Либеральная повестка местных выборов, или “О местных комсоргах замолвите слово”
Либеральная повестка местных выборов, или “О местных комсоргах замолвите слово”

Либеральная повестка местных выборов, или “О местных комсоргах замолвите слово”

Цели и задачи

1 апреля 2014-го года в Украине стартовал национальный проект реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти. За это время на местах сформировались административно-территориальные единицы самоуправления (громады), подкрепленные законодательной базой и финансовыми ресурсами для осуществления этих новых функций. За каждыми такими громадами стоят местные политические движения, которые, по задумке авторов реформы, должны лучше понимать потребности граждан своих административных единиц, и сумеют грамотнее распорядиться финансами. Позднее, эти политические движения будут подниматься выше в центральные органы управления, для реплицирования успешного опыта самоуправления на государственном уровне. Целью этой статьи является анализ предвыборных лозунгов на предстоящих местных выборах, как отражение того долгожданного взаимопонимания граждан и политиков на местах.

Взгляд из суфлерской

В целом процесс сегодняшнего предвыборного креатива хорошо описал Пелевин в Generation P, в диалоге бывшего учителя физики, директора Лефортовской кондитерской фабрики с крутыми рекламщиками:

  • Завод у вас замечательный! Но, может, сразу к делу? Какие корпоративные позиции будем закреплять?
  • Ну, не знаю… Поддоны у нас импортные, фторовые!
  • А вы не боитесь что все может кончиться? - спросил Татарский. - Ведь время сами знаете какое. Вдруг все рухнет?
  • Боюсь! А кто не боится?

Спокойный среди бурь! Лефортовский кондитерский комбинат.

По разновидностям предвыборного креатива кандидатов можно условно поделить на три группы: представители столичного политикума, которые пытаются применить риторику всеукраинских выборов на местном уровне; совсем местечковые политики, которые и вовсе не доросли до самоуправления; и, как не странно, слабые зачатки местного либерализма.

На примере львовской предвыборной риторики, к первой категории можно отнести представителя ЕС Олега Синютку, с его ошеломительным лозунгом “Без Львова нет Украины!”. Замени в этом слогане Львов на Луганск/Донецк/Крым, и такой слоган был бы вполне актуален на всеукраинских выборах, с прицелом на патриотический сектор. Но что из этого посыла должен вынести для себя обычный львовянин, с его вечными проблемами разбитых дорог и фасадов, увядающей инфраструктурой и социалкой? Приблизительно в том же фарватере двигается мэр Днепра Борис Филатов. Эти политики представляют себя великими полководцами на полотнах средневековых мастеров в полный рост, где обычных солдат на поле брани изображают маленькими точками. Друзья, вы уверены, что ваши консультанты хорошо понимают ваших избирателей?

Олегу Синютке вторит представитель местечковой политики Андрей Садовой, с лозунгом “Голосуй за своих!”. Андрей Иванович, вы уверены, что большая часть львовян ассоциируют себя с узким кругом “своих”? Судя по тому, как они с нетерпением ждали открытия границы для проезда на работу в Польшу, польские злотые им все-таки ближе. Аналогичная картина по многим областным центрам не только на западе, всех не имеет смысла перечислять - на фоне убогости и увядания узкие группы кучкуются по интересам.

Из этой массы неожиданно выделяются отдельные оазисы самоуправления. Винница оставляет после себя приятное впечатление: аккуратные дороги, отремонтированные фасады зданий, улица Пирогова с ее функционирующими больницами и медицинскими центрами вселяет уверенность за здоровье винничан, люди спокойны и чувствуют себя безопасно. Не удивительно, что количество заражений коронавирусом в Винницкой области невысокое, видно, что люди работают над модернизацией городской медицины уже не первый год. Предвыборные борды не пестрят провокационными лозунгами, просто фото и подпись. Согласитесь, так приятно поставить свою подпись под красивой городской картинкой, успехи местного самоуправления на лицо. К этой же категории можно отнести предвыборную риторику Кличко, “Изменения начнутся с Киева”. Киевляне могут возразить, мол,  изменения могли бы начать значительно раньше, но политическая программа свидетельствует о понимании своих задач: город должен быть комфортным, управлять городом должны горожане, которые собственными кошельками этот город и финансируют, в городе отводится важное место экономике, но без ущерба для истории.

