Миллиарды на бензобаке. Как формируют цены на АЗС
Миллиарды на бензобаке. Как формируют цены на АЗС

Миллиарды на бензобаке. Как формируют цены на АЗС

В Европе топливо на 20-50% дороже.

За счет более высоких налогов.

А в США намного дешевле, чем в Украине, — за счет низких на него налогов, пишет Павел Харламов в №8-10 Журнала Корреспондент.

Так и живем.

К началу июня литр бензина А-95 и дизтоплива в Украине стоил около 20 грн.

В Болгарии стоимость литра бензина А-95 в пересчете на украинскую валюту составляла 24 грн, дизтоплива — 27 грн, в Польше — 26 грн/литр за оба вида топлива, в Словакии — 32 грн/литр и 30 грн/литр, а в Венгрии — 28 грн/литр и 29,5 грн/литр соответственно.

Но цена бензина и дизеля не берется с потолка.

На нее влияют многие факторы, от которых зависит, сколько в итоге мы заплатим, приехав заправиться на АЗС.

ПОКУПАЕМ ВТРИДОРОГА.

Не секрет, что стоимость топлива в Украине сильно зависит от валютного курса.

Действительно, если проследить за ценами на АЗС, то можно заметить: когда гривна укрепляется, бензин и ДТ немножко дешевеют, а когда курс национальной валюты по отношению к доллару падает — наоборот, цены на горючее растут.

Как так происходит? Потому что топливо в Украине в основном импортное.

Доля импорта, по разным оценкам, достигает (в зависимости от типа горючего) 90%.

А стоимость любой продукции, завезенной из-за рубежа, привязана к валютному курсу.

Куда курс — туда и цена.

То же самое касается и нефтепродуктов, которые изготавливаются в Украине из импортного сырья.

И если черное золото на мировом рынке дорожает, то, соответственно, растут в цене бензин и дизель, которые являются продуктами нефтепереработки.

Да, нефть в розничной цене топлива занимает лишь около 30%, даже меньше доли налогов, но это все равно очень существенно.

Но на АЗС колебания курса гривны и стоимости нефти видны не сразу.

Как правило, цена горючего меняется где-то недели через две после встрясок на глобальном рынке топлива или на валютном рынке Украины.

Отчасти это связано с тем, что нефтетрейдеры делают закупки впрок, поэтому они все время торгуют из запасов, приобретенных по «старым» ценам.

Годовая потребность в нефтепродуктах в Украине составляет около 10,5 млн тонн.

Из них почти 9 млн тонн — это импорт.

То есть собственные добыча и переработка дают всего 1,5 млн тонн в год.

Добычей нефти занимаются в основном НАК Нафтогаз України и ее дочерние структуры — в частности, входящая Укрнафта, которая почти наполовину принадлежит бизнесменам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову.

Впрочем, низкий объем нефтедобычи можно списать на то, что в Украине нет такого объема залежей нефти, как в других странах.

По данным Госгеонедр, отечественные запасы нефти составляют лишь около 110 млн тонн.

Например, запасы черного золота в Венесуэле — порядка 41 млрд тонн, а в Ираке — 20 млрд тонн.

Впечатляет разница? Но Италия и ФРГ, Испания и Франция, Чехия и Австрия совсем не добывают нефть.

И ничего, от дефицита бензина не страдают.

Дело, на самом деле, в наличии перерабатывающих мощностей и возможности импортировать нефть от наиболее выгодных поставщиков.

Миллиарды на бензобаке. Как формируют цены на АЗС - Фото 1.

Корреспондент Стеллы украинских заправок ХОТЕЛИ БЫ САМИ, ДА НЕЧЕГО.

Да, одно дело купить готовое топливо, и совсем другое — произвести его самостоятельно.

Так ведь точно будет дешевле! Разве что отчасти — дешевле логистика.

Важнее другое: уровень технологий — от этого зависят себестоимость и безвредность для окружающей среды.

Но проблема в том, что из шести нефтеперерабатывающих предприятий в Украине функционируют только два — Кременчугский НПЗ и небольшой Шебелинский ГПЗ.

Херсонский НПЗ не работает с 2005 года.

Его остановили на модернизацию, но так и не запустили.

Надворнянский НПЗ не функционирует с 2011 года, Дрогобычский НПЗ — с 2012 года.

