/https%3A%2F%2Fcomments.ua%2Fimg%2Fpublications%2FRZzAig3wUJzCigCxMyH7x5GsWxJ9X1Tq.jpg)
Транспортные ограничения в Украине: эксперты рассказали, какие за этим скрываются риски
17 марта правительство приняло ряд ограничений, в числе которых: закрытие метро по всей стране, приостановка междугородних и межобластных маршрутов, запрет перевозить в городском общественном транспорте более 10 пассажиров за один раз и так далее.
Эксперты рассказали изданию "Комментарии", какие риски несет затяжное ограничение транспортного сообщения в Украине, связанное с антикоронавирусными мерами.
Государственная стратегия касательно транспортных ограничений.
Аналитик, кандидат экономических наук Владимир Коваль напоминает, что на сегодняшний день ограничение по транспортному сообщению касаются исключительно пассажирских перевозок.
Грузовой транспортный поток задействован в полном объеме."Очевидно, что эта ситуация в ближайшее время не изменится.
Более того, одна из задач правительства обеспечить бесперебойную поставку продуктов питания и медикаментов, – отмечает Владимир Коваль.
– Что касается пассажирских перевозок, то можем констатировать: те частные предприятия, которые занимались этим бизнесом, получат колоссальные убытки.
Впрочем, как и весь мелкий и средний бизнес".
Но, в случае с транспортниками, у правительства есть реальный механизм помощи, подчеркивает аналитик."Например, часть пассажирских транспортных компаний можно временно перепрофилировать под грузовые перевозки, – поясняет эксперт.
– Необходимо, просто помочь с новым грузовым автотранспортом.
Что касается финансирования, то это можно сделать, например, за счет лизинга или аренды.
Естественно, что часть лизинговых или арендных платежей государство должно взять на себя.
Другой вариант – задействовать транспортников на договорных условиях в перевозке военнослужащих, медиков и всех, кто обеспечивает "критическую инфраструктуру".
При этом обязательно надо советоваться с профильными транспортными ассоциациями".
В любом случае сложившаяся ситуация, и не только на транспорте – чрезвычайная, а, значит, необходимы нестандартные пути решения, уверен Владимир Коваль."Правительство же пока не до конца разработало экстренную программу помощи бизнесу.
А ведь буквально каждый час – дорог", – уверен экономист.
Риски транспортных ограничений.
Руководитель политико-правовых программ Украинского центра общественного развития Игорь Рейтерович видит в транспортных ограничениях экономические и социальные риски."С экономической точки зрения компании, которые предоставляют услуги по перевозкам внутри населенных пунктов, будут нести (уже несут) существенные издержки, – поясняет Рейтерович.
– Приходится закрывать часть (а то и все) маршруты, отправлять людей в неоплачиваемый отпуск или переводить на меньшую оплату.
То же касается междугороднего сообщения.
Под ударом и транзитный потенциал – чем больше страны закрываются, тем меньше проходит через них разного вида транспорта.
Соответственно, теряются таможенные и прочие сборы".
Что касается социального аспекта, то людям, несмотря на запреты, все равно нужно пользоваться транспортом."Кому-то нужно ехать на работу.
Кому-то – помочь родным (привезти продукты, лекарства).
Многие украинцы не могут обойтись без общественного транспорта.
Не у всех есть своя машина.
Не все могут позволить себе такси, – подчеркивает эксперт.
– И если ограничения продлят, а то и ужесточат, могут быть и уже есть точечные протесты.
Перекрытие дорог, условное "укладывание под трамвай".
И тут многое зависит от того, как будут действовать правоохранители, социальные службы, волонтеры, власти всех уровней.
Важно не просто вводить те или иные запреты и ограничения, но и аргументировано пояснять их необходимость, а также искать возможность оказать помощь нуждающимся.
В том числе – с транспортом".
Транспортные ограничения повлияют на весь бизнес.
Директор инжиниринговой компании "Восток" (транспорт, промышленность, инновации) Михаил Сорокин считает, что в сложившейся ситуации с транспортными ограничениями в той или иной мере пострадают все бизнесы, но особенно – малый и микро."Крупный бизнес имеет запас финансовой прочности.
Он в состоянии организовать логистику персонала, – поясняет эксперт.
– Логистика сырья и материалов затруднена в связи с закрытием пунктов пропуска.
Это даст мультипликативный эффект в росте издержек производства и скажется на общем финансовом результате".
Резервы среднего бизнеса ограничены, подчеркивает Михаил Сорокин."Месяц – критический срок.
Дальше пойдет падение компаний, – уверен он.
– С логистикой всех уровней – затруднения.
Дополнительные расходы в структуре бизнеса составят больший процент, многие продукты потеряют ценовые конкурентные преимущества на рынке".
Наиболее же уязвим малый и микро бизнес."Персонал увольняют или не платят зарплаты, – говорит Михаил Сорокин.
– Думаю, что 50% не переживут и месяц, так как постоянные издержки в виде зарплат, аренды и тому подобного никто не отменял.
Правила, предусмотренные условиями форс-мажора, в данном сегменте на 70% не работают.
Выживут только on-line сервисы".
Эксперт делает следующие выводы: "Для Украины максимальная открытость транзита грузов через границы, порты, аэропорты даст возможность привлечь нетрадиционные грузопотоки.
Все пункты пропуска должны работать.
Все органы и службы, участвующие в процессе, должны работать.
Транспортная логистика внутри страны должна быть избыточной (для предотвращения скопления людей).
Следует обеспечить всех средствами защиты, а пропускные пункты и предприятия – тестами".
Ранее "Комментарии" писали, что из Киева в Москву отправится специальный поезд, который должен забрать домой украинцев, которые находятся в России.
Отдельный рейс запланирован на 28 марта.
Поезд также доставит российских граждан на территорию РФ.

