"Толока": многослойная красота и оптимистическая драма украинского возрождения
"Толока": многослойная красота и оптимистическая драма украинского возрождения

"Толока": многослойная красота и оптимистическая драма украинского возрождения

В 116 минутах - 400 лет наиболее драматических моментов в истории Украины: от казацких времен до аннексии Крыма и начала АТО.

Это не история о победах, это оптимистическая драма о том, что даже разрушенные до основания, мы снова и снова поднимаемся, чтобы снова и снова строить свою Хату – свою страну.

Короток век украинской хаты – от войны до войны.

Всевозможные беды разрушают ее, но снова и снова собираются люди на толоку, чтобы вместе возвести новые стены.

И так – без конца и края.

12 домов потеряла и, не теряя надежды, 400 лет отстраивала их заново главная героиня Катерина, надеясь, что именно в эту хату рано или поздно вернется ее любимый.

Раз за разом, разные беды – в картине это и Петр I, и большевики, и Сталин, и Голодомор, и Вторая мировая, и затопленные села, и Чернобыль, и события 2014 года.

"Ми терплячі дуже.

Це толока, мабуть, нас так привчила: спалить сусід хату, так ми глини накопаємо, толоку зберемо – хай знову палитиме, - говорит один из героев картины.

– Колись же в нього сірники закінчаться".

.

400 лет Катерина сталкивается тем, что ее дом рушат.

Но она снова и снова терпеливо его восстанавливает.

Вынашивал идею более полувека.

Впервые в Украине за годы ее независимости снят фильм по произведениям Тараса Шевченко.

Картина "Толока", как принято говорить, трудной судьбы.

Снималась она в течение более 7 лет – так долго в основном из-за финансовых трудностей.

Но идея фильма родилась у режиссера Михаила Ильенко более 50 лет назад.

- Эта история началась в 1967 году, на берегу Днепра, в селе Бучак (Каневский район, Черкасская обл.

– Ред.) - вспоминает Михаил Ильенко.

– Мой брат Юрий говорил мне: "Смотри, вот украинская хата, а в ее стенах великая тайна неистребимости Украины.

Потому что есть толока.

И если что-то случилось, какое-то несчастье, то здесь есть вода, глина, камыш, что-то растет для каркаса.

Но главное – это толока.

Вот тут еще дым на пепелище, а рядом уже готова новая хата.

И она дает шанс на жизнь".

Слова брата запали режиссеру в душу.

И с тех пор он не переставал думать, как бы показать эту украинскую традицию.

- Мы теряем память, - размышляет Михаил Герасимович.

– Наш фильм – это попытка эту память вернуть.

Удивительно то, что толока – эта уникальная, победоносная система украинского самоспасения - не оставила следа ни в живописи, ни в литературе.

Сюжет фильма родился, когда Ильенко прочитал балладу Шевченко "У тієї Катерини хата на помості…" - всего 66 строк.

О том, как три казака влюбились в Катерину, а она пообещала выйти за того, кто вызволит из плена ее брата.

Во время поисков два казака погибли, а третьему удалось спасти брата и привезти его в Украину.

И только тогда Катерина призналась, что это не брат, а ее возлюбленный.

(Кстати, Михаилу Ильенко удалось найти решение загадки, почему в балладе Шевченко о том, что пленник – не брат, а любимый Катерины, третий казак узнает лишь по возвращении на родину).

Образы персонажей вырисовывались постепенно.

Что-то из наблюдений, что-то из воспоминаний.

Так, образ одного из казаков – Семена Босого - сложился из воспоминаний о рассказе легендарного украинского актера Ивана Миколайчука.

Когда-то в юности он столкнулся с сумасшедшим, и не было возможности с ним справиться.

Но что-то натолкнуло Миколайчука на мысль выписать сумасшедшему справку о том, что тот здоров, – и это сработало.

Странная история нашла отражение в картине, рефреном повторяясь через столетия.

Персонажи обрели еще более четкие черты, когда Михаил Ильенко начал ездить в 2014-2016 годах на передовую, знакомясь с добровольцами и волонтерами АТО.

Собственно, затем они и стали первыми зрителями картины, когда осенью 2019 года съемочная группа побывала более чем в 20 городах и поселках Донецкой области.

- Мы бывали в таких местах, где люди уже забыли, что такое кинотеатр.

Мы приезжали со своей аппаратурой, - вспоминает Ильенко.

– И тем не менее, реакция зрителей была для меня самой большой поддержкой.

Неудивительно, что команда фильма приняла решение: 7 гривен от каждого билета благодаря совместному проекту с фондом "Повернись живим" пойдут на нужды украинских военных.

А основатель фонда Виталий Дейнега назвал картину "гимном украинского волонтерства".

.

Игра Катерины - Иванны Ильенко больше напоминает танец.

На фото с Богданом Бенюком.

Визуализированная поэзия памяти.

На допремьерном показе картину Михаила Ильенко называли арт-хаусом, говорили о возрождении украинского поэтического кино времен Параджанова, Ивана Миколайчука, Юрия Ильенко.

Но сам режиссер уверен: поэтическое кино в Украине никогда не умирало.

Во всяком случае, эту работу сложно назвать обычным фильмом, пусть даже избитым термином "авторское кино".