Они перерабатывали только нефть украинской добычи, поэтому сырья для них постоянно не хватало.

Лисичанский НПЗ остановился в 2012 году из-за перманентной убыточности, а Одесский НПЗ не работает с 2014 года.

Причина та же: нерентабельность.

В итоге Кременчугский НПЗ перерабатывает почти всю нефть, которую добывает Нафтогаз.

По данным Центра экономического восстановления и консалтинговой группы А-95, Кременчугский НПЗ за 2019 год произвел 627 тыс.

тонн бензинов и 649 тыс.

тонн дизтоплива.

Но, напомним, это всего лишь десятая часть того, что потребляет Украина за год.

Есть еще Шебелинский газоперерабатывающий завод, который принадлежит компании Укргаздобыча (она также входит в состав Нафтогаза).

Это крупнейшее в Украине предприятие по добыче природного газа и газового конденсата.

Объем топлива, который производит Шебелинский ГПЗ, совсем невелик.

За 2019 год он произвел 149 тыс.

тонн бензина и 88 тыс.

тонн дизеля.

К слову, до 2010 года Украина производила нефтепродуктов больше, чем импортировала.

В 2010 году объем производства нефтепродуктов составил 8,7 млн тонн, а импорт нефтепродуктов — 2 млн тонн.

Уже в 2015 году украинские НПЗ переработали всего 2,5 млн тонн нефти, в то время как импорт нефтепродуктов достиг почти 8 млн тонн.

ПРОЖОРЛИВЫЕ НАЛОГИ.

В розничной цене топлива его закупочная стоимость по импорту занимает около 50%.

То есть на входе литр горючего стоит где-то 10 грн.

Но все остальное в цене — это не заработок АЗС.

Под 40% «съедают» налоги.

Акцизный сбор и НДС.

Раньше еще в цену входил акцизный налог с розничной продажи подакцизных товаров, но с 2017 года его отменили.

Таким образом, каждый автомобилист отдает в государственный бюджет около 8 грн налогов с литра бензина и почти 7 грн налогов с каждого литра дизтоплива.

И величина этой суммы мало зависит от нефтяных котировок.

Например, акциз устанавливают не пропорционально цене, а в евро за тысячу литров.

Ну и правительство имеет привычку регулярно его повышать.

Что важно, акциз — величина непостоянная еще и по причине курса гривны к евро.

Так как акцизный сбор номинирован в евро.

Ставка акциза для бензинов в 2020 году составляет 213,5 евро/1.000 л, для дизтоплива — 139,5 евро/1.000 л.

Поэтому, когда курс падает, цена растет в гривнах не только из-за импортного происхождения нефти и нефтепродуктов, но еще и по причине валютной составляющей в налогах.

НДС «наворачивается» — само собой.

И на него приходится одна шестая розничной цены, как ни крути.

3-4% в цене топлива — это транспортировка и затраты АЗС, на оплату коммунальных услуг, на зарплату сотрудников, на охрану и т.

Все остальное — порядка 10% — заработок трейдеров.

То есть при нынешних ценах заправки получают с каждого литра бензина и солярки около 2 грн.

Много это или мало — вопрос дискуссионный.

Но даже если убрать из цены эту маржу, топливо все равно не будет стоить копейки.

Но это в ситуации, когда на рынке равновесие.

Если возникает дефицит, заработок трейдеров взлетает в разы.

И мы тогда удивляемся: как же так, курс стабилен, нефть дешевеет, а бензин — нет? К сожалению, дефицит на рынке горючки возникает в Украине достаточно часто и далеко не всегда по объективным причинам.

Проблема в том, что узки каналы снабжения.

И на эти каналы всякий раз кто-то хочет усесться.

ПОКУПАЕМ У СОСЕДЕЙ.

Топливо в Украину попадает по железной дороге, по морю и его ввозят автотранспортом (бензовозами).

Основные поставщики — это Беларусь, Российская Федерация и Литва.

По данным Центра Разумкова, из Беларуси поступает 38% топлива (оно преимущественно из российской нефти), из России — около 35% и из Литвы — чуть более 15%.

По подсчетам консалтинговой группы А-95, в первом квартале 2020 года бензин отечественного производства занимал почти 50% внутреннего рынка, остальные 50% поставок были из Беларуси.

Правда, в апреле Украина впервые с 2016 года возобновила импорт российского бензина.