Я прекрасно понимаю, что это всего лишь предвыборные обещания, и как там будет на самом деле никто не знает - скорее всего никак. Но на фоне доморощенных полководцев на белых конях и хуторских элит, наблюдается позитивный когнитивный процесс, который условно можно назвать либерализацией сознания обремененных властью людей. Ведь что объединяет эти три группы - стремление найти технологию консолидации общества вокруг идеи. Город, со времен Магдебургского права, это именно та среда, где зародился и продолжает формироваться либеральный взгляд на взаимодействие государства и общества. Конечно, глядя на дерибан местных бюджетов, можно в сердцах усомниться в необходимости децентрализации, мол,  Сталина на них всех нет. Но если обратиться к истории, то становится очевидным, что централизованная система принятия решений, со времен распада СССР, себя исчерпала, западный принцип распределенной системы управления себя оправдал ни раз. Но в таком случае, политика сталкивается с двумя основными своими задачами - научиться взаимодействовать с обществом для достижения общих целей, и грамотно управлять доступными ресурсами.

В далекие времена, в качестве такой консолидирующей идеи выступала религия, где полководец на белом коне как наместник бога на земле проводил волю господа, а граждане как рабы божьи вынуждены были подчиниться его воле. Сегодняшние художники и творцы выбирают в качестве своих героев далеко не полководцев, объектом их творчества становятся переживания и страхи обычного человека, они понимают что в современном обществе по другому людей не консолидировать, никакими АрМоВирами этого не достичь - в этом вся суть либерализма. Но в Украине этот термин воспринимают через призму экономики: либерализация рынка товаров и услуг. Товары и услуги - это результат взаимодействия свободных и умных людей - современное общество способно создавать смартфоны и электрокары, феодальному обществу это не под силу, в первую очередь из-за отсталых технологий консолидации. И лишь во вторую очередь, либеральная политика концентрируется на методах управления доступных ресурсов: с появлением письменности на папирусах древнего Египта тут выбор не сложный - современные информационные технологии позволяют собирать данные, анализировать их и направлять результаты анализа на решение тех задач, которые озвучены в процессе взаимодействия всего общества. Не нужно владеть аналитическими средствами современных поисковых машин, чтобы понять, что большинство горожан страдают от завышенных тарифов, цены на которые Кабмин позволил устанавливать местным органам самоуправления. И о чудо, Андрей Иванович, для модернизации городских ТЭЦ в громаде сегодня есть и финансы, и необходимые полномочия. Кто-то может сказать, что мол это социализм какой-то. Социализм заключается в том, что устаревшее оборудование работает с социалистической эффективностью, но заканчивается он в очереди на оплату тарифов - за чей счет тогда этот социализм. Олег Синютка мог бы спросить с борда “Все еще ждете мусороперерабатывающий завод?” - но он почему-то молчит...

Филатов мог бы озадачиться уровнем профессионального образования, местный бизнес не только в Днепре задыхается от нехватки квалифицированных рабочих рук. Уважаемые, посмотрите на свои города и области как на маленькие государства, в ваших руках все атрибуты государственной экономики - от вашего росчерка пера зависит состояние дел в региональной промышленности, медицине, образовании. А ведь позже, возможно, от этого росчерка будет зависеть работа министерств и ведомств центральных органов. Граждане выбирают вас во власть не для того, чтобы вы рассказывали гражданам как правильно любить родину, они ожидают от вас взаимодействия на равных, как это принято в развитом обществе.

В качестве домашнего задания, рекомендую всем полководцам и их консультантам книги израильского историка Юваля Ной Харари “Sapiens” и “Homo Deus”. Первая книга вышла в конце 2015-го года, и уже успела стать бестселлером, читается на одном дыхании за полтора дня. В них подробно разобраны все стадии развития общества Homo Sapiens, начиная с доисторических охотников-собирателей, и не ограничиваясь современностью. Автор раскрывает основные причины сегодняшнего фантастического развития современной цивилизации, и приоткрывает завесу развития будущего человека. Многие технологии по изменению генома человека и сращиванию алгоритмов с человеком в Украине еще долго будут недоступны, мы еще в 2008-м году опоздали на последний постиндустриальный вагон. Но речь сегодня идет о том, что мы можем лишиться билета в индустриальном вагоне, и окажемся в одном цивилизационном вагоне с Суданом и Египтом. Наше продуктивное взаимодействие с развитой Западной цивилизацией начнется ровно в тот момент, когда мы настроим понятное рациональное взаимодействие между собой, на основе широкой либеральной повестки. 

Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook

Популярные статьи сейчас
Украинцам трижды повысят минималку Украинцам назвали необходимые документы для получения социальной пенсии Задержанный в Минске журналист рассказал об ужасах в РУВД Минска Украинцев предупредили о масштабном отключении газа
Показать еще

 

 

Источник материала
Поделиться сюжетом