Это романтическая притча, экранизированная поэзия, наполненная метафорами, намеками и символами.

И настолько завораживает каждый кадр, что хочется нажать на паузу и рассматривать травинки в поле, звезды в бездонном черном небе, цветы на стенах дома, капли крови, смешивающиеся с белоснежной струей молока.

Кукольные страсти тиранов и титанов – карлики на фоне бессмертной, восстающей, как феникс из пепла, Хаты.

И это очень личное для каждого украинца, даже если казацкие времена мы знаем лишь из учебника истории.

Но в нас живы наши воспоминания, воспоминания родных о голоде в 1933 году, о 60-х с идеей затопления сел ради воды в Крым и проч., об изменившем мир 1989-м и о совсем недавних событиях – о войне, которая длится до сих пор.

Это фильм и о любви, и о надежде, и о бесконечной борьбе за выживание и за свой родной дом, который постоянно разрушает враг.

Это образ нашей Украины: глубокое и многослойное произведение, где нашлось место и трагедии, и юмору и всепобеждающей вере в то, что Украина выстоит, несмотря на столетия сожженных домов, несмотря на миллионы погибших.

И о том, что рано или поздно разорвется бесконечный круг разрушений.

И наша история выйдет на новый виток.

.

Одна из бед, уничтожившая Хату – символический залп "Авроры".

.

В фильме снялось много известных украинских актеров: Богдан Бенюк, Сергей Романюк, Олег Примогенов.

.

Хата у Михаила Ильенко живая: она разговаривает, умирает, возрождается сама и не дает погибнуть памяти.

ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ.

Иванна Ильенко: Вся наша жизнь – это толока.

Пластика главной героини в исполнении Иванны Ильенко завораживает.

Каждое ее движение - возводит ли она стены хаты, заботится о детях, носит воду, месит ногами глину, хватает топор или вилы, защищаясь от врагов, – настолько плавно и отработано, что выглядит как настоящий танец.

- Своего рода "Толока" - это концентрированная история Украины: 400 лет за два часа.

Можно смотреть, как учебник.

Но фильм на самом деле не однозначный.

Очень хочется, чтобы зритель, пересматривая его через год, два, десять, – сравнивал свои эмоции.

И в картине столько слоев, что в нем найдет свое зритель любого возраста.

Получился своеобразный комикс об истории Украины – сжатый, но емкий, - описывает Иванна свои впечатления от фильма.

Об идее показать украинскую толоку Иванна слышала от отца, сколько себя помнит.

Поэтому на вопрос "КП" в Украине", помнит ли она тот момент, когда Михаил Ильенко объявил о том, что решил снимать фильм….

- В этом сценарии, можно сказать, я родилась, и можно сказать, что я его знала всегда.

Из-за этого и длительный перерыв (съемки начались в 2013 году – но из-за нехватки финансов через год картину заморозили.

Возобновился процесс лишь в 2017-м.

– Ред.) для меня прошел практически незамеченным.

И я даже не могу вспомнить, когда впервые он сказал о замысле.

Все эти истории, которые в сценарии, я с детства слышала по кусочкам.

И вот когда сложилась уже цельная картина, я лишь могла подумать: "Ого!".

- Какие у вас возникли эмоции, когда отец предложил вам главную роль? Может, было страшно, как подойти к такому масштабу?.

- Страх? Возможно… Да нет, не так.

Вероятно, вам приходилось видеть такие представления, где каждый актер вынужден спасать себя сам.

А здесь есть возможность доверять режиссеру на 100%.

Михаил Герасимович может к каждому найти особый подход.

И это поддерживает.

- В фильме было столько разрушенных домов и их историй, столько толок – какая из них больше всего запала вам в душу?.

- Больше всего затронули даже не сам процесс восстановления.

Больше всего задел похорон Хаты.

И когда мы снимали, и когда я пересматриваю фильм, этот момент меня трогает больше всего.

- А что для вас толока?.

- Я пару раз была на настоящей толоке.

Но на самом деле – это же и есть наша жизнь.

Майдан – это толока, нужно накормить армию – толока.

Нужно только хорошо подумать о том, какую Хату возвести, чтобы никакой враг ее больше не уничтожил.

Справка "КП".

Режиссер, автор сценария и продюсер: Михаил Ильенко.

Оператор: Александр Кришталович.

Продюсеры: Филипп Ильенко, Марианна Новикова, Андрей Ризоль и другие.

Дистрибьютор: компания UFD.

Фильм снят при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино и Министерства культуры Украины.

Бюджет: 28,4 млн грн, из которых 98% (28 млн), по данным Госкино, было профинансировано государством.

В ролях: Иванна Ильенко (Катерина), Дмитрий Линартович (Иван), Василий Кухарский (Семен Босый), Богдан Бенюк (Ломака), Сергей Романюк (Бригадир), Олег Примогенов (Генерал), Мирослав Гай (Кайсак Бабай), Дмитрий Рыбалевский (Василий).

Среди них Сергей "Фома" Фоменко, Олег "Фагот" Михалюта, Ахтем Сеитаблаев, Роман Коляда и другие.

Премьеры недели: зомби, Пиноккио и непобедимый робот.

Что покажут в кинотеатрах с 12 марта.

Источник материала
Поделиться сюжетом