Вечером 12 мая сотни ярких прожекторов в 20 городах Украины осветили небо.
Обыватели удивились - мало кто из них слышали об акции "Стоп культурный карантин".
Но таким образом ее участники добились, чего хотели - привлекли внимание к проблемам работников креативной индустрии, оказавшейся в условиях пандемии, как и многие другие профессии, на грани выживания.
Подробнее об акции "КП" в Украине" поговорила с организатором "Стоп культурный карантин" и основательницей музыкального форума Kyiv Music Days Евгенией Стрижевской.
Хотят пояснений от правительства.
- Возле Арки Дружбы Народов и еще на 11 локациях Киева и в нескольких городах Украины в 10 часов вечера небо осветили десятками прожекторов.
Мой приятель-музыкант даже сделал скрин с шуточной подписью: "Илон, ты ли это".
Сложно было технически такое организовать?.
- Неделю назад мне позвонил Максим Шульженко (руководящий партнер концертной площадки Stereo Plaza.
- Ред.) и предложил провести зрелищную акцию в поддержку креативной индустрии.
Сначала в столице.
Мы предложили присоединиться к нам еще 5-7 компаниям.
Тем понравилась идея, и тогда появилась мысль масштабироваться на другие города: Харьков, Одессу, Черкассы, Винницу, Хмельницкий, Львов.
Всего в акции приняли участие 20 городов Украины - удалось быстро договориться с мэрией.
Жаль, что не получилось наладить диалог в Чернигове и Ивано- Франковске.
- Вы сказали "в поддержку креативной индустрии".
Многие так и не поняли, в поддержку кого светили прожекторы в небе.
- Речь идет не о селебрити, хотя огромное им спасибо за поддержку.
Креативная индустрия - тысячи компаний и профессий: от дизайнера мод до ивент-агентств и концертных площадок, до прокатчиков оборудования, менеджеров, бухгалтеров, пиарщиков, работников театров и кинотеатров.
Все те, кому, как и многим во время пандемии, сказали "стоп".
Но если кафе и ресторанам уже дали пояснения: можете постепенно открывать летние площадки, салонам красоты разрешили обслуживать клиентов с соблюдением социальной дистанции, ТРЦ работать с ограничением по количеству людей, то нам - ни расшифровок, ни запятых.
Только театрам, циркам и художественным коллективам в перспективе разрешили репетиции до 50 человек.
И проговорили возможное открытие кинотеатров на 4-м или 5-м этапе выхода из карантина.
- А вы бы хотели пояснений от правительства?.
- Открытого диалога.
Сейчас многие бизнесы частично заморожены, хотя по-прежнему вынуждены платить аренду, зарплаты сотрудникам, пусть и в два раза меньше.
Бизнес превращается в банкротов.
Но мы, разумеется, не просим денег.
Мы говорим о проработке механизмов выхода из кризисной ситуации.
С четкими датами и условиями, как это происходит в цивилизованных странах и даже у нас, когда вопрос касался других индустрий.
Хороший пример - комментарий Евгения Мушкина (генеральный директор Экспоцентра ВДНХ.
– Авт.).
Перед тем, как открыть парки, ему позвонили и посоветовались, как правильно и безопасно это сделать.
Так позвоните и посоветуйтесь с экспертами в сфере креативной индустрии.
Мы ждем и готовы, учитывая наши возможности, экспертизу и ресурсы, обсудить: когда и как наша страна будет выходить из культурного карантина.
.
Главная боль не в селебрити.
- Артисты - не основные бенефициары акции.
Но все-таки они вас поддержали.
- Да, им огромное спасибо: Жене Филатову (основатель группы The Maneken), Юлии Юриной (группа Yuko), Юлии Саниной, Алине Паш, Валерию Харчишину (фронтмен группы "Друга Ріка"), группе ТІК.
Можно еще долго перечислять, чтобы никого не обидеть. Но повторюсь: главная боль сегодня не в артистах.
А во всех тех, кто с ними работает - сотнях сервисов и профессионалов, обслуживающих, если мы говорим о музыке, путь от написания песни, где участвуют композиторы, аранжировщики, звукорежиссеры и студии, музыканты - и все это разные люди, до организации концерта.
Музыке учатся, как и медицине, дольше всего, это не та специализация, которую можно забросить на полгодика, а потом вернуться.
Ею надо заниматься ежедневно от 2-8 часов, в зависимости от инструмента.
И вот в условиях пандемии, например, саксофонист Назар Вачевский ("Джанкой Brothers") очень крутой, работающий с огромным количеством наших звезд, ушел в таксисты.
И он такой не единственный...
- То есть диалог нужен для того, чтобы понимать, как дальше быть всем тем, кто связан с креативной индустрией?.
- Да.
Мы хотим понимать: если все откроется только через год, значит, сейчас можно закрывать бизнес и переключаться на другие дела.
Мы не та отрасль, которая работает под заказ с доставкой 3 дня.
Чтобы организовать мероприятие, любой концерт, необходимо не меньше трех месяцев.
Когда у нас будет план выхода из кризиса, мы сможем понять, как нам дальше жить или не жить.
У нас собраны все письма, петиции, предложения, как мы можем сделать апгрейд сферы на законодательном и налоговом поле.
Но первая и главная задача - наладить диалог.
Сытый голодного не поймет: телеведущие повздорили из-за акции в поддержку индустрии культуры.