Топливо ввозилось из РФ по железной дороге.

С дизелем все несколько сложнее.

Доля украинского ДТ в январе-марте 2020 года достигла почти 14%, российское топливо заняло 41% рынка и 32% поставок обеспечили Беларусь (из российского сырья) и Литва.

То, что осталось, перекрыл импорт через морские порты.

Через них поступает дизель из Болгарии, Израиля, Индии, Италии, Туркменистана и Турции.

Хотя доля морских поставок сравнительно невелика.

За 2019 год ТОП-10 крупнейших импортеров ввезли в Украину через порты всего лишь 640 тыс.

тонн ДТ.

Притом что страна за год потребляет в 10 раз больше этого вида горючего.

Западтранс, который качал солярку из России.

Но с 1 августа 2019 года Украина ввела пошлину на российское дизтопливо, которое поступает в страну по трубопроводам.

Сначала размер пошлины был 3,75%, потом вырос до 4%.

В итоге поставки по нефтепроводу Прикарпат.

Западтранс практически сошли на нет.

Нефть в чистом виде Украина почти не импортирует.

Поставки редкие и небольших объемов.

В июле 2019 года в Одесский порт приплыл танкер с партией сланцевой нефти из США объемом 75 тыс.

А в мае 2020 года в этот же порт пришла еще одна партия американской нефти, на этот раз марки WTI.

Периодически Украина принимает танкеры с нефтью, которая затем отправляется на переработку в Беларусь.

То есть украинские порты играют роль перевалочных пунктов для белорусских НПЗ.

С ПАНИКОЙ СПРАВИЛИСЬ.

НО НАДОЛГО ЛИ?.

На мировом нефтяном рынке неспокойно.

Из-за пандемии спрос резко сократился и образовался переизбыток нефти.

Многие нефтетрейдеры в марте-апреле даже фрахтовали морские суда — танкеры, чтобы временно хранить сырье.

В итоге в конце апреля произошел исторический обвал: котировки нефти марки Brent ушли ниже отметки $20/барр.

Только в мае нефть начала постепенно дорожать и к началу июня выросла в цене до $39/барр.

Одна из причин роста стоимости черного золота — сокращение добычи в крупнейших странах — поставщиках нефти, которые входят в ОПЕК+.

Членами этой организации является около двух десятков государств, в том числе Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Ирак, Ливия, Россия и Азербайджан.

Чтобы не допустить крах нефтяного рынка, еще в начале апреля страны — члены ОПЕК+ договорились о сокращении добычи нефти в мае-июне 2020 года на 10 млн барр.

в сутки, с июля по декабрь — на 8 млн барр.

в сутки, с января 2021 по апрель 2022 года — на 6 млн барр.

в сутки.

Такое искусственное ограничение добычи позволяет сдержать падение цен на нефть и повлиять на динамику нефтяных котировок.

Вдобавок Международное энергетическое агентство (МЭА) спрогнозировало, что во всем мире в 2020 году произойдет сокращение объемов потребления нефти.

В среднем на 8,6 млн барр./сутки, что, по данным МЭА, является самым большим падением в истории.

Причина все та же — глобальная эпидемия, которая привела к замедлению экономической активности на планете и к сокращению спроса на энергоресурсы.

Кризис ударит и по добыче сланцевой нефти в США.

В 2018 году 28 американских нефтедобывающих компаний стали банкротами, в 2019 году число банкротств возросло до 42.

А действующие предприятия сократят в 2020 году инвестиции в сланцевую добычу на 45%.

Нефтяники объясняют: при такой низкой стоимости нефти сланцевый бизнес попросту не имеет смысла.

Правда, нужно учесть, что в США добычей сланцевой нефти, помимо огромных корпораций, занимаются представители небольшого бизнеса.

Они легко как прекращают работы, так и возобновляют.

И нынешний рост котировок к 40 оживит многих из них.

Тем не менее аналитики и эксперты уверяют, что ценовых рекордов на нефтяном рынке в 2020 году явно не будет — ни вниз, ни вверх.

По прогнозам ОПЕК, во втором полугодии стоимость нефти не превысит $40/барр.

Это означает, что и в Украине цены на топлива существенно не вырастут и вряд ли превысят 22-23 грн/литр.

Конечно, при условии, что стабильной будет не только цена нефти, но и валютный курс.

Теги по теме
авто
Источник материала
loader
loader