабатывающем центре.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 13

Пятикоординатные обрабатывающие центры — такой станок позволяет обрабатывать большие детали с очень высокой скоростью резки металла и точностью до 5 микрон.

Токарная обработка.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 14

Фрезерная обработка детали типа «пластина».

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 15

Токарная обработка корпусной детали клапана.

Именно здесь полученную на 3D-принтере заготовку вгоняют в «посадочные размеры» — в микроны, деталь-в-деталь.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 16

Револьверная головка обрабатывающего центра с ЧПУ — на такой головке крепится сразу несколько инструментов, которые автоматически работают и меняются согласно алгоритму.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 17

Внутренняя расточка отверстия детали клапана на обрабатывающем центре с ЧПУ.

Другие методы обработки.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 18

Роботизированный сварочный комплекс.

Сварка деталей клапана методом аргонодуговой сварки TIG.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 19

Муфельная печь для термической обработки металла — закалка, отпуск и старение Инконеля, титановых и других специальных нержавеющих сплавов при температуре около 1300 ℃ .

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 20

Процесс выемки контейнера с деталями из печи.

Например, титан, требует термообработки.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 21

Процесс термической обработки металла.

Он предусматривает циклические нагревы деталей и затем глубокое «захолаживание» (температура ниже −70 ℃ ).

В зависимости от марки обрабатываемого материала может быть 1- 4 цикла «нагрев — охлаждение».

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 22

Отрезка заготовки на ленточной пиле.

Контроль качества и испытания.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 23

Измерительная рука на участке сборки.

Процесс обмера геометрии деталей ТНА.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 24

Измерительная рука.

Процесс обмера геометрии деталей ТНА.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 25

Процесс контроля геометрических размеров с помощью координатно-измерительной машины.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 26

Испытательный участок агрегатов автоматики.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 27

Электротехническая лаборатория.

Здесь была создана электронная начинка центра управления испытаниями ракетного двигателя и система снятия его телеметрических показаний.

Как устроен завод частной космической компании Firefly Aerospace в Днепре — фоторепортаж - Фото 28

Процесс намотки электрических катушек для электромагнитных клапанов.

Намоточный станок.

Обеспечивает укладку проволоки виток к витку и натяжку, при этом не нарушает изоляционного покрытия провода.

Катушки, изготовленные на предприятии, не боятся ни воды, ни холода ( −70 ℃), ни жары (+120 ℃).

Завод в Днепре постоянно находится в поиске квалифицированных кадров.

Сейчас открыто восемь вакансий.

Больше о Firefly aerospace:.

Украинский предприниматель спас ракетную компанию Firefly: рассказываем ее историю.

Американо-украинская Firefly построит лунный аппарат на базе израильского Beresheet.

Украинская компания Firefly попала в число участников программы ВВС США по запуску ракет в космос.

Теги по теме
Космос
Источник материала
loader
loader