/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F137%2F6aee1390d0c239cf1a3a35e158f1fc73.jpg)
Рецензия на фантастический фильм Archive / «Создатель»
Archive / «Создатель» – красивая и печальная фантастическая история с элементами греческой трагедии и киберпанка, снятая в стилистике гениальной Moon / «Луна 2112» от Данкана Джонса.
И это совпадение не случайно.
Режиссер Archive Гэвин Ротери работал над Moon как концепт-художник и дизайнер.
Archive / «Создатель».
Жанр фантастика.
Режиссер Гэвин Ротери.
В ролях Тео Джеймс (Джордж Элмор), Стэйси Мартин (Джулс Элмор, J3, голос J2), Тимея Кинга Мадай (J2), Крис Шуберт (J1), Рона Митра (Симон), Тоби Джонс (Винсент Синклер), Лиа Ульямс (голос базы) и др.
Студии Independent, Head Gear Films.
Год выпуска 2020.
Сайты IMDb.
Archive – первая крупная режиссерская работа Гэвина Ротери.
Он же выступил как сценарист и продюсер картины.
Вообще же в кино Ротери попал из индустрии видеоигр, а его первой режиссерской работой стало создание вступительного ролика к Titanfall от Respawn Entertainment.
Ну и, вишенка на торте, Гэвин Ротери рисовал концепт-арты и прорабатывал дизайн кораблей для печально знаменитой Star Citizen Криса Робертса.
История, рассказанная в Archive, на самом деле очень простая и перекликается с той же Ex Machina Алекса Гарленда и Morgan Люка Скотта.
Главный герой фильма, талантливый робототехник Джордж Элмор (Тео Джеймс), живет на старой труднодоступной базе и занимается неким проектом по заказу крупной корпорации.
Вот только работает Джордж совсем над другими задачами, которые скрывает от своего начальства.
Компанию робототехнику составляют четыре живых существа: бессловесный и безрукий неповоротливый робот J1; более продвинутый робот J2, который может видеть сны, а по уровню интеллектуального развития соответствует девочке-подростку; и еще более крутой робот J3, подозрительно похожий на погибшую жену Джорджа.
А вот что за четвертое живое существо имеется на базе вы узнаете чуть позже.
Несмотря на вопиющее несоответствие английского и русского/украинского названия фильма, в данном случае я бы не спешил обвинять локализаторов в халтурном отношении к работе.
Скорей наоборот, столь кардинально изменив название, они оказали зрителям услугу, спрятав главный секрет фильма, слишком уж явно выпяченный его авторами.
Интересно, что неожиданный сюжетный поворот в финале, который многие рецензенты почему-то считают основным достоинством Archive, на самом деле легко просчитывается.
Авторы разбросали по базе такое количество подсказок, что заметить их должен даже слепой.
Так что увы, с точки зрения сюжета Archive действительно очень предсказуем и, сюрприз-сюрприз, это совсем не история Пигмалиона и Галатеи, хотя фрагменты этого греческого мифа здесь бесспорно есть, как есть они практически во всех книга и фильмах про роботов.
Художник Гэвин Ротери в первую очередь визионер и ценность Archive в его подражании стилистике фантастических фильмов и иллюстраций 70-х гг.
прошлого века.
Конечно, кто-то скажет, что с точки зрения дизайна и стерильности картинки Archive – это просто переснятая Moon / «Луна 2112», но это не совсем так.
Да, Ротери дружит с Данканом Джонсом и над визуальной частью Moon они работали вместе.
Но Moon в свою очередь опирается на классические фильмы прошлого века, то же самое делает и Archive.
В дизайне самой базы, надписей и индикаторов, внешнем виде роботов и интерфейсов ощущается явное влияние классических 2001: A Space Odyssey Стэнли Кубрика и Alien Ридли Скотта.
Если же говорить конкретно о Moon, то Archive в большей мере роднит с ней чувство одиночества и отчуждения главного героя от человечества, а не стилистика.
Хотя пересечения дизайна баз здесь бесспорно есть.
Вообще, Archive стоит посмотреть хотя бы ради дизайна базы и роботов.
Ротери построил в Будапеште полноразмерный макет этой самой базы, в котором и происходила основная часть съемок.
Что же до роботов, то это не CGI, а реальные модели, внутри которых находятся живые люди.
В крупном J1 – дизайнер Крис Шуберт, в меньшем J2 – бывшая артистка Cirque du Soleil Тимея Кинга Мадай.
J3 сыграла Стэйси Мартин.
Вообще у Стэйси Мартин в фильме целых три роли и со всеми она справилась великолепно.
Звезда скандальной двухтомной Nymphomaniac / «Нимфоманки» Ларса фон Триера (Том I, Том II) сыграла в Archive жену главного героя, Джулс Элмор; Галатею-J3 и подарила голос ревнивой Галатеи-J2.
Вообще J2, пожалуй, один из самых живых персонажей фильма, которому сопереживаешь больше других.
Что ж до исполнителя главной роли Тео Джеймса, которого вы могли видеть в печально известной серии Divergent / Insurgent / Allegiant и не менее бессмысленном Underworld: Blood Wars, то он явно не тянет доставшуюся ему роль.
До Сэма Рокуэлла в Moon ему как до неба.
Впрочем, как я понимаю, выбирать особо не приходилось, Тео Джеймс выступил одним из продюсеров фильма.
И хотя лично я посмотрел Archive с удовольствием, не заметив почти два часа хронометража, в целом это неторопливый и предсказуемый фильм.
Смотреть его стоит только ради визуальной части и трех перевоплощений актрисы Стэйси Мартин.
И да, лучше всего на английском.
Хотя Archive / «Создатель» и попал в ограниченный прокат, в Украине он пришелся на первую неделю после открытия кинотеатров, так что фильм вряд ли собрал хорошую кассу.
Впрочем, картина до сих пор идет в некоторых киевских клубах.
3.5.
Редакция ITC.
Плюсы: Стилистика фантастики 70-х гг.
прошлого века; очень красивая картинка и дизайн; живые и милые роботы; отличные актерские работы Стэйси Мартин.
Минусы: Финал картины предсказуем; невысокий темп повествования; посредственная игра Тео Джеймса.
Вывод: Фантастическая история, которую стоит смотреть только ради картинки и стилистики.
(Открывается в новом окне